СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Проблемы реализации права на выход из политической партии


ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ВЫХОД ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

В статье описывается проблема, связанная с реализацией права на беспрепятственный выход из политической партии. Автор приходит к выводу о недостаточности научной разработанности данного вопроса, а также формулирует предложения по решению указанной проблемы. Предусмотренное ст. 2 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Закон о политических партиях) право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии вытекает из гарантируемого ст. 30 Конституцией Российской Федерации права человека на свободу объединения.

Одним из основополагающих принципов деятельности партий, который закреплен как в Законе о политических партиях, так и во всех уставах партий, является принцип добровольности. Данный принцип означает, что создание политических партий, их деятельность и членство в них осуществляются на основе свободного волеизъявления граждан. Это означает, что ни вступление в политическую партию, ни принуждение к участию в ее деятельности, а также насильственное удержание в рядах политической партии не допускаются.

Свобода объединения в политические партии невозможна без корреспондирующего с ней права свободно выходить из политической партии, не опасаясь каких-либо неблагоприятных для себя последствий.

Если вступление в политическую партию требует волеизъявления сразу двух субъектов: гражданина и самой политической партии, то выход из нее представляет собой односторонний отказ от членства и предполагает исключительное волеизъявление гражданина [1, с. 34].

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2007 г. № 78-Г07-17 сказано, что прекращение членства в политической партии носит уведомительный характер и не требует каких-либо распорядительных действий от руководящих лиц в партии.

На основании ст. 21 Закона о политических партиях порядок и условия утраты членства политической партии регулируется ее уставом. Это означает, что политические партии самостоятельно и по своему усмотрению уста- Следует отметить, что основания выхода из партии не имеют никакого значения, и в связи с этим, должностные лица партий не вправе требовать указания мотивов выхода.

Так, во всех уставах политических партий (в настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрировано 78 политических партий) предусмотрено, что прекращение членства в партии возможно на основании письменного заявления, написанного в произвольной форме.

В таком случае прекращение членства в партии наступает:

Со дня принятия уполномоченным органом решения о прекращении членства в партии (Партия ветеранов России, Всероссийская политическая партия «Женский диалог», политическая партия «Справедливая Россия»).

С даты подачи письменного заявления в уполномоченный орган о выходе (Общероссийская народная политическая партия «За женщин России»).

Со дня поступления заявления гражданина о выходе из партии в уполномоченный орган (Народная политическая партия «Альянс зеленых и социал-демократов», Всероссийская политическая партия «Родина»)

Со дня регистрации письменного заявления в региональном отделении (Всероссийская политическая партия «Единая Россия», Всероссийская политическая партия «ЧЕСТНО» / Человек. Справедливость. Ответственность/», политическая партия «Гражданская Платформа».

На практике часто происходят случаи, когда при разрешении дела в суде, органы политической партии ссылаются на то, что регистрация заявления является недействительной в связи с тем, что сотрудник, который выдал расписку о регистрации заявления, не имел на то полномочий.

Как правило, суд считает, что в таких ситуациях, необходимо учитывать правила делопроизводства и порядок работы органов партий. Однако этот факт возлагает на граждан соблюдение дополнительных условий по выходу из партии, что существенно нарушает право на беспрепятственный выход из политической партии.

Однако в некоторых уставах партий, например, в уставе партии ЛДПР, Всероссийской политической партии «Народ против коррупции», вовсе не называется дата, с которой прекращается членство в партии, а лишь говорится, что член ЛДПР вправе свободно выйти из партии по письменному заявлению в орган, принявший его в партию. Следовательно, лицо, решившее выйти из политической партии, только уведомляет партию о своем желании и дальнейших действий от руководящих органов не требуется.

А в уставе политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» сказано, что для прекращения членства не требуется решение какого-либо органа.

Кроме письменной подачи заявления, член политической партии может прекратить свое членство на основе публичного заявления, которое должно быть письменно подтверждено.

Такое заявление заносится в протокол заедания партии, а датой прекращения членства в политической партии считается:

дата получения уполномоченным органом документального подтверждения публичного заявления о выходе из партии (Всероссийская политическая партия «Родина»).

дата принятия уполномоченным органом решения о прекращении членства (Политическая партия «Справедливая Россия»). Однако, как показывает практика, срок принятия такого решения может составлять от двух до трех месяцев.

дата проведения заседания (Политическая партия «Гражданская Платформа»).

Кроме того, в уставах партий часто встречается прямое указание на ограничение на реализацию права на беспрепятственный выход из политических пар- тий. Например, гражданин не может выйти из партии в течение месяца после вступления в нее.

Таким образом, положения уставов свидетельствуют о необходимости систематизации порядка выхода из политических партий, а также исключения положений, которые как прямо, так и косвенно нарушают право граждан на беспрепятственный выход из политической партии. Более того, данная проблема нуждается в детальном изучении и разработки теоретических положений.

Считаем, что целесообразнее закрепить порядок выхода из партии в Законе о политических партиях и предоставить гражданам право на выход из партии путем подачи письменного заявления, в таком случае датой прекращения членства в партии следует считать дату поступления заявления. Заявление в таком случае носит исключительно уведомительный характер, которое свидетельствует о желании гражданина прекратить членство в партии. Также реализовать право на беспрепятственный выход возможно путем устного заявления на заседании партии, которое должно содержаться в протоколе. В данном случае датой прекращения членства в партии следует считать дату такого заседания.

Список использованной литературы:

1. Митин Г.Н. Право на выход из политической партии: проблемы реализации / Г.Н. Митин // Конституционное право. - 2013. - № 13. - С. 34-34.

Информация об авторе

Егорова Ольга Сергеевна - студентка 3 курса. Научный руководитель Хертуев Роман Юрьевич, к.ю.н., доцент кафедры конституционного права и теории права. Юридический институт ИГУ. (664082, г. Иркутск, ул. УланБаторская, д. 10, e-mail: Olga egorova94[AT]bk.ru, rommmaa[AT]list.ru).

УДК 342.5 ББК 67.400.63


С. В. Г орбунова, студентка 3 курса ФГБОУ ВО ИРНИТУ





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ