СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Некоторые проблемы обеспечения информационной безопасности ребенка


НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА

В данной работе раскрывается проблема негативного воздействия средств массовой информации на формирование личности ребенка. Рассматриваются законодательные акты, регламентирующие деятельность масс- медиа в отношении несовершеннолетних.

Ключевые слова: средства массовой информации, информационные коммуникации, правовое обеспечение информационной безопасности ребенка, медиаобразование.

Российская Федерация выбрала путь инновационного развития и технологического лидерства. Так, в 2000 г. была подписана Окинавская хартия информационного общества, а 7 февраля 2008 г. Президентом Российской Федерации утверждена Стратегия развития информационного общества в России, устанавливающая будущие ориентиры страны до 2015г.

Для реализации заданного курса, необходимо, прежде всего, обеспечить национальную безопасность общества от угроз, связанных с возможностью применения новых информационных технологий в качестве оружия. Для этого требуется единая система обеспечения информационной безопасности, которой можно эффективно управлять.

Нормы международного права, Конституция Российской Федерации закрепляют право личности на свободное пользование разного рода информационными ресурсами. В частности, часть 4 статьи 29 Конституции России устанавливает право каждого на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом; в части 5 этой же статьи закрепляется свобода массовой информации, запрет цензуры.

Во исполнение конституционных положений в Российской Федерации действует ряд нормативно-правовых актов, прямо или косвенно регламентирующих деятельность средств массовой информации. В соответствии с действующим федеральным законом «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года, под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (Ст. 2)

При нынешнем развитии информационных технологий жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно. Мы буквально опутаны информационными сетями. Так, через сеть Интернет почти беспрепятственно осуществляется пропаганда насилия, расизма, наркотиков, чудовищно расширились возможности неконтролируемого воздействия на подсознание, ведутся информационные войны. Ежедневно современный человек сталкивается с массивом информационного потока, который необходимо структурировать, но количество поступающей информации сегодня превосходит возможности ее восприятия. Перегрузка возникает не только из-за большого объема получаемой информации, но, и в случае, если она поступает не в ответ на запрос, а сама находит своего получателя.

Самые неискушенные, некомпетентные зрители - дети - подвергаются наибольшему воздействию со стороны СМИ. Влияние матери и отца на воспитание ребенка, безусловно, играет основополагающую роль, но защитить своё чадо от внешних угроз информационного характера представляется возможным только до определенного возраста. По мере взросления, в процессе социализации ребенок обретает возможность самостоятельно избирать для себя интересующую информационную продукцию. Следует отметить, что чаще всего в силу отсутствия опыта он не способен отличить положительную составляющую этой продукции от отрицательной.

В 90-х годах минувшего века Западные СМИ вошли в российскую культуру. Многие фильмы, которые поставляет нам Запад, имеют совершенно определенное воздействие, определенную идеологию, изображают модель девиантного поведения личности. Кинокартины такого рода демонстрируют нашим детям «лучшие» стороны жизни зарубежных школьников. Так, мы можем увидеть места и способы их развлечений (так называемых «тусовок»), пропаганду гомосексуализма, различных субкультур, экстремальность применения наркотических веществ, шокирующую эпатажную моду и т.п.

Согласно анализу потребления детьми и подростками информационной продукции, проведённому Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, кинопредпочтения нынешних старшеклассников составляют зарубежные произведения. Этот факт напрямую свидетельствует о том, что модели социального поведения, транслируемые через современный кинематограф, выражают нормы взаимоотношений, принятые в западной культуре.

Исходя из результатов этого же анализа, можно сделать вывод о том, что происходит увеличение интенсивности потребления детьми и подростками интернета на фоне снижения возрастного ценза, а это, в свою очередь, повышает риск ознакомления малолетнего ребёнка с негативной информацией. Враждебность, транслируемая СМИ, формирует в детях равнодушие по отношению к окружающим, отсутствие сострадания. Ребенок начинает воспринимать насилие как приемлемый способ разрешения конфликтов.

Среди представителей подросткового возраста все большую популярность набирают Интернет-сервисы, которые позволяют транслировать свою реальную жизнь в Интернет практически непрерывно. Подростки активно делятся фотографиями, происходящего с ними «здесь и сейчас», «чекинят- ся» в самых разнообразных местах и позах.

Поскольку большинство родителей не являются активными пользователями сети Интернет и обладают минимальным набором необходимых знаний об использовании Интернет-ресурса, в российских семьях именно дети выполняют «исследовательскую» функцию в освоении Интернета. Вместе с тем, опыт использования этого ресурса не формирует у ребенка навыка дифференциации того или иного рода информации.

Следует обратить внимание и на недостаточную безопасность детской игровой среды. В розничной сети реализуются игрушки и настольные, компьютерные игры, отрицательно влияющие на психическое здоровье и развитие детей, провоцирующие их на агрессивные и безнравственные действия, вызывающие проявления жестокости, агрессии. Следовательно, экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей в целях защиты их от негативных воздействий в нарушение пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» проводится недостаточно эффективно.

Помимо всего прочего, средства массовой информации выступают в качестве одного из факторов распространения противоправного поведения среди несовершеннолетних. Остановить снижение антикриминального потенциала несовершеннолетних, возможно путем эффективной информационной политики государства, которая ориентировала бы СМИ на повышение уровня нравственной и правовой культуры граждан.

Международное право придерживается принципа допустимости и правомерности ограничения прав и свобод.

Провозглашая право каждого ребенка на свободное выражение своего мнения, включая свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, оно допускает необходимые ограничения законом данного права, если это необходимо:

a) для уважения прав и репутации других лиц, b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, здоровья или нравственности населения (Ст. 13).

Признавая важную роль СМИ в обеспечении доступа ребенка к такой информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка, Конвенция ООН ориентирует государства на поощрение разработки надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию (Ст. 18)

Эти же международные принципы реализованы и в российском законодательстве. К основным законодательным актам, регулирующим доступ ребёнка к информации можно отнести Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. «О Средствах массовой информации». Безусловно, данные акты являются результатом огромного достижения в сфере информационного регулирования, однако не все их положения реализуются на практике, существуют и некоторые пробелы, которые стали предметом обсуждения ученых-юристов и отдельных представителей общественных объединений.

Так, ст. 4 Закона РФ «О СМИ» не содержит запрета на распространение информации, нарушающей нормы общественной нравственности. Даже формально не запрещено существование детских эротических СМИ, распространяющих для детей информацию и материалы эротического характера, СМИ, провоцирующих ребенка на антисоциальное, уголовно наказуемое деяние, либо поведение, в результате которого может быть причинен вред здоровью или развитию детей [1, с. 15-18].

Статья 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» обязывает органы государственной власти принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Однако это положение Федерального закона не содержит даже отсылочной нормы об ответственности за нарушение правил обеспечения ребенка информацией. Отсутствие указания в Законе конкретной системы наказаний приводит к тому, что положения этой статьи игнорируются. Один из ведущих медиа-социологов нашей страны А.В. Шариков верно отметил: «Законодательных актов, где были бы четко прописаны санкции, накладываемые на тех, кто насыщает эфир насилием, Россия не имеет, поэтому положения Закона «Об основных гарантиях прав ребенка», регламентирующие информационную безопасность, носят чисто декларативный характер" [2].

Что касается ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», то информация такого рода делится законодателем на два основных вида:

информация, запрещенная к размещению;

информация, распространение которой ограничено пятью возрастными категориями ее потребителей: для детей, не достигших возраста шести лет (0 ), достигших возраста шести лет (6 ), достигших возраста двенадцати лет (12 ), достигших возраста шестнадцати лет (16 ), запрещенной для детей (18 ).

Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

Казалось бы, ничего сложного, но глядя на программы телепередач различных телевизионных компаний, невольно задаешься вопросом: Какими критериями руководствовались эксперты при маркировке данной информационной продукции? Так, телеканал НТВ относит к «0 » программу «ЧП», а канал Рен-ТВ почему-то относит к «0 » «Сеанс для взрослых» после полуночи. Создается впечатление, что формально требования закона выполняются, но серьезно к ним никто не относится.

Также, следует отметить, что само определение информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, предлагаемое законодателем, является предметом широкого обсуждения, поскольку под вредной информацией понимается только та, распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с ФЗ о защите детей. Данное определение алогично, так как из формулировки следует, что вред наносит только та информация, которая ограничена в обороте, хотя причинно-следственная связь здесь должна быть обратной [3, с. 40-45].

Из всего вышесказанного, очевидно, что СМИ обладают большим потенциалом воздействия на сознательные и подсознательные процессы ребенка. Поскольку современное интенсивное развитие информационных технологий расширяет возможности получения ребенком негативной информации, неудовлетворительное состояние информационной безопасности детей в сфере массовых коммуникаций повлечет неблагоприятные последствия для нравственно-психологического климата в среде несовершеннолетних. Средства массовой информации все чаще превращаются в каналы негативного воздействия на несовершеннолетних, воспитывают детей в духе вседозволенности, потребительства, деформируют их нравственное и правовое сознание, нарушают психическое здоровье и нормальное развитие.

Чтобы не допустить дальнейшего прогрессирования данной проблемы необходимо:

совершенствование действующего законодательства, выявление проблем реализации отдельных положений нормативно-правовых актов в сфере обеспечения информационной безопасности ребенка;

установление адекватных, конкретных видов санкций за несоблюдение, нарушение действующего законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности ребенка;

разработка и внедрение эффективных технологических механизмов, позволяющих обеспечить безопасность ребенка в сети Интернет;

проведение мониторинга контента сайтов сети Интернет;

разработка программ профилактики интернет и игровой зависимости и реабилитация детей, страдающих такой зависимостью;

разработка государственных мер поддержки отечественных производителей детской медиа-продукции, способствующей формированию нравственной и правовой культуры ребенка, психическому и духовному развитию, становлению морально-устойчивой личности;

проведение консультаций по медиаобразованию для родителей и образовательных организаций.

Список использованной литературы

Агафонова Н.Г., Морозова О.А. Конституционно - правовая защита детей от неправомерной информации. // Science Time. - 2015. - № 4 (16). - С. 15-18.

Кузнецова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: kommentarii.org. (Дата обращения 10.10.2015.)

Рыдченко К.Д. «Недетские» проблемы обеспечения информационной безопасности детей. // Вестник Воронежского института МВД России. - 2015. - № 2. - С. 40-45.

Информация об авторе

Сафронова Яна Сергеевна - студентка 2 курса. Научный руководитель Шутова Валентина Николаевна, к.ю.н, доцент кафедры конституционного права. Иркутский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» (664011, Иркутск, ул. Некрасова, 4).

ББК 67.400.32.3 УДК 342.7


Я. С. Сафронова, студентка 2 курса Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ