СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Коммуникационные основы развития экономики региона


КОММУНИКАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

аспирант,

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте

Республики Башкортостан.

г. Уфа, Россия

В экономической деятельности конкретного региона Российской Федерации существует множество факторов: наличие природных ресурсов и определенных климатических условий, демографическая структура и величина накопленного капитала, особенности национального менталитета и политическое, государственное и общественное устройство страны.

Исходя из такого множества факторов, при подготовке конкретных мер, способствующих экономическому и социальному развитию регионов, ученым необходимо принимать во внимание количественные различия в уровне социально-экономического развития и динамике макро - экономических процессов в районах, наличие внутренних ресурсов для изменения экономической динамики, качество и скорость решения внутренних проблем, зависящих от поддержки на федеральном уровне и разумных действий местных властей.

Опыт, полученный в процессе управления развитием экономики одного конкретного региона Российской Федерации, показывает, что исходя из задач решения важных социальных проблем, в первую очередь решаются такие важные задачи, как формирование управленческой системы в промышленности, привлечение негосударственных инвестиционных ресурсов для финансирования программ развития.

Все это требует высокой согласованности и точности в действиях исполнительных органов власти и хозяйствующих субъектов всех форм собственности. В настоящее время прослеживается четкая тенденция к самостоятельности регионов, несущих значительную ответственность за результаты роста экономических показателей. Социально-экономическое состояние регионов определяется рядом факторов: от макроэкономических условий и географического положения до методов регионального управления.

Вопреки стандартам плановой экономики, некогда являющейся догматическим воззрением в России, на первое место выходит не просто производство продукта, а производство, способное ответить любым технологическим вызовам, производство, способное учитывать постоянно меняющиеся запросы потребителей и умеющее действовать в рамках нового, более динамичного конкурентного окружения и социального контроля.

На данный момент в России наблюдается рост удельного веса перерабатывающих отраслей, иными словами, происходит процесс все более масштабной индустриализации, характеризующийся также увеличением удельного веса добывающих отраслей.

С точки зрения развития экономики страны в целом, данный процесс несет позитивный характер. Наряду с процессом индустриализации наблюдается рост сектора оказания услуг.

В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно для постиндустриальной стадии развития общества [1]. Оценка перспектив устойчивого развития регионов РФ, проведенная на основе типологизации субъектов РФ, предложенной Советом Федерации Федерального Собрания России, позволила выделить по уровню экономического развития, структуре производства, уровню развития инфраструктуры и обеспеченности квалифицированными кадрами и другим показателям группы областей, краев и республик [3].

С переходом России на рыночные отношения начался процесс не только становления новых технологий и методов в экономике, но и развитие исследований в этой области. Одной из данных областей является региональная экономика с точки зрения коммуникативного подхода к вопросам развития регионов.

Г осударственное регулирование процессов коммуникации региональных предприятий является важнейшим элементом на пути достижения быстрых темпов развития регионов и городов. Развитие потребительских рынков в регионах повлечет за собой общий подъем показателей социально-экономической сферы в целом по стране, способный привести не только к росту экономики, но и социальной, демографической и политической стабильности.

Органы управления субъектов федерации в целях быстрых темпов развития региона в социально-экономической сфере, используют инструменты регулирования:

методы привлечения инвестиций в регион за счет инструментов региональной промышленной политики;

стратегическое планирование развития региона в условиях быстрых темпов развития региона;

методы регионального маркетинга и продвижение регионов.

Учитывая темпы развития регионов, требуется непрерывный рост знаний и навыков у персонала администраций и постоянное обновление знаний как в экономической, так и в социальной сфере.

Необходимо прохождение курсов повышения квалификаций при помощи инновационных методов - семинаров, вебинаров, деловых игр, стажировок.

Следует уделять особое внимание опыту и практике других субъектов и регионов и перенимать их опыт, используя приемы так называемого бенчмаркинга. Бэнчмаркинг, как инструмент развития региона, призван эффективно влиять на состояние роста экономических и социальных показателей в регионе.

Суть бэнчмаркига состоит в том, что в работе по развитию определенных отраслей (и региона в целом) применяются лучшие практики и инновационные решения, разработанные другими регионами (организациями) для достижения максимального эффекта темпов роста как экономических, так и показателей социального благополучия.

Для сравнения внутренних процессов региона выбирается наиболее близкий по экономическим показателям регион.

При этом следует четко следовать этапам бэнчмаркинга:

определить, проанализировать и детализировать процессы и объекты бэнчмаркинга;

определить состав специалистов, которые будут заниматься вопросом изучения причинно-следственных связей в процессах развития более развитых регионов;

собрать и проанализировать информацию;

составить план мероприятий, согласно которому будут проводиться дальнейшие процессы по внедрению стратегических целей и мероприятий.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать выводы:

экономическое благосостояние регионов РФ определяется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, наличие природных ископаемых), но и качеством управления их социальноэкономического развития;

необходимо использовать современные методы регионального менеджмента - стратегическое планирование, региональный маркетинг;

основным фактором успеха в управлении региональным развитием становится уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию [4].

Привлечение в регион новых экономических агентов, способствующих процветанию региона наряду со стратегическим планированием, является наиболее значимым методом управления экономическим развитием региона.

Стратегическое планирование начинается с момента определения целей и задач развития.

Цели определяют необходимую стадию развития, достижение которой будет благоприятным для социально-экономической сферы.

К процессу определения целей развития требуется привлечь работников администрации, крупные региональные корпорации и представителей общественности.

В стратегическое планирование должны входить ключевые аспекты:

контроль и управление природными ресурсами, развитие имеющихся мест добычи и поиск новых залежей природных ископаемых, как следствие этого необходимо развитие георазведки и геоинформационных систем;

управление и развитие собственности, находящейся в подведомстве у региональных бюджетных фондов;

привлечение инвесторов из соседних регионов, а также инвестиционных потоков из-за рубежа;

поддержка и развитие малого предпринимательства за счет регулирования здоровой конкурентной среды на рынках региона;

разрешение жилищных вопросов за счет мер по реформированию жилищно-коммунальной сферы.

Г лавная и неоспоримая задачей стратегического планирования - это выход из кризиса и повышение уровня благосостояния и уровня жизни граждан, обеспечение высокого уровня качества жизни и возможность создания всех необходимых условий.

Стратегическое планирование следует разделить на этапы.

Определение целей и задач развития.

Определение вектора развития региона и субъекта.

Разработка концепции и плана развития.

Анализ эффективности принятых мер, необходимое регулирование

целей и переоценка методов их достижения.

В настоящее время в стране проводятся крупномасштабные реформы в различных сферах общественных отношений - федеративной, административной, политической, избирательной, социальноэкономической.

Можно выделить основные приоритеты развития федеративных отношений, которые необходимо учитывать при планировании социальноэкономического развития:

завершение разграничения полномочий между всеми уровнями публичной власти;

повышение эффективности работы государственного аппарата;

развитие межбюджетных отношений;

реализация государственной инвестиционной политики в целях стимулирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

укрепление субъектов Российской Федерации путем их объединения.

Действующая федеральная политика в отношении регионов направлена преимущественно на решение социальных и политических, а не экономических задач.

Финансовые меры государственного регулирования (в первую очередь, выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов

Российской Федерации) являются малоэффективными. Сложившаяся система бюджетного федерализма, во-первых, частично снижает существующую дифференциацию (после выравнивания разница в уровне бюджетной обеспеченности между отдельными субъектами Российской Федерации снижается, но все равно этот уровень различается в 3 - 4 раза), во-вторых, не способствует развитию, так как не стимулирует дотационные субъекты Российской Федерации повышать уровень доходов в ожидании выравнивающих трансфертов.

При этом выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации должно быть направлено на ограниченный перечень параметров (обеспечение конституционных гарантий прав граждан) по фиксированному минимальному уровню. Государственная политика регионального развития должна быть направлена на повышение этого минимального уровня, то есть на повышение уровня жизни граждан (создание рабочих мест, развитие социальной сферы, транспортной и иной инфраструктуры).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

Видяпина, В. И. Региональная экономика: учебник / В. И. Видяпина, М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2007. 666 с.

Морозова, Т. Г. Региональная экономика мира: учебник для вузов / Т. Г. Морозова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 472 с.

Общество и экономика: международный научный и общественнополитический журнал. М.: Наука, 2008.

Россия в цифрах: стат. сб. М.: Финансы и статистика, 2009. 255 с.


Фаттахов Руслан Дамирович ,





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ