СТАТЬИ АРБИР
 

  2020

  Сентябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Конституционное право на информацию и проблема защиты персональных данных в социальных сетях


КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ И ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Анализируется проблема регулирования конституционно-правовых аспектов, закрепляющих право на информацию. Рассматриваются проблемы защиты персональной информации, представленной в социальных сетях, проводится сравнительная оценка существующих подходов к защите конфиденциальной информации граждан.

Ключевые слова: регулирование, система, Интернет, социальная сеть, информационная безопасность, персональные данные, конфиденциальность, право на информацию.

Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и гражданина, приоритет которых утвержден Конституцией РФ в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Его реализация, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. Именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только формальное участие граждан в жизни государства [3, с. 43].

Конституционное право на информацию - возможность каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) . Доступ к информации гарантируется конституционными нормами, возлагающими на органы государственной власти и местного самоуправления, на должностных лиц этих органов обязанность обеспечить возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24), ответственностью должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ст. 41), закреплением права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 42).

В настоящий момент прослеживается тенденция, направленная на открытость информации. Более чем в сорока странах мира имеются правовые акты, закрепляющие доступ населения к информации, прежде всего, создаваемой государственными органами, а еще в более чем тридцати государствах подобные законопроекты находятся в стадии рассмотрения и принятия. Среди данных актов в первую очередь необходимо выделить акты о свободе

информации в англосаксонской правовой системе (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). Законы о свободе информации ставят во главу угла в качестве приоритетного принцип доступности информации вместо распространенной ранее презумпции секретности.

Однако, как подтверждается судебной практикой, не всегда в России гражданин реализует право на информацию. Так, в последнее время стала актуальной ст. 5.39 КоАП РФ «отказ в предоставлении информации». В 2014 г. по сравнению с 2013 г. наблюдался рост обращений граждан, поступивших в органы прокуратуры (в 2013 г. - удовлетворено 24 жалобы, в 2014 г. - 42 жалобы), по вопросам нарушений должностными лицами предоставления информации.

Законом установлено право субъекта персональных данных на защиту своих законных интересов, а также возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке при их нарушении. Именно эти положения закона являются важнейшей гарантией конституционных прав гражданина. При этом защита персональной информации в социальных сетях Федеральным законом «О персональных данных» и подзаконными актами четко не регламентирована. Несанкционированное использование персональной информации может нанести непоправимый вред гражданину: опорочить честь, достоинство или деловую репутацию [2, с. 72].

При исследовании актуальных проблем безопасности пользователей социальных сетей на примере самой популярной в России социальной сети vkontakte.ru А.С. Ермилова отметила, что данная социальная сеть не несет ответственности за персональные данные пользователя, что указано в пользовательском соглашении. Соответственно, действие Федерального закона «О персональных данных» на нее не распространяется. Автор на примере запуска «новой» оболочки социальной сети vkontakte.ru - ресурса durov.ru, использующей в качестве своей базы данных копию таковой первоначального ресурса без информирования пользователей и получения с их стороны разрешения на использование их персональных данных, отмечает, что администрация ресурса не заинтересована даже в косвенном выполнении конституционных прав и свобод граждан в информационной среде и не несет ответственности за дальнейшее распространение персональных данных пользователей и их безопасность, что прописано в пользовательском соглашении [1]. Нельзя не согласиться с тем, что в целях собственной безопасности пользователи социальных сетей в первую очередь должны самостоятельно контролировать вопросы безопасности их персональных данных в открытых ресурсах. Для предотвращения фишинг-атак эффективно использовать программы-файрволы, межсетевые экраны и антивирусное программное обеспечение. Для предотвращения доступа к персональным данным другого пользователя с той же машины необходимо изменить первоначальные настройки используемого браузера.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) обрела небывало широкий доступ к личным данным пользователей в социальных сетях и интернетсервисах. Чтобы прочитать приватную переписку, её сотрудникам даже не потребуется одобрение суда или прокуратуры.

Организаторами распространения информации признаются владельцы сервисов обмена сообщениями между пользователями Интернета. К ним относятся социальные сети («Вконтакте», «Одноклассники» и другие), блог- платформы, почтовые сервисы и агенты (mail.ru и тому подобные), мессенджеры и так далее. По закону они обязаны обеспечивать хранение регистрационных данных пользователей, а также иной информации (постов и записей, изображений, звуков и прочего) в течение полугода.

Утвержденные правила делегируют полномочия проверять деятельность организаторов распространения информации Роскомнадзору. Такое мероприятие может проводиться по обращению органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскные мероприятия (в том числе Федеральной службы безопасности, МВД России и ряда других ведомств).

Проводящие выездную проверку вправе не только знакомиться с работой самих сервисов, но и просматривать личные данные пользователей, в том числе их списки, «устанавливать факты приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений», «осуществлять просмотр, анализ информационных ресурсов организатора распространения информации, запись и фиксацию действий, доступных пользователю» и так далее. Причем в правилах отсутствуют требования по сохранению или иной защите конфиденциальности собранной сотрудниками Роскомнадзора информации. Кроме того, сама проверка может проводиться не только без санкции суда, но и без согласования с прокуратурой. Требования о контроле за распространением информации в Интернете приняты в рамках так называемого «антитеррористического пакета».

Согласно законодательству, Г енеральный прокурор РФ или его заместитель при обнаружении в интернете призывов к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, направляют в Роскомнадзор требование незамедлительно заблокировать соответствующую страницу сайта.

Примечателен следующий пример. В Богородском районе в отношении 17-летнего подростка возбудили уголовное дело за видео, размещенное в социальной сети «ВКонтакте». По версии следствия, весной 2015 года подросток на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» в публичном доступе в разделе «Видеозаписи» разместил материал, направленный на возбуждение ненависти, а также на унижение национального достоинства граждан. Уголовное дело было возбуждено по части 1 статьи 282 УК РФ (совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижения человеческого достоинства группы лиц по признакам происхождения, совершенные публично с использованием средств массовой информации).

Вызывает дискуссию и следующий пример. Установлено, что в нарушение Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» житель города Калуги разместил на своем аккаунте в социальной сети «Вконтакте» аудиозаписи под названием «Белые волки», «Кровь патриотов», «Честь и кровь» группы «Коловрат», доступные для прослушивания и копирования. Согласно пунктам 1242, 1228, 1223 федерального списка экстремистских материалов, решением Коминтерновского районного суда города Воронежа от 16 февраля 2012 года названные музыкальные произведения признаны экстремистскими и включены в данный список. Учитывая данные обстоятельства, прокурор города возбудил в отношении указанного лица дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.29 КоАП РФ (производство и распространение экстремистских материалов).

Таким образом, при исследовании проблем правового регулирования отношений в области обеспечения конституционных прав и свобод граждан в информационной среде стоит отметить их несоблюдение во многих социальных сетях. Вместе с тем число пользователей социальных сетей с каждым днем растет, поэтому необходимо предпринимать меры для совершенствования правового регулирования накопления, распространения и использования информации в социальных сетях, уделяя при этом огромное внимание защите персональной информации и их обработке. Развитие российского законодательства в информационной среде Интернета сегодня является необходимым. В связи с быстрым темпом роста числа правонарушителей в информационной сфере со стороны уполномоченных органов требуются более тщательные проверки по исполнению законодательства в данной сфере. Представляется действенным законодательное установление круга лиц, ответственных за взлом аккаунтов в социальных сетях, при этом необходимо ужесточение ответственности. Следует также отметить, что сам пользователь должен беспокоиться о собственной безопасности, задуматься о вреде, который может быть ему причинен, при размещении информации, относящейся к его персональным данным.

Список использованной литературы

Ермилова А.С. Проблемы безопасности данных пользователей социальных сетей. URL: fppo.ifmo.ru/ (дата обращения: 12.10.2015).

Комкова К.С. Безопасность персональной информации в социальных сетях: правовой аспект // Вестник южного научного центра. - 2013. - № 3. - С. 71-75.

Просвирнин Ю.Г. Новеллы конституционно-правового регулирования права граждан на информацию // Вестник ВГУ. Серия: Право. - 2013. - №2. - С. 42-56.

Информация об авторе

Катунцева Мария Олеговна - студентка 3 курса. Научный руководитель Шутова Валентина Николаевна, к.ю.н, доцент кафедры конституционного права. Иркутский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)». (664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, д. 4).

УДК 342.7 ББК 67.400.32.1


М. О. Катунцева, студентка 3 курса Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ