СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Управление качеством образовательных услуг


УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Проблема управления качеством образовательных услуг является весьма актуальной для любого образовательного учреждения.

Исследование вопросов, связанных с проблемами управления качеством образовательных услуг. содержится в работах отечественных и зарубежных авторов Бордовского Г.Л., Нестерова А.А., Трапицына С.Ю. [1]; Поташника М.М. [3]; Кронера С., Тиммерманна Д. [4]; Певзнера М.Н., Зайченко О.М. [5] и др. Работы названных авторов послужили теоретической базой настоящей статьи.

Говоря о проблеме управления качеством образовательных услуг, будем опираться на ряд основополагающих понятий: качество, обеспечение качества, образование, образовательные услуги, управление качеством образовательных услуг, улучшение качества.

Качество представляет собой совокупность свойств объекта, которые относятся к его способности удовлетворения установленных и предполагаемых потребностей [2].

Под обеспечением качества будем понимать совокупность всех планируемых и осуществляемых видов деятельности, доступных непрерывному контролю и необходимых для создания уверенности в исполнении требований к качеству.

Образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином определенных государством образовательных уровней. Соотношение понятий услуги и образование дает возможность нам определить, что под образовательными услугами подразумеваются услуги, которые предоставляются в ходе реализации образовательной деятельности, итогом которой является достижение гражданами предопределенного уровня воспитания и обучения.

Таким образом, согласно нашему авторскому определению под управлением качеством образовательных услуг понимается планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, усовершенствование, контроль и оценку качества образовательных услуг.

Под улучшением качества понимается процесс и результат приближения существующих параметров образовательной деятельности к целям и задачам, которые определены политикой в области качества образовательных услуг. Для анализа состояния и развития системы образования в определенном образовательном учреждении большое значение имеют преобразования объекта качества в процессе его постоянного развития, не обязательно подразумевающее достижение исходного результата.

Отталкиваясь от вышеуказанных понятий, охарактеризуем качество образовательных услуг как социальную категорию, определяющую состояние и эффективность процесса развития открытых образовательных систем, его соответствие, с одной стороны, нормативным целям образования, с другой стороны, потребностям, ожиданиям, запросам личности и разнообразных социальных групп в достижении наивысшего образовательного результата.

Работа в сфере качества ориентирована на достижение максимальной открытости применительно к непосредственным субъектам образовательного процесса (обучающие и обучающиеся) и внешним партнерам образовательного учреждения (родители, работодатели, социальные институты). Создание, согласование и утверждение главных составляющих в сфере качества представляют собой одну из самых важных функций администрации образовательного учреждения. Система качества может определяться как инструмент, как средство реализации политики в сфере качества. Предлагая конкретную программу действий по достижению предопределенных результатов, отчетливо формируя цели, работа в сфере качества способна исполнять мотивирующую роль для сотрудников учреждения, поддерживая их профессиональные качества и понуждая их к усовершенствованию педагогического и методического про фессионализма.

Организация работы в сфере качества теснейшим образом взаимосвязана с процессом стратегического планирования качества, которое позволяет сформулировать долговременные приоритеты и способствует целесообразным преобразованиям в развитии образовательного учреждения и деятельности его сотрудников. Ключевые цели стратегического планирования обусловливаются не только выработкой общего плана развития образовательного учреждения на отдельный временной период, но и осознанием и пересмотром основных направлений образовательных услуг, которые предоставляет данное учебное заведение, и их соответствия требованиям потребителей.

Процессу стратегического планирования предшествует комплексный анализ ситуации развития образовательного учреждения, который предполагает исследование и понимание сильных и слабых сторон протекания образовательного процесса и деятельности персонала. В процессе стратегического планирования предопределяются философия, цель, главные ценности образовательного учреждения, которые соответствуют исполнению целей и определены понятием качества. Основной задачей планирования является стратегическое видение пути к успеху, достижению высокого качества образовательной среды и образовательных результатов, обнаружение и ликвидация внешних и внутренних факторов, которые могут препятствовать достижению успеха.

Стратегическое планирование отображает стремление к результативности за счет предупреждения, раннего обнаружения и быстрой ликвидации недостатков разнообразных видов, что является допустимым источником увеличения качества образовательных услуг.

При планировании важно учитывать, что качество образовательных услуг понижается за счет наличия внутренних и внешних, видимых и скрытых дефектов.

Внутренними дефектами являются те недостатки, которые возникли по вине учебного заведения из-за несовершенства учебно-воспитательного процесса, неблагоприятного социально-психологического климата, неадекватных методов управления образовательным учреждением. Наиболее характерным примером внутренних дефектов является низкий уровень знаний обучающихся по некоторым предметам, отсутствие навыков самостоятельной работы, низкая мотивация к участию во внеурочной деятельности.

Внешние дефекты образовательных услуг взаимосвязаны с воздействием окружающей среды на учащихся, слабым взаимодействием образовательного учреждения и социума, отсутствием взаимодействия между семьей учащегося и образовательным учреждением. К внешним дефектам можно отнести общую социально-педагогическую запущенность подростков, отклоняющееся поведение учащихся, низкая степень мотивации к учебной деятельности в целом, низкий уровень развития социальной компетенции.

Видимые дефекты являются легко выявляемыми и объективно диагностируемыми, связанными, как правило, с отсутствием определенных знаний и умений обучающихся, а также с проявлениями девиантного поведения, правонарушениями и так далее. Множество видимых дефектов определяются в ходе диагностики уровня образованности учащихся.

Скрытые дефекты представляют собой недостатки образовательных услуг, выявление которых посредством объективных методик является затруднительным. Подобные дефекты могут быть раскрыты на основании продолжительных наблюдений, ретроспективного анализа и самооценки выпускников своей деятельности и способностей, а также отзывов работодателей и остальных заинтересованных лиц. К скрытым дефектам относят слабую способность к общественному содействию, неумение приспосабливаться к изменениям окружающей среды, отсутствие навыков самообразования на протяжении всей жизни.

Устремление к результативности образовательных услуг за счет предупреждения, раннего выявления и быстрого устранения дефектов различных видов является потенциальным источником повышения качества образовательных услуг.

Под управлением качеством образовательных услуг понимается целенаправленная деятельность, в которой ее субъекты (органы управления образовательными услугами) с помощью оказания образовательных услуг и разрешения управленческих задач осуществляют обеспечение организации общей деятельности потребителей

образовательных услуг (педагогов, обучающихся, родителей) и ее нацеленность на качественное удовлетворение их образовательных потребностей.

Формирование новых подходов к управлению качеством образовательных услуг осуществляется в русле новой парадигмы управления образовательными услугами, которая включает в себя децентрализацию, которая в свою очередь предполагает делегирование полномочий более низким административным уровням, увеличение роли органов местного самоуправления; автономию; переход к

полицентрической системе.

Происходящие преобразования определяют демократичный характер управления качеством образовательных услуг, который раскрывается в принципах субсидиарности, партисипативности, дуальности и рефлексивности.

Принцип субсидиарности предполагает, что принятие решений и несение ответственности за их исполнение осуществляются на предельно низком административном уровне. При присутствии предопределенных объективных условий, которые препятствуют независимому принятию решения, к ответственности за его реализацию может быть привлечено вышестоящее звено управления.

Принцип партисипативности подразумевает обширное участие всех субъектов образовательной деятельности в подготовке, обсуждении, принятии и исполнении управленческих решений в сфере качества. Этот принцип выражается в социально-государственном характере управления (Экспертный совет, Попечительский совет, Совет образовательного учреждения, Координационный совет и т. п.).

В основании принципа рефлексивности находятся постоянные самооценка, самоанализ и самоконтроль профессиональной деятельности, которые позволяют прослеживать качество образовательных услуг.

Принципом дуальности, во-первых, отражается целенаправленность управленческой деятельности на достижение двух групп целей - нормативно-правовых, которые закреплены в государственном образовательном стандарте и иных нормативно-правовых документах, и маркетинговых, которые определяются особенностями образовательной системы и требованиями разнообразных образовательных услуг; во- вторых, показывает на необходимость совмещения управления качеством функционирования (управление на основании предшествующего опыта) и управление качеством развития (управление «от предстоящего» на основании прогнозов).

На современном этапе развития образовательных услуг сберегают свою актуальность и общие принципы управления качеством, к которым принято относить объективность, комплексность, оптимальность, преемственность, опережение.

В основании принципа объективности расположены возможность и необходимость четких и аргументированных измерений объектов качества образовательных услуг.

Принцип комплексности подразумевает многосторонний анализ всей совокупности условий образовательной деятельности, которая должна обеспечивать как качество образовательного процесса, так и качество полученных результатов.

Принцип оптимальности обусловливает соответствие приложенных усилий, средств и времени качеству полученного образовательного результата.

Принцип преемственности отображает необходимость определения соответствия между образовательными программами, которые реализуются на разнообразных этапах обучения. Этот принцип содержит в себе также «скользящее» улучшение качества и прослеживает положительные преобразования в степени образованности учащегося.

Принцип опережения подразумевает необходимость учета тенденций развития образовательной системы, преобразований внешних и внутренних условий исполнения образовательной деятельности, прогнозирование появляющихся проблем и своевременное принятие управленческих решений по их предотвращению.

Принцип перспективности предполагает нацеленность на разрешение актуальных и долговременных задач развития образовательных услуг.

На наш взгляд, новые подходы к управлению качеством образовательных услуг можно охарактеризовать такими особенностями:

ярко выражен стимулирующий характер, опора на экономический интерес субъектов управления;

отказ либо значительный отход от командно-административных методов управления;

приоритетность контроля за итогами образовательного процесса при уменьшении контроля за его ходом;

приоритетность самоконтроля при проведении анализа и оценке хода образовательного процесса.

Управление качеством образовательных услуг как процесс подразумевает планирование, организацию, руководство, контроль функционирования и развития основных и обеспечивающих процессов.

Сходных теоретических позиций придерживается ряд иностранных авторов, которые занимались разработкой различных концепций управления качеством образовательных услуг. Таким образом, Д. Тиммерманн предложил трехфазную модель управления качеством образовательного процесса, в которой он выделил фазу входа, промежуточную и фазу выхода [4].

Первая фаза, по мнению автора, включает условия организации образовательного процесса в учебном заведении. К подобным условиям относят профессиональный уровень сотрудников образовательного учреждения, состояние зданий и учебных помещений, оборудования и оформления, наличие учебных планов и дидактических материалов. К немаловажным предпосылкам успешности образовательного процесса относят и самих учеников, уровень их способностей, склонностей, заинтересованности, мотивационной готовности к обучению [4].

Промежуточная фаза касается качества внутренних процессов образовательной жизнедеятельности. Сюда относят содержание, организацию образовательного процесса, профессиональную деятельность учителя, социально-психологический климат, организацию самоуправления, межличностные отношения и групповое содействие.

Фаза выхода отображает учебный результат.

Согласимся с теорией управления качеством, выработанной немецкими учеными, в соответствии с которой образовательное учреждение сохраняет ориентацию на потребителей, на сам процесс обеспечения качества, осуществляет планирование профилактических действий по недопущению внутренних и внешних дефектов, а также разрабатывает мероприятия по «скользящему улучшению качества». «Скользящее улучшение качества», в соответствии с концепцией Д. Тиммерманна, предполагает следующий цикл: планирование, внедрение усовершенствования, проверка результативности, адаптация усовершенствования к преображающейся ситуации.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что внедрение системы управления качеством в образовательных учреждениях в настоящее время является необходимым условием их существования. Под управлением качеством образовательных услуг в данной статье понимается планомерно реализуемая система стратегических и оперативных действий, нацеленная на обеспечение, усовершенствование, контроль и оценку качества услуг, предоставляемых образовательными учреждениями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бордовский, Г.Л. Управление качеством образовательного процесса / Г.Л. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 359 с.

Международные стандарты: сборник новых версий стандартов ИСО серии 9 000. М.: ВНИИС Госстандарта России, 1995.

Поташник, М.М. Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / М.М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2001. 448 с.

Krohner, S., Timmermann / S. Krohner. D.: Qualitatssicherung durch Qualitatsmanagement, Bielefeld, 1997.

Певзнера, М. Н. Педагогика открытости и диалога культур / М. Н. Певзнера, О. М. Зайченко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 262 с.


Ершова Оксана Николаевна, магистрант, Тверской государственный технический университет, г. Тверь, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ