СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Налоговое бремя как сдерживающий фактор развития малого и среднего бизнеса


Налоговое бремя как сдерживающий фактор развития малого и среднего бизнеса

Ключевые слова: малый и средний бизнес, налогообложение, предпринимательское право, налоговая система.

На современном этапе развития рыночной экономики малые предприятия играют важнейшую роль опоры всего предпринимательства, поскольку модель их экономического поведения во многом носит инновационный характер, а демократичность управленческого аппарата создает предпосылки для бы- строго реагирования на изменения в хозяйственной среде государства. Также они очень важны с точки зрения обеспечения занятости населения, а это неразрывно связано с обеспечением экономической безопасности государства.

Фактическое состояние малого бизнеса в РФ представителями заинтересованных сторон оценивается как неудовлетворительное. Почему же так происходит?

Прежде всего, это зависит от совокупности факторов, таких как нестабильность нормативно-правовой базы, несовершенство механизма реализации на практике закрепленных в законе норм, недостатки системы налогообложения, административные барьеры, несогласованность действий федеральных и региональных властей, высокие ставки по кредитам, нехватка объемов финансирования программ различного уровня, бюрократизм и взяточничество чиновников.

На первое место исследователи данной проблемы ставят налоговое бремя. Действительно, жесткость современной налоговой системы негативно влияет на развитие деловой среды малого предпринимательства. Процесс совершенствования налоговой системы, направленный не только на формирование бездефицитного бюджета, но и на стимулирование роста производства, развитие субъектов малого предпринимательства, должно быть важной задачей настоящего времени.

Самым «страшным» нововведением налоговой сферы в 2015 году с точки зрения малого бизнеса могло стать введение муниципального (в последней редакции торгового) сбора, который де-факто мог прекратить существование мелких предпринимателей как класса.

Сбор принимался с целью наполнения местных бюджетов и давал права региональным властям устанавливать ставки самостоятельно, конечно в определенных рамках, причем местные власти могли или установить ее нулевую или наоборот повысить в десять раз. Такой подход с исторически сложившейся «разумностью» отдельных регионов по большому счету способствовал сворачиванию среднего и малого бизнеса вообще. Например, небольшой магазинчик просто физически не сможет платить налогов в сумме 500-600 тысяч ежемесячно, ведь в отдельных местах даже такой выручки не получается.Правда под мощной информационной компанией ситуация наладилась, ставки уменьшили, как собственно и сферу распространения (изначально под него попадали 22 вида деятельности), а также значительно сузили сферу распространения.

Неприятным моментом также может послужить тот факт, что Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России четко высказал свою позицию о недопустимости сохранения практики льгот для ИП работающих на специальных режимах налогообложения в части уплаты налога на имущества.

Мы не сможем утверждать, что в последнее время в сфере малого и среднего предпринимательства ничего не изменилось. Изменилось, но стало ли лучше вести бизнес субъектам малого и среднего предпринимательства? Ответ мы постараемся дать путем анализа норм Налогового кодекса.

Мы не можем не обратить внимание на то, что для некоторых субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих определенный вид деятельности, НК РФ предусмотрен специальный налоговый режим, например, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения и т.д.

Но предусмотренные налоговым законодательством специальные налоговые режимы не дали и не дают того положительного эффекта, на который их введение было изначально рассчитано.

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, обязаны уплачивать:

акцизы - по операциям с подакцизными товарами, не связанным с их производством;

налог на добычу полезных ископаемых - по добытым общераспространенным полезным ископаемым;

водный налог - при осуществлении специального и (или) особого водопользования;

сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов - при получении разрешения на добычу таких объектов;

государственную пошлину - при обращении в уполномоченные органы за совершением юридически значимых действий;

транспортный налог - при наличии зарегистрированных на организацию транспортных средств;

земельный налог - при наличии земельных участков в собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;

страховые взносы (с вознаграждений физическим лицам):

на обязательное пенсионное страхование;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

на обязательное медицинское страхование;

на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Индивидуальные предприниматели, кроме всего, должны уплачивать страховые взносы за собственное страхование:

на обязательное пенсионное страхование;

на обязательное медицинское страхование.

Анализ норм Налогового кодекса дает нам основания полагать,что существующая на данный момент налоговая система не способствует развитию и процветанию малого бизнеса, тем самым способствуя снижению социального расслоения среди населения. Необходимо сделать так, чтобы предпринимателю было выгодно развивать свое производство, а не “выдергивать” деньги из бизнеса. На наш взгляд, совершенствование налоговой системы способствовало бы уменьшению оттока капитала из России.

Неприятным моментом для малого и среднего бизнеса в 2016 году станет повышение единого налога на вмененный доход до 15,9%.

В проекте приказа Минэкономразвития предусмотрено, что новое значение коэффициента-дефлятора K1 — 2,083. Изменение по отношению к значению 2015 года — 1,798 — составляет 15,9 %, и это самый высокий рост за все время действия ЕНВД. Именно на столько вырастет налогооблагаемая база, с которой предприниматель обязан заплатить налог.

Эксперты прогнозируют, что в связи с повышением налога большая часть предпринимателей закроет свой бизнес или уйдет в тень.

При совершенствовании налоговой системы нужно учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой, но с расчетом на специфические особенности нашего государства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что налоговый механизм является эффективным рычагом экономического стимулирования деятельности малого предпринимательства. Весьма важное значение при этом имеют налоговые льготы, действующие в сфере малого бизнеса, в том числе дифференцированные ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость (Япония, Великобритания, Германия), пониженные ставки по подоходному налогу (Германия) и местным налогам (Япония).

Литература:

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС Консультант Плюс

Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2015 N 39653)//СПС Консультант Плюс

Правовые основы деятельности и взаимодействия налоговых и иных государственных органов в сфере налогообложения (коллективная монография). / Под общей ред. О.Н. Васильевой. - М.: Изд-во ООО «Научный консультант», 2015. 78 с.


Сафрынина Е.К. ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», юридический факультет





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ