СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Инновационный подход в управлении мегаполисами россии


ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ МЕГАПОЛИСАМИ РОССИИ

аспирант,

Башкирский государственный университет, г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия

Мегаполисы являются центрами инновационного развития современной экономики, и самые крупные высоко модернизированные мировые столицы (Нью-Йорк, Лондон, Токио) это доказывают.

Инновационные передовые мегаполисы - это «двигатели будущего», это перспективные центры не только экономического, но и культурного, социального, политического, информационного, научного развития страны.

В России мегаполисами-лидерами являются Москва и С анкт- Петербург. По мнению Лаппо Г.М., «мегаполисы в России - это приводные ремни модернизации страны» [2].

Концентрация внимания и разработка инновационного подхода в управлении мегаполисами России будет стремительно выводить нашу страну в ряд мировых лидеров развитых стран.

Москва - столица нашей страны. Самый передовой город во всех смыслах этого слова на территории нашего государства. Она привлекает своими возможностями, чудной историей, концентрацией большой массы инвестиционного капитала, широкой инфраструктурой, возможностью коммуникативного общения между разными социальными группами.

На Москву приходится более 21 % суммарного валового

регионального продукта (ВРП) всех регионов, причем за годы экономического роста эта доля увеличилась. Москва - единственный в стране крупный город постиндустриальной экономики, в структуре ее ВРП 84 % составляют услуги (в Петербурге только 63 %) [4].

Ключевым фактором инновационного развития нашей столицы являются инвестиции. Рассмотрим динамику инвестиций за три года в табл. 1.

Таблица 1. Инвестиции в основной капитал (в фактически действующих ценах), млн руб. [3]

2011
2012
2013
856 424,1
1 220 096,6
1 412 085,9

Таким образом, можно отметить, что в период с 2011 года по 2013 год произошел значительный рост инвестиций в основной капитал.

Это говорит об инновационном росте нашей столицы, так как повышается инвестиционная активность экономических субъектов.

Но в порыве к аккумулированию финансовых ресурсов следует не забывать об экологических «провалах» столицы. В действительности, экология в г. Москва оставляет желать лучшего. Поэтому при разработке инновационного подхода следует помнить об экологическом факторе.

Г оворя о второй столице нашей страны, о городе Санкт-Петербурге, невозможно не отметить такой фактор инновационного развития, как развитие науки и интеллектуального потенциала населения. Это объясняется самой историей развития северной столицы.

Именно интеллектуально развитое население здесь послужит толчком к дальнейшему инновационному развитию. Но одним «умным» населением нельзя обойтись: необходимы инвестиции, финансовые вложения в реализацию инновационных проектов.

Рассмотрим динамику инвестиций в основной капитал за три года (табл. 2).

Таблица 2. Инвестиции в основной капитал

(в фактически действующих ценах), млн руб. [3]

2011
2012
2013
360 367,6
352 116,1
366 877,1

Можно отметить, что в Санкт-Петербурге (по сравнению с Москвой) за три года произошли незначительные увеличения инвестиций в основной капитал, кроме того, удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемый за счет средств федерального бюджета уменьшается.

Важнейшим условием обеспечения устойчивого экономического роста является развитие базовых отраслей экономики Санкт-Петербурга, и прежде всего промышленности, обладающей существенным потенциалом развития [1].

Однако проблемы системного характера, накопившиеся в этой отрасли, не дают оснований рассчитывать на быстрое их решение. Действенность усилий по инновационному развитию промышленности будет в значительной степени определяться синхронизации мер, предпринимаемых как органами власти, так и собственниками предприятий при решающей роли федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти Санкт-Петербурга [1].

Рассматривая лишь динамику инвестиционных ресурсов самых крупных городов России, можно сказать о неравномерности их развитии в данном аспекте.

Разрабатывая инновационные подходы в управлении мегаполисами России, необходимо учитывать уникальные особенности каждого мегаполиса, но приоритетные направления развития должны быть схожими, также необходимо обеспечить сотрудничество и единую коммуникативную сеть передачи информации между крупными городами.

Следует также отметить, что три необходимых блока следует рассматривать воедино при разработке инновационного подхода в управлении мегаполисом (рис.).

Блоки инновационного подхода в управлении мегаполисами

(составлено автором)

В России есть два пути инновационного развития. Первый путь - это полагаться на зарубежный опыт развития, второй - самобытный, то есть развиваться по своему уникальному пути. Но перед тем как разработать инновационный подход к управлению, необходимо прибегнуть к методу научной абстракции: отвлечься от всего лишнего и выстроить примерный план ключевых пунктов по созданию такого инновационного подхода.

Во-первых, нужно понимать, что данный подход не может быть ориентирован на очень короткий срок своего существования, следует ориентироваться на долгосрочную перспективу: на 10 - 15 лет.

Во-вторых, обязательное взаимодействие государства и бизнеса. Еще известный ученый Кейнс, говорил о том, что государству просто необходимо вмешиваться в экономику, что рынок не способен держать все под контролем. Особенно это касается нормативно-правовой базы и недостаточности ее содержания в регулировании инновационного процесса экономикой.

В-третьих, это создание инновационных площадок развития: технопарков и кластеров.

В-четвертых, это изыскание дополнительных финансовых ресурсов для финансирования инновационного процесса при поддержке государства. Пожалуй, это самый сложный пункт из всего плана, так как государству следует еще глубже проводить государственный контроль с целью уменьшить долю теневого сектора экономики, который составляет значительную часть. Этого можно достичь только при помощи совершенствовании законодательства и ужесточения мер со стороны контрольных органов исполнительной власти.

Таким образом, мегаполис - «явление» противоречивое. С одной стороны, это несомненные вершины развития экономики страны, с другой - вершины, в которой есть «ямы» экономического и социального развития. При разработке плана инновационного подхода в управлении мегаполисами нужно учитывать риски, возникающие на микро-, макро- и мегауровнях развития экономической системы в целом. Нужно подчеркнуть, что именно нехватка инвестиционных средств сильно ослабляет инновационный потенциал мегаполисов России. Поэтому разработке инновационного подхода к управлению мегаполисами нужно уделить особое внимание, так как это будет частью макроэкономического подхода к управлению государством.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Котов, А.И. Инновационное будущее Санкт-Петербурга / А.И. Котов // Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. № 1. С. 92 - 98.

Лаппо, Г. Городские агломерации России / Г. Лаппо [и др.] // Демоскоп. 2010. № 407 - 408.

Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2014: стат. сб. М.: Росстат, 2014. 433 с.

Скрипниченко, Д.Ю. Крупный город как ключевой фактор эволюционной модернизации экономики России / Д.Ю. Скрипниченко // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 2.


Харичкова Лина Игоревна,





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ