СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Исламская модель: причины кризиса, учет


Исламская модель: причины кризиса, учет

Аннотация: статья посвящена вопросам Исламской модели бухгалтерского учета: причины кризиса, учет. Рассмотрены основные элементы модели, задачи, главный принцип, основа зарабатывания процентов.

Ключевые слова: Исламская экономика, нормы Ислама, спекулятивный доход.

«Исламская экономика», особенно ее финансовые аспекты, такие как банкинг, страхование, налоги, не могут быть правильно осознаны и усвоены только лишь умозрительным, рассудочным путем.

Самодовлеющий рассудочно-расчетливый подход - это отличительная черта западной экономической модели. В своем качестве исламские нормы в финансах и экономике действительно надконфессиональные. Они актуальны для всей мировой финансовой системы.

Разновидности моделей учета и отчетности в мире.

В странах с похожими социально-экономическими условиями системы учета имеют много общего, и интерпретация метода учета в целом одинакова, что позволяет обобщить их в определенные модели учета.

англо-американскую

континентальную

южноамериканскую

интернациональную

исламскую.

Доминирует религиозный фактор, который углубляет и развивает заложенную в Коране систему человеческих ценностей.

Экономическая доктрина обосновывает экономическую стратегию человека с моральной точки зрения, имея целью обеспечение справедливого равновесия между материальными и духовными потребностями, а также между индивидуальными и общественными обязанностями.

Главным элементом модели является запрет на спекулятивный доход и на ряд видов деятельности.

Исламский учет можно определить как «модель бухгалтерского учета», применение которой позволяет не только предоставлять достоверную информацию в формате различных финансовых показателей, но и сигнализировать заинтересованным сторонам о том, что компания ведет хозяйственную деятельность и выполняет свои социально - экономические задачи в соответствии с исламским шариатом.

При формировании информации исламский бухгалтерский учет должен обеспечивать решение таких задач, как точное калькулирование Закята (обязательный годовой налог в пользу бедных), справедливое распределение полученных доходов, создание и развитие только дозволенных исламом видов деятельности с гарантией, что функционирование исламских компаний способствует социально-экономическому развитию общества.

Такое представление информации крайне важно субъектам хозяйственной деятельности, которые имеют дело с исламскими финансовыми институтами, для принятия экономических решений по распределению экономических ресурсов на благо общества.

Исламские банки строго придерживаются норм ислама, в соответствии с которыми кредитование со ссудным процентом (ростовщичество) запрещено. Все исламские финансовые инструменты построены таким образом, чтобы выполнить данное условие и в то же время получать прибыль от своей деятельности.

Традиционный банк, по сути, покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет ссудного процента. Исламский же банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную.

Банк открывает счета, на которых аккумулирует средства вкладчиков. Этими средствами он финансирует предпринимателей. Однако вместо традиционного процента предприниматель делит полученную прибыль с банком, а тот, в свою очередь, с вкладчиком.

Главный же принцип таков: вознаграждение банка или вкладчика не является изначально гарантированным, а возникает как производное от прибыли бизнеса. Таким образом, из экономического оборота полностью выводится основа господствующей банковской системы - ссудный процент. Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что, поскольку деньги не есть товар, они не могут возрастать лишь потому, что были выданы в виде ссуды.

Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложенными в экономику, создали реальную добавленную стоимость.

Поэтому традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, вне закона. Равно как и облигации - процентные бумаги. Взамен традиционных банковских и инвестиционных продуктов в исламском мире существует целый ряд своих специфических форм.

Исламскому банкингу более тысячи лет. Свое нынешнее возрождение он начал в 1980 году, после нефтяного кризиса и необходимости утилизации избыточных пассивов. В кризисный 2009 год исламские банки получили стабильную (среднюю за все годы) 15- процентную прибыль, на 40 процентов увеличив свое присутствие по всему миру - до одного триллиона долларов. Фондовый рынок, контролируемый исламскими банками, наименее пострадал во время кризиса. Обычные банки получают шальные доходы в стадии подъема экономики, становясь причиной кризиса. Никакие сдерживающие факторы не смогли этому воспрепятствовать. Принцип исламского банка не раскручивает кризис, дает возможность ровного финансирования экономики во все времена.

Исламские банки не занимаются спекуляциями на виртуальных фондовых рынках. Они вкладывают деньги в реальные активы.

В исламских банках нет фиксированной процентной ставки. Принцип получения прибыли и разделения ответственности в долевом участии собственника предприятия, банка и вкладчика. Исламские банки непосредственно участвуют в управлении производством через прямые инвестиции управляющих пакетов акций (более десяти процентов).

Решения о вложении средств в проекты, аудит, отчетность предприятия производятся не единолично, а советом директоров.

Исламские банки владеют управляющими пакетами акций, имеют возможность контролировать прибыль. В случае ее сокрытия они судятся с владельцами. Этим они защищают мелких вкладчиков, у которых такой возможности контроля нет. Вложение в исламский банк принципиально лучше, чем портфельные инвестиции. Миноритарные владельцы акций, как показала практика у нас, не получают положенных дивидендов по акциям. Здесь же реальная борьба с коррупцией и теневым бизнесом.

Вкладывая деньги в традиционные банки, вы не знаете, на каких операциях банк будет зарабатывать вам проценты, кому он выдаст кредит. Часто об этом узнаешь только после введения администрации в банк и замораживания вашего вклада. Страх, что вы легко потеряете все сбережения, преодолевается алчностью к нереальным процентам. Исламский же банк дает чувство сопричастности к реальному производству. Страховка вклада в исламских банках не позволит потерять значительную сумму при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств.

Исламский банкинг потенциально является «нишей» для выживания и перестройки деятельности банков в условиях глубокого и продолжительного системного кризиса.

При этом:

ситуация кризиса создает не только серьезные угрозы, но также стимулы и возможности для перестройки банковской деятельности на основе партнерского финансирования (при этом целесообразно организовать диагно- стику/мониторинг и сравнение эффективности и рисков банковских операций, основанных на процентном и партнерском финансировании);

с учетом российских условий, в том числе правовых, продукты и операции исламского банкинга реализуются не столько напрямую, сколько с помощью специально сформированной инвестиционной инфраструктуры вокруг банка;

специфика российских условий предполагает не механический перенос исламских финансовых инструментов, а создание на основе использования зарубежного опыта собственных адаптированных инвестиционнобанковских продуктов;

реализация принципов партнерского финансирования открывает дополнительные внесистемные возможности антикризисной адаптации банковского бизнеса, а также конкуренции с теневой банковской системой верхнего и нижнего уровня;

логика текущего кризиса определяет на данный момент два основных сценария развития событий в банковской системе страны (дефляционный - острый и инфляционный - мягкий), которые, к сожалению, зависят в решающей степени от внешнего (глобального) финансового центра;

происходящее активное осмысление кризисной ситуации уже приводит к появлению и апробации новых форм предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые могут стать стимулом для поэтапной «перезагрузки» банковского бизнеса.

Литература:

Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. дом Марджани, 2010 г.

Лисовская И.А., Сидорова М.И. МСФО: Анализ мирового опыта глобальной стандартизации учета // Международный бухгалтерский учет,2013 г.

Макунина И.В., Хоружий Л.И., Матчинов В.А. Международные стандарты финансовой отчетности. / Учебное пособие для магистров и студентов вузов, обучающихся по учебной программе «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, Учетнофинансовый факультет, Кафедра бухгалтерского учета. Тверь, 2009.

Умаров Х.С. Основные модели учета и отчетности в мире // Ауд и- тор,2013г.

Умаров Х.С. Конвергенция исламских стандартов бухгалтерского учета и МСФО //Финансовый бизнес,2013 г. С. 68-71.


Миронцева А.В., Медведева Е.В. ФГБОУВОРГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ