СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Май   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Проблемы трудоустройства инвалидов в российской федерации


ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что право инвалидов на труд в полной мере сегодня не реализуется.

Ключевые слова: инвалид, лицо с ограниченными возможностями, проблемы трудоустройства инвалидов.

Сегодня в современном мире существует проблема социализации инвалидов и реализации их законных прав. Для людей слово «инвалид» ассоциируется со словом «больной». Большинство людей думают, что это пациент больницы, которому требуется постоянный уход и что ему противопоказано любое движение. Такое представление об инвалидах в обществе можно и даже нужно изменить, надо создать для людей с ограниченными возможностями доступную среду.

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов сегодня является актуальной, важной и можно сказать одной из самых острых. Сегодня в обществе сложился определенный стереотип, что человек с ограниченными возможностями не может и не хочет работать, что он живет на попечении родственников и государства [5, с.137]. Работа для инвалида - это главное в его жизнедеятельности, так как работающий инвалид чувствует себя полноправным членом общества, и перестает ощущать свою неполноценность. Сегодня инвалиды теряют стимулы к трудоустройству, так как им часто отказывают, и они становятся ненужными, поэтому им приходиться постоянно доказывать своё право работать.

Если говорить о том, что все равны в своих способностях и имеют равные возможности для их развития, то здесь можно затронуть проблему равенства в современном обществе. Существует так называемая скрытая дискриминация в отношении инвалидов. Инвалиды заслуживают, как и все мы достойной жизни. Они должны жить и работать среди здоровых людей, должны почувствовать себя полноценными членами общества [3, с.122].

Труд инвалидов регулируется отдельными положениями Конституции РФ, Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Конвенцией ООН о правах инвалидов.

Все перечисленные нормативные правовые акты содержат в себе следующие положения:

статья 37 Конституции РФ закрепляет принцип свободы труда, и устанавливает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию ;

статья 3 Трудового кодекса РФ устанавливает, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие- либо преимущества, независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника ;

согласно статье 2 Трудового кодекса РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений устанавливается запрет дискриминации в сфере труда;

статья 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» содержит в себе такое положение как обеспечение занятости инвалидов. Целью закона является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод ;

статья 27 Конвенции ООН о правах инвалидов закрепляет право инвалидов на труд наравне с другими категориями населения, оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился.

По статистике на 2015 год количество инвалидов в России составляет около 15 миллионов человек (в 2013 - 12,8млн.). Сегодня число инвалидов, которые обратились за содействием в поиске подходящей работы, составляет 170 864 человек, из них 73000 нашли работу (доходное занятие) . Офици- ально сегодня работают только 2473 инвалидов, которые состоят на учёте в системе пенсионного фонда РФ .

В Иркутской области проживает более 230 000 человек с ограниченными возможностями, из них 13000 это дети-инвалиды. В прошлом году рекомендации по трудоустройству были даны 24,6 тыс. инвалидам. В Службу занятости обратилось 4,2 тыс. человек, из которых трудоустроено 29% [7]. Таким образом, значительная часть инвалидов, желающих работать, не могут реализовать свое право, которое им гарантирует государство.

Проблемы трудоустройства инвалидов связаны с целы рядом причин. Попробуем рассмотреть некоторые. Многие инвалиды с определенными трудностями сталкиваются еще на этапе получения профессии. На сегодняшний день не во всех образовательных учреждениях возможно интегрированное обучение инвалидов в среде людей, не имеющих ограничений по состоянию здоровья. Многие учебные заведения не принимают инвалидов по причине того, что основные учебные, а также санитарно-бытовые помещения не оборудованы, а имеющиеся учебные программы не адаптированы под особые потребности инвалидов.

Важную роль играет психологическая дискриминация инвалида при трудоустройстве, она выражается в неприязни, отстранении, или смущении того же работодателя при общении с инвалидом, он не знает как вести себя с таким человеком.

Труд инвалидов не пользуется спросом у наших работодателей, так как такой работник постоянно пользуется больничными листами, и может уходить с работы раньше, а приходить позже, да и уволить инвалида не так уж просто [6, с.39].

Значительное влияние на возможность трудоустройства инвалидов на

относительно удаленную от места жительства работу оказывает их ограниченный доступ к транспортной инфраструктуре. При устройстве на работу инвалиды вынуждены ежедневно сталкиваться с проблемами необорудованного общественного транспорта, необходимости использования посторонней помощи при перемещении. Проблема оборудования общественного транспорта решается нашим государством очень медленно. В стране отсутствует инфраструктура для жизни инвалидов. С учетом окружающей их действительности инвалиды вынуждены отдавать предпочтение самозанятости либо соглашаться на частичную занятость недалеко от дома [4, с.82].

Многие работодатели отказываются от труда инвалидов по причине отсутствия достаточного количества специальных рабочих мест на предприятиях, приспособленных для работы инвалида, а также отсутствие у работодателей стимулов для приема на работу инвалидов. Работодатели не видят в инвалидах полноправных сотрудников и считают трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья большой проблемой, требующей к тому же существенных дополнительных затрат. Согласно ст. 5.42. Кодекса об административных правонарушениях, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Некоторым учреждениям выгоднее и удобнее заплатить штраф и взять к себе трудоспособного гражданина, чем заботиться об адаптации инвалида и обустройстве для него рабочего помещения, т.к. в большинстве случаев таких специально оборудованных мест на предприятиях не имеется, а их оборудование требует дополнительных расходов.

Чтобы уровень занятости хоть как то увеличивался, государство гарантирует инвалидам трудоустройство, оно устанавливает квоты для приема на работу таких граждан ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» . Работодатели должны держать квоты на рабочие места для инвалидов. Получается, что теоретически отказать инвалиду в трудоустройстве предприниматель не имеет право, но это все равно происходит.

Следует отметить, что применение механизма квотирования является одним из способов предоставления возможности для трудоустройства инвалидов, однако не во всех случаях дает ожидаемый эффект, так как не содержит элементов стимулирования работодателей и представляет собой резервирование рабочих мест. Сегодня государство должно оказывать поддержку работодателям, которые принимают на работу инвалидов. В ряде субъектов Российской Федерации разработан и действует механизм стимулирования работодателей, создающих рабочие места для трудоустройства инвалидов, включая компенсацию работодателям затрат, возникающих при применении труда инвалидов. Органы службы занятости должны осуществлять контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, а также направлять инвалидов, которые обратились с целью поиска подходящей работы, на свободные рабочие места [2, с.33].

Таким образом, в Российской Федерации существует достаточное количество нормативных правовых актов, имеющих широкий спектр прав и гарантий инвалидов в трудовой сфере, но эти права в полной мере не реализуются.

Думается, что государству необходимо проводить комплексную политику, направленную на создание доступной среды для инвалидов, организацию сопровождения инвалидов в целях трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочих местах, повышение уровня трудоустройства инвалидов через стимулирование предприятий по созданию специальных рабочих мест, оснащение специализированным оборудованием рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Возможно, что использование зарубежного опыта тоже положительно скажется на решении данной проблемы. Сегодня за рубежом люди с ограниченными возможностями трудоустраиваются в основном на открытом рынке труда. Большую роль играют общественные организации, которые им помогают от получения профессиональной подготовки до адаптации на новом месте. Прежде чем пойти работать в обычную компанию, эта категория людей на спецпредприятиях проходит стажировку, получает профессиональные навыки [1].

В правовом социальном государстве все инвалиды, способные и желающие работать, должны найти свою профессиональную траекторию и трудоустроиться на адаптированное к его специальным потребностям рабочее место.

Список использованной литературы

Балобанова О. Поддержанные люди [электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: www.rg.ru/2013/05/29/invalidy.html (дата обращения 10 ноября 2015 г.).

Жаворонков Р.Н. Совершенствование правового регулирования труда инвалидов / Р.Н. Жаворонков // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 10. - С. 33-37.

Кавокин С.Н. Нужны ли государству инвалиды? / С.Н. Кавокин // Человек и труд. - 2008. - № 5. - С. 122-125.

Кавокин С.Н. О необходимости разработки и внедрении стандартов жизни инвалидов в современной России / С.Н. Кавокин // Уровень жизни населения регионов России. - 2008. - № 5. - С. 82-86.

Наберушкина Э.К. Инвалидность и право на независимую жизнь / Э.К. Наберушкина // Вестник Московского университета. Социология и политология. - 2009. - № 4. - С. 137-141.

Пескова Ю.В. Некоторые проблемы трудоустройства инвалидов в Российской Федерации / Ю.В. Пескова // Социальное и пенсионное право. - 2012. - № 3. - С. 39-42.

Шагунова Л.

Новый подход к группам инвалидности [электронный ресурс] // Областная газета - Режим доступа:

www.ogirk.ru/news/2015-02-13/51615.html (дата обращения 6 ноября 2015 г.)

Информация об авторе

Кириленко Кристина Андреевна - студентка 3 курса. Научный руководитель Курышова Ирина Васильевна, к.и.н., доцент. ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» (664074, г. Иркутск, ул. Игошина, д. 4, e-mail: kristina_kirilenko1995[AT]mail.ru).

УДК 342.73

ББК Х620.3


К. А. Кириленко, студентка 3 курса ФГБОУ ВО ИРНИТУ





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ