СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Инновационные бизнес-модели: кластерный подход


ИННОВАЦИОННЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ: КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД

Инновации - это неотъемлемый атрибут деятельности всех успешных предприятий, вне зависимости от сферы деятельности. Инновационное развитие представляет собой ключевую основу стратегии экономического роста, развития и повышения конкурентоспособности организации.

В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они становятся основополагающими факторами экономического роста. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил, быстрая сменяемость новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни. Инновационный подход играет возрастающую роль в развитых странах, а в современной Беларуси, в условиях перехода к рыночной экономике, эта роль особенно велика.

Развитие технологий и появление новых конкурентных бизнес- моделей обусловило необходимость инновационного подхода к формированию и усовершенствованию бизнес-ориентации предприятия с целью повышения конкурентоспособности и получения прибыли.

Формирование инновационной бизнес-модели отличается от выпуска инновационного продукта либо технологических инноваций. Инновационная бизнес-модель формируется в процессе изменения двух или более элементов бизнес-модели, придания им концептуально нового значения, изменения процесса функционирования.

Инновационная перестройка бизнес-модели особенно актуальна в процессе изменения экономических условий функционирования. Данный процесс разрешает проблемы повышения конкурентоспособности организаций в режиме усиливающейся конкуренции на рынке и может стать толчком к активизации путей роста организации.

Бостонская консалтинговая группа предлагает такой подход к структуре бизнес-модели. Она состоит из двух основных элементов: ценностного предложения и операционной модели, каждый из которых включает в себя три субэлемента [1].

Ценностное предложение (что и кому предлагает организация).

Оно отражает три направления:

ключевые сегменты (отражает целевую аудиторию, и потребности, которые организация стремится удовлетворить);

продукт или предлагаемую услугу (отражает продукт, предлагаемый клиентам для удовлетворения потребностей);

модель доходов (доходы, получаемые за счет продажи продукта (услуги).

Операционная модель (отвечает на вопрос: как продать товар с прибылью?) описывает три направления:

цепочку ценности (отражает структуру процесса удовлетворения спроса потребителя, в том числе процессы, которые отданы на аутсорсинг);

модель затрат (отражает структуру процесса получения прибыли и оптимизации издержек);

модель организации (отражает процесс формирования организационной структуры с целью повышения конкурентоспособности).

Отправной точкой для построения инновационной бизнес-модели является поиск потенциально новых путей для реформирования существующей. На начальном этапе реформирования необходимо дать ответы на вопросы, определяющие направления реформирования.

Какие элементы (переменные) бизнес-модели могут быть добавлены к существующей с целью создания инновационной бизнесмодели?

Какие элементы (переменные), являющиеся частью типичной функционирующей бизнес-модели, могут быть устранены в инновационной?

Ценность каких элементов инновационной модели может быть снижена относительно промышленных стандартов?

Ценность каких элементов инновационной модели может быть увеличена относительно промышленных стандартов?

Можно выделить два ключевых шага, требуемых для перестройки бизнес-модели:

пересмотр предлагаемой ценности для клиента с целью формирования новых преимуществ;

активная ликвидация устаревших направлений функционирования бизнес-модели с целью формирования более привлекательного ценностного предложения.

Используя данный подход, необходимо выбрать оптимальный путь к реформированию бизнес-модели с учетом продолжительности, периодичности преобразований, а также конкретных возможностей инновационной деятельности.

Инновационная деятельность промышленных предприятий, которые имеют достаточные финансовые, интеллектуальные и кадровые ресурсы, вносит основной вклад в развитие инновационных процессов республики. Мировой опыт свидетельствует, что значительный вклад в интенсификацию инновационных процессов могут внести малые предприятия. Инновационная активность малого бизнеса в настоящее время мала, и пока малые предприятия не могут оказать существенного влияния на рост общего уровня инновационной активности предприятий Беларуси. Инициаторами инновационных процессов, как правило, выступают крупные организации, но они недостаточно активны в инновационной сфере и сотрудничество с малыми предприятиями не развито.

Традиционный взгляд на инновации требует изменений, так как не соответствует требованиям и условиям рыночной экономики. Стимулирование развития и повышение инновационного потенциала малого и среднего бизнеса, который развит слабо по сравнению с развитыми странами, реализовывается с помощью кластерной политики. Именно малые и средние предприятия могут формировать в основной массе кластеры и кластерные инициативы. По своему потенциалу и структуре кластерный подход является тем комплексом мероприятий, который может способствовать решению главной задачи: повышению конкурентоспособности экономики через развитие конкурентных рынков, повышению инновационного уровня различных отраслей экономики, ускоренному развитию малого и среднего бизнеса, стимулированию инициативы на местах и активизации взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом.

Понятие «кластер» было введено Майклом Портером (1990 год), согласно которому кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу.

Существует несколько основополагающих принципов кластеризации, которые можно представить в виде модели 3С (соттопаШу, concentration, connectivity). Они присутствуют в кластере в разной степени независимо от структуры, размера и отрасли.

Общность. Предприятия работают в общих областях или смежных отраслях в одной сфере деятельности.

Концентрация. Кластер представляет собой группу предприятий, которые могут взаимодействовать и взаимодействуют на одной территории.

Связь. Кластер - группа взаимозависимых организаций, с различными типами отношений.

Главное отличие инновационного кластера от других форм экономических объединений заключается в том, что компании кластера не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями, образующими кластер. В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации, особенно в инновационных процессах.

Необходимо отметить, что факторами экономического роста посредством кластеризации являются:

активизация инновационной деятельности субъектов за счет накопления знаний в кластере и передачи неявных знаний, опыта, навыков; диффузии «ноу-хау» в результате миграции в кластере высококвалифицированного персонала, проведения обучающих семинаров для участников кластеров; прозрачности информации; получения данных об интенсивности спроса, потребительских предпочтениях; улучшения методов решения сложных задач; большой гибкости и скорости разработок и внедрения инноваций; внутренней специализации и стандартизации вследствие наличия в составе кластера гибких предпринимательских структур малого бизнеса, представляющих инновационные точки роста; минимизации затрат на внедрение инноваций; приобретения новшеств в рамках международного технологического сотрудничества;

развитие предпринимательства: создания крупными

производителями кластера спроса на специализированные материальнотехнические ресурсы и услуги, развитие аутсорсинга, когда малые и средние предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги для ключевых субъектов кластера;

развитие приграничного сотрудничества в сфере торговли, сельского хозяйства, туризма, транспорта, инфраструктуры, что способствует экономическому развитию приграничных территорий;

привлечение иностранных инвестиций в страну благодаря

сетевому сотрудничеству субъектов кластера с зарубежными

поставщиками и инвесторами и механизмам государственно-частного партнерства (ГЧП) в кластеризации;

расширение экспорта субъектами за счет совместных маркетинговых программ, а также организационной поддержки экспортеров региона в рамках ГЧП.

Процедура создания кластеров в соответствии с законодательством, должна соответствовать двум условиям:

должна привлечь представителей республиканской, региональной и местной власти, которые, имея свои интересы в ходе развития территорий, обладают достаточными рычагами (правовыми, финансовыми,

административными) для влияния на ситуацию в регионе;

к процессу работы над созданием кластеров в регионе должна быть подключена общественность в лице представителей предприятий, населения, общественных организаций и так далее.

В настоящее время широко используются три типовых подхода к формированию территориальных инновационных кластеров [4].

Первый предполагает создание на основе специалистов администрации региона расширенной рабочей группы. В качестве экспертов (участников) могут быть привлечены представители различных региональных организаций, заинтересованных в создании кластера и способных оказать реальную помощь.

Второй подразумевает сотрудничество органов власти и управления с существующими в регионе исследовательскими организациями, консалтинговыми фирмами, вузами и так далее. Работа с такими организациями осуществляется посредством заключения с ними договоров об оказании услуг.

Третий подход считается относительно новым для стран постсоветского пространства. Суть его заключается в создании специализированной организации. Региональные органы власти могут выступать одним из учредителей, передавая в качестве взноса в уставный капитал, например, объекты недвижимости и другое имущество.

В соответствии с практической реализацией процесса поэтапного подхода к разработке и созданию кластера, предлагается следующая последовательность проведения мероприятий.

Создание рабочего органа - координационного совета кластера, в задачи которого входят:

формулирование проектов нормативных актов республиканского, ведомственного и областного уровней, обеспечивающих правовую сторону реализации задач создания кластера;

определение состава потенциальных участников кластера; организация и координация научно-технологического сопровождения задач, решаемых кластером;

обеспечение контроля за соблюдением внутренних и внешних правовых норм в деятельности кластера;

представление интересов кластера на всех уровнях.

Создание привлекательных условий для потенциальных участников кластера.

Создание основной группы кластера, формирующей его «ядро», основу функционирования всего кластера.

Обеспечение развития кластера.

Самороспуск координационного совета кластера по мере выполнения первых трех задач.

Проведенное исследование позволяет выделить критерии, которые необходимо использовать при формировании кластеров в различных сферах деятельности. Данный подход основан на оценке базовых бизнесмоделей организации, планирующих вхождение в кластеры.

К критериям оценки предприятий и организаций, входящих в кластер можно отнести:

наличие и соответствие стратегий развития кластера приоритетам региональной экономической и социальной политики;

степень самофинансирования и уровень поддержки со стороны государства;

повышение эффективности использования инвестиционных ресурсов; максимальная эффективность использования инфраструктуры; полную утилизацию ресурсов;

эффективность инноваций и трансфера технологий в соответствии с параметрами, указанными в объявлении о приеме заявок;

наибольшее число образовательных, научных учреждений и технологических парков, местных органов управления и других субъектов, участвующих в проекте;

лучшие перспективы занятости на задействованных предприятиях, а также привлечения новых квалифицированных кадров.

В современных условиях кластеры являются одной из наиболее эффективных форм развития инновационной деятельности.

Эффективность развития инновационной деятельности в кластерах достигается за счет тесного взаимодействия различных организаций и учреждений; географической локализации экономических субъектов, сложившейся или специально созданной институциональной инфраструктуры, способствующей развитию творческого потенциала и инновационной деятельности; формирования в кластерах особой социальной среды, где устанавливаются доверительные отношения между фирмами и организациями; создания предпринимательских и инновационных сетей для реализации конкретных инновационных проектов или процессов. Успешный опыт стран, использующих кластерный подход к структурированию национальной экономики, подтверждает актуальность развития кластеров.

Особенно актуальны кластерные структуры в инновационной сфере. Формирование кластеров позволит повысить конкурентоспособность продукции, снизить затраты и повысить качество услуг за счет эффекта синергии и унификации подходов в качестве, логистике, инжиниринге, информационных технологиях; ускорить внедрение результатов научных исследований посредством взаимодействия сферы науки и образования с предприятиями кластера и органами власти; быстро реагировать на рыночные изменения благодаря узкой специализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Zhenya Lindgardt, Martin Reeves, George Stalk, Michael Deimler. Bussiness Model Innovation, Boston Consulting Group, December 2009.

Alexandru Petrache, Madalina Maticiuc. A new business model - the proposition of a logistics cluster in Romania / Annals of the «Constantin Brancusi» University of TarguJiu, Economy Series, Issue 2/2015.

Сафонова, О.А. Формирование кластеров в Республике Беларусь: организационные и методические аспекты / О.А. Сафонова // Экономика и управление. 2012. № 1 (29). С. 13 - 18.

Хасанов, Р. Моделирование промышленных кластеров / Р. Хасанов // Проблемы экономики управления нефтегазовым комплексом. 2009. № 11. С. 20 - 27.

Яшева, Г. А. Исследование кластеров товаропроизводителей: методика и ее апробация в легкой промышленности Беларуси / Г. А. Яшева // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. 2009. № 5. С. 76 - 89.


Соколова Анна Сергеевна, магистр экономических наук, аспирант, Белорусский государственный университете информатики и радиоэлектроники, г. Минск, Беларусь





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ