СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Некоторые аспекты совершенствования деятельности уполномоченного по правам человека


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В статье раскрывается сущность института Уполномоченного по правам человека и описывается спектр проблем, препятствующих осуществлению его полномочий. Автор приходит к выводу о недостаточности законодательного регулирования в сфере функционирования Уполномоченного по правам человека, в связи с чем предлагается ряд мер по совершенствованию его деятельности.

Ключевые слова: омбудсмен, уполномоченный по правам человека, права и свободы человека и гражданина, совершенствование законодательства.

Анализ современной практики правоприменения выявил ряд проблем, заключающихся в систематическом нарушении прав граждан, отсутствии у последних навыка обращения за защитой, слабости механизма защиты в целом, и как следствие сформировавшийся в сознании людей нигилизм. Основная цель данной работы заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека.

Существуют различные модели Уполномоченного по правам человека (далее - УПЧ). Так, в Германии действуют центры по правам человека, во Франции функционирует Комиссия по правам человека, в лице комиссионера. Конституция Республики Армении зафиксировала в системе власти защитника прав человека - независимое должностное лицо, осуществляющее защиту прав и свобод человека, нарушаемых властными органами и их должностными лицами. В странах романо-германской правовой системы защиту прав и свобод человека осуществляет омбудсмен. Наряду с постом омбудсмена в этих странах установлена должность пост-омбудсмена [1, с. 61] - субъекта, синхронизирующего национальные и международные нормы о правах человека. При этом необходимо отметить, что зачастую в науке российского права полностью отождествляются Уполномоченный по правам человека и омбудсмен. В данной работе будет использована категория Уполномоченный по правам человека в силу, того, что именно так она закреплена законодательно.

Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и Парижские принципы считаются основополагающими источниками международного права, определившими круг форм деятельности УПЧ.

На национальном уровне ст. 45, ст. 69, п. «в» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ предоставлены гарантии по защите прав и свобод человека. Также основным законом регламентируется должность Уполномоченного по

правам человека, а Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» развивает положения Конституции РФ. Но, не смотря на это, до сих пор отсутствует легальное определение Уполномоченного по правам человека.

В науке существует дискуссия, касающаяся правовой природы данного должностного лица. Сторонники первой точки зрения определяют Уполномоченного как вспомогательный орган парламента, так как именно Государственная Дума РФ назначает его на должность. Вторая идея заключается в отнесении УПЧ к самостоятельной контрольной ветви власти, [2, с. 10-18] которая сможет влиться в уже существующую триаду властей. В данном случае, можно говорить о неэффективности такой идеи, пока за УПЧ не будут закреплены властные полномочия. В свою очередь, Коробеев А.И. отыскал связь УПЧ с правоохранительными органами [3, с. 198]. Таким образом, до сих пор не решена проблема, касающаяся определения места Уполномоченного в системе властных органов.

Уполномоченный по правам человека является связующим элементом между населением и государственными органами власти. Именно поэтому меры по совершенствованию деятельности не должны ущемлять положения представленных сторон.

Тот факт, что УПЧ не заостряет внимания на материальных подробностях дела, не пересматривает установленные факты, не определяет судьбу правоотношений, поскольку это не входит в круг его полномочий, а работает в строго очерченных рамках, оценивая качество ответа компетентного органа, его полноту и юридическую корректность, [4, с. 87] а также отсутствие у данного субъекта властных полномочий, лишают его деятельность эффективности.

Повышение эффективности работы УПЧ стоит начать с популяризации его статуса, что можно осуществить посредством создания постоянного действующего печатного издании при нем, а также через рекламирование в средствах массовой информации.

Кроме того, представляется целесообразным замещение должности УПЧ не по результатам голосования депутатов Г осударственной Думы РФ, а по конкурсу из числа госслужащих. При этом важным условием будет наличие юридического образования, ведь это требование не прописано в действующем законодательстве.

Эффективность деятельности УПЧ зависит от наличия широкого круга правомочий. Представляется необходимым расширить компетенцию УПЧ, при этом важно не перегрузить его.

Первая проблема заключается в отсутствии строгой процедуры по принятию жалобы, в чрезмерной свободе Уполномоченного в определении срока ее приема к рассмотрению. В данном случае целесообразно распространить на Уполномоченного по правам человека положение, предоставляющее 7 дней для принятия жалобы к рассмотрению компетентными орга- нами. Кроме того, необходимо установить срок, в течении которого будут предоставляться ответы на запросы УПЧ. В данной ситуации, полагаю, будет правильным использовать месячный срок, установленный п. 2 ст.62 ГПК РФ для исполнения судебного поручения.

Вторая проблема - отсутствие законодательной инициативы у УПЧ. В связи с этим ему приходится обращаться к тем, кто уже наделен этим правом, что вызывает большие затраты времени. В науке были выдвинуты предложения по предоставлению УПЧ права законодательной инициативы, с которыми в полной мере можно согласиться, [5, с. 80]. Но такое право следует предоставить только в сфере реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Сложность возникает еще в том, что у УПЧ отсутствуют рычаги принуждения, причиной чего служит рекомендательный характер его решений, ввиду этого он не может заставить орган государственной власти исправить свои нарушения. Выход можно найти в закреплении императивности его решений, но с условием предоставления права на обжалование.

Статус Уполномоченного закреплен на федеральном уровне и в 81 субъекте Российской Федерации. Функционирование УПЧ по территориальному признаку оправдывается за счет положений Конституции РФ, где говорится о том, что защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Предлагаю заняться созданием Уполномоченного по защите наиболее уязвимых категорий населения, например пенсионеров. Ведь в силу отсутствия навыков самозащиты и безразличия властных органов, эти субъекты зачастую остаются не услышанными.

Следующим этапом совершенствования деятельности УПЧ можно назвать создание специального контрольного отдела в аппарате УПЧ, который займется отслеживанием последующих действий нарушителя. При этом если «контролер» зафиксирует повторный характер противозаконных действий со стороны подконтрольного, то автоматически появится право обязать второго в течение определенного времени отчитываться за работу в сфере, где было допущено отхождение от правил. А также контролирующий субъект будет наделен правом независимых проверок и инспекций.

Нельзя оставить без внимания и вопрос об усилении ответственности за вмешательство в деятельность УПЧ и неисполнение должностными лицами его законных требований.

В завершении необходимо подчеркнуть значимость аналитической функции УПЧ, заключающейся в сборе информации, в ее дальнейшей экспертизе и обобщении, на основе чего происходит совершенствование законодательства о правах человека и гражданина.

Таким образом, современное российское законодательство идет по пути демократизации политической системы, ввиду чего УПЧ занимает важное место в механизме обеспечения и защиты прав и свобод человека. Внесение дополнений в российское законодательство напрямую повлияет на повышение эффективности деятельности УПЧ, повысит уровень доверия населения к властным структурам. Возросшая активизация откроет большие перспективы развития УПЧ не только на национальной, но и на международной арене.

Список использованной литературы

Чуксина В.В. Пост-омбудсмен как интегральный компонент конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина в странах СНГ// Академический юридический журнал. - 2012. - №2. - С.61.

Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. - 1993. - №4. - С.10-18.

Коробеев А.И. Полный курс уголовного права. - СП-б., 2008. - 5 т. - 951 с.

Толпегин П.В. Внесудебный процесс в правозащитной деятельности уполномоченных по правам человека. - М., 2014. - 280 с.

Сниткова А.Л. Институт омбудсмена: опыт стран Латинской Америки // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - №2. - С.80.

Мшецян Д. А. Проблемы и пути совершенствования деятельности института Уполномоченного по правам человека в РФ // Молодой ученый. - 2014. - №11. - С.265-268.

Информация об авторе

Жигжитова Бальжина Баторовна - студентка 4 курса. Научный руководитель Шутова Валентина Николаевна, к.ю.н, доцент кафедры конституционного права. Иркутский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» (664011, г. Иркутск, ул. Некрасова, д. 4, e-mail: iv[AT]mail.ru).

УДК 343.85 ББК 67.515

Е. В. Казарина, студентка 1 курса НОУВПДО

«Байкальский гуманитарный институт»


Б. Б. Жигжитова, студентка 4 курса Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ