СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Институциональное развитие управления инновационной деятельностью в регионе


ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ

аспирант,

Башкирский государственный университет,

г. Уфа, Россия

Формирование благоприятной социально-экономической среды в большей мере определяется состоянием системы действующих институциональных структур. На протяжении столетий люди создавали различные институты, в том числе и экономические, тем самым стараясь выработать действенную модель управления. Попытки сформировать реально функционирующие институциональные структуры управления инновационной деятельностью региона приобретают в последнее время все большую актуальность.

По уровню и динамике развития Башкортостан входит в ТОП-10 регионов лидеров России, занимает 1 место в номинации агентства «Эксперт РА», «Минимальные экономические риски» по инвестиционной привлекательности регионов России. В республике 32 769 объектов малого предпринимательства (МСП), суммарный оборот которых более 560 млрд рублей в год. Приоритетами развития инновационной деятельности в республике Башкортостан выступают следующие отрасли: авиация и транспорт, индустрия наноматериалов, системы используемые в производственной деятельности, рациональное природопользование и энергетика. Технопарки в республике: научно-производственное некоммерческое партнерство «Технопарк Авиационных Технологий» (НП «Технопарк АТ»), «Технопарк ОАО Эколайн», «Технопарк Башкирия», «Технопарк ГУП Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан», «Технопарк Инмаш», «Технопарк «Медтехника», «Технопарк «Хозрасчетный творческий центр ГБОУ ВПО УГАТУ». В области НИОКР в Башкортостане занято 60 предприятий, где трудятся более 7,6 тыс. человек. А образовательный потенциал представлен 12 вузами, 18 научными организациями, 22 малыми инновационными предприятиями при вузах [6].

Однако, как бы то ни было, наряду с уже действующими структурами управления в сфере инновационной деятельности добиться отличных результатов пока не удается. Согласно исследованию НИУ ВШЭ, по показателю РРИИ, республика Башкортостан является представителем второй группы субъектов, занимая 13 место из 83 (0,446 - за 2014 год). Выяснилось, что ряд регионов в рамках этой группы имеют одно и то же слабое место - социально-экономические условия инновационной деятельности при относительном равномерном развитии других тематических блоков [3]. Возможно, решение проблемы связано с созданием новых институциональных взаимосвязей в существующей системе управления инновациями, либо с модернизацией уже существующих институтов.

Сегодня институциональному развитию экономики начинает уделяться все большее внимание. В рамках направления в науке выступает идея институциональной и неоинституциональной экономики (разделы классического и современного институционального направления). Наиболее выдающимися представителями этого направления являются Р. Коуз, Р. Познер, Д. Стиглиц, О. Уильямсон, Д. Норт, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок. Исследования в России представлены трудами Р.Капелюшникова, Р. Нуреева, А. Олейника, В. Полтеровича, А. Шастико, Е. Бренделева. Согласно институционализму, необходимость управления на уровне государства социально-экономическим развитием в регионе в большей степени определена несовершенством рыночного механизма и, как следствие, невозможностью решать проблемы на уровне государства и регионов. Причиной тому является совокупность взаимоотношений, в области общественного сектора экономики, которым чужды рыночные правила и имеют к условиям рынка весьма существенную неприспособленность. В большей мере обусловлено это тем, что регулирование действует на уровне государства, потому что рыночные механизмы не работают. Что касается рыночного механизма, успешное функционирование невозможно из-за отсутствия определяющих условий в неоклассической экономической теории (свобода выбора, рациональное поведение, конкуренция) [5].

Для субъектов РФ создание благоприятной институциональной среды является чрезвычайно важной задачей. Согласно Постановлению Правительства РБ «Об условиях и порядке создания и развития субъектов инновационной инфраструктуры» от 11 августа 2008 года N 278, на территории республики рекомендована организация работ по формированию субъектов инновационной инфраструктуры на подведомственных территориях [1]. Как резульат - в республике функционируют следующие инфраструктурные субъекты и объекты: бизнес-инкубаторы («Колос», АНО «Бизнес-центр» Юг Башкортостана», Молодежный бизнес-инкубатор при Фонде развития и поддержки МСП РБ); центры трансфера технологий («Центр трансфера технологий в области наноиндустрии общества с ограниченной ответственностью «Инновации, образование, наука», «Центр трансфера технологий Академии наук Республики Башкортостан»); индустриальные парки (« Прикамье», «Салават», «Хим Терра», производственно-технологические центры (инновационные площадки на базе 300 предприятий).

Стимулирование в республике во многом осуществляется благодаря финансовой помощи организаций (Венчурный фонд, ОАО «Региональный фонд», ОАО «Корпорация развития», Гарантийный фонд, Лизинговый фонд, АНО Центр микрофинансирования Республики Башкортостан). Но следует отметить, что проблема поиска способов увеличения финансирования в научно-технической и инновационной сферах не только по республике, но в целом по России, до сих пор актуальна. Доля затрат на НИОКР зарубежных стран в общем итоге расходов бюджета за последние 20 лет отличается относительной стабильностью: 6 - 7 % в США; 4 - 5 % во Франции, Германии, Великобритании, Италии, Великобритании; 3 - 3,5 % в Японии. Финансовая поддержка науки за счет бюджетных сре дств в России в 15 раз ниже, чем в США и в 4 раза меньше, чем в Японии. Наряду с этим, в развитых странах в общем итоге расходов бюджета на НИОКР доля бюджетных ассигнований составляет не более 25 - 50 %. В России более 90 % средств федерального бюджета расходуется на НИОКР, а доля расходов бюджетов субъектов РФ на науку незначительна [4]. Это мешает становлению благоприятной институциональной среды. Идеальная среда институциональных структур управления в регионе социальноэкономическим развитием должна отличаться качествами: демократичность, направленность на достижение желаемых результатов; достаточность силы воздействия; простота понимания; социальнопсихологические мотивации; адаптивность; стимулирование прогрессивное развитие региона [2, с. 21].

Региональный модуль инновационной деятельности в РБ представлен таким институтами как: Административно-совещательный комплекс (Правительство Республики Башкортостан, Совет по научнотехнической и инновационной политике Республики Башкортостан, Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан), Финансовый сектор (Бюджет РФ, Бюджет РБ, Кредитнофинансовые организации), информационно-консультативный сектор (СМИ, ГАУ РНТИК « Баштехинформ», Консалтинговые и инжиниринговые центры), и инновационный актив (Кластеры, субъекты инновационной инфраструктуры, НИЦ). Таким образом, можно говорить лишь об отдельности элементов системы инновации. Но эти элементы разрознены и им не хватает единого объединяющего начала, который превратил бы их в мощнейший инструмент эффективного использования и претворения в жизнь научных идей.

Тем не менее, надо понимать, что необходимость централизованного вмешательства обусловлена объективными причинами, но в то же время политика и экономика неразрывно связаны, как и в модели тройной спирали (Triple Helix Innovation ) . Поэтому вполне логично выделить и

другие элементы, повышающие результативность регионального управления инновационной деятельностью, то есть структуры, охватывающие такие институты как законы, правила поведения экономических агентов, а также отношения и связи между ними, требующие совершенствования. К примеру, можно привести

законодательство: Инновации в Республике Башкортостан регулируются законом «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан» от 28 декабря 2006 года № 400-3, но в то же время отсутствует законодательство на федеральном уровне, которое могло бы решить проблемы, содержащие в себе региональный аспект, обеспечивающий делегирование полномочий между различными уровнями управления [6].

Другим шагом к объединяющему началу является создание высококачественного массово-информационного пространства. Дело в том, что сфера инновационной деятельности все чаще испытывает информационную перегрузку: в то время как информация изобилует, ее (информации) качество - оставляет желать лучшего (проблема перехода количества в качество). Алгоритм решения проблемы следующий: во- первых, необходима экспертиза, которая заключается в том, чтобы при помощи экспертных групп определить какие проекты - выгодны, какие - нет; обучение - обретение новых научных и практических навыков; ресурсообеспечение - снабжение всем необходимых для воплощения проектов в жизнь; опыт и сопровождение - бизнес консультации, сопровождения бизнеса.

В качестве мероприятий по идеализации институциональной среды инновационной деятельности может выступать создание бизнес-клубов на уровне регионов (не только с культурно-познавательным сектором, но и с юридическим сектором). Успешным примером служит деятельность российско-китайского бизнес клуба при РСМ (Российский Союз Молодежи).

Таким образом, деятельность и основные силы государственных органов региона необходимо направить на развитие региональной экономической взаимосвязи и взаимоотношений, которые основываются на совершенствовании институционального взаимодействия и взаимовыгодного торгово-экономической кооперации и форм взаимодействия с другими регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья (наряду с последними событиями на мировой политической арене - сотрудничество со странами ШОС и БРИКС), благодаря чему можно сконцентрироваться на экономическом развитии региона в части конкурентных преимуществ: природный, трудовой и интеллектуальный потенциал.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Постановление Правительства Республики Башкортостан «Об условиях и порядке создания и развития субъектов инновационной инфраструктуры» от 11 августа 2008 г. № 278. URL: base.ga- rant.ru/17719140/ (дата обращения: 14.10.2015).

Виноградова, А.В. Институциональная экономика: теория и практика / А.В. Виноградова. Нижний Новгород: Нижегородский Университет, 2012. 70 с.

Гохберг, Л.М. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации / Л.М. Гохберг. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 88 с.

Иванова, Н. Финансовые механизмы научно-технической политики (опыт стран Запада) / Н. Иванова // Международный журнал проблемы теории и практики управления. URL: www.ptpu.ru/default.asp (дата обращения: 19.11.2015).

Институциональный механизм регионального управления - сайт Консалтинговой группы «Резалт». URL: bplans.r-cons.ru

РЦИ Республики Башкортостан. Первые результаты и перспективы развития - официальный сайт Регионального центра инжиниринга. URL: biocluster.bashkortostan.ru


Давлетгареева Алия Рафиковна ,





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ