ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ВЫХОД ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
В статье описывается проблема, связанная с реализацией права на беспрепятственный выход из политической партии. Автор приходит к выводу о недостаточности научной разработанности данного вопроса, а также формулирует предложения по решению указанной проблемы. Предусмотренное ст. 2 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Закон о политических партиях) право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии вытекает из гарантируемого ст. 30 Конституцией Российской Федерации права человека на свободу объединения.
Одним из основополагающих принципов деятельности партий, который закреплен как в Законе о политических партиях, так и во всех уставах партий, является принцип добровольности. Данный принцип означает, что создание политических партий, их деятельность и членство в них осуществляются на основе свободного волеизъявления граждан. Это означает, что ни вступление в политическую партию, ни принуждение к участию в ее деятельности, а также насильственное удержание в рядах политической партии не допускаются.
Свобода объединения в политические партии невозможна без корреспондирующего с ней права свободно выходить из политической партии, не опасаясь каких-либо неблагоприятных для себя последствий.
Если вступление в политическую партию требует волеизъявления сразу двух субъектов: гражданина и самой политической партии, то выход из нее представляет собой односторонний отказ от членства и предполагает исключительное волеизъявление гражданина [1, с. 34].
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2007 г. № 78-Г07-17 сказано, что прекращение членства в политической партии носит уведомительный характер и не требует каких-либо распорядительных действий от руководящих лиц в партии.
На основании ст. 21 Закона о политических партиях порядок и условия утраты членства политической партии регулируется ее уставом. Это означает, что политические партии самостоятельно и по своему усмотрению уста- Следует отметить, что основания выхода из партии не имеют никакого значения, и в связи с этим, должностные лица партий не вправе требовать указания мотивов выхода.
Так, во всех уставах политических партий (в настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрировано 78 политических партий) предусмотрено, что прекращение членства в партии возможно на основании письменного заявления, написанного в произвольной форме.
В таком случае прекращение членства в партии наступает:
Со дня принятия уполномоченным органом решения о прекращении членства в партии (Партия ветеранов России, Всероссийская политическая партия «Женский диалог», политическая партия «Справедливая Россия»).
С даты подачи письменного заявления в уполномоченный орган о выходе (Общероссийская народная политическая партия «За женщин России»).
Со дня поступления заявления гражданина о выходе из партии в уполномоченный орган (Народная политическая партия «Альянс зеленых и социал-демократов», Всероссийская политическая партия «Родина»)
Со дня регистрации письменного заявления в региональном отделении (Всероссийская политическая партия «Единая Россия», Всероссийская политическая партия «ЧЕСТНО» / Человек. Справедливость. Ответственность/», политическая партия «Гражданская Платформа».
На практике часто происходят случаи, когда при разрешении дела в суде, органы политической партии ссылаются на то, что регистрация заявления является недействительной в связи с тем, что сотрудник, который выдал расписку о регистрации заявления, не имел на то полномочий.
Как правило, суд считает, что в таких ситуациях, необходимо учитывать правила делопроизводства и порядок работы органов партий. Однако этот факт возлагает на граждан соблюдение дополнительных условий по выходу из партии, что существенно нарушает право на беспрепятственный выход из политической партии.
Однако в некоторых уставах партий, например, в уставе партии ЛДПР, Всероссийской политической партии «Народ против коррупции», вовсе не называется дата, с которой прекращается членство в партии, а лишь говорится, что член ЛДПР вправе свободно выйти из партии по письменному заявлению в орган, принявший его в партию. Следовательно, лицо, решившее выйти из политической партии, только уведомляет партию о своем желании и дальнейших действий от руководящих органов не требуется.
А в уставе политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» сказано, что для прекращения членства не требуется решение какого-либо органа.
Кроме письменной подачи заявления, член политической партии может прекратить свое членство на основе публичного заявления, которое должно быть письменно подтверждено.
Такое заявление заносится в протокол заедания партии, а датой прекращения членства в политической партии считается:
дата получения уполномоченным органом документального подтверждения публичного заявления о выходе из партии (Всероссийская политическая партия «Родина»).
дата принятия уполномоченным органом решения о прекращении членства (Политическая партия «Справедливая Россия»). Однако, как показывает практика, срок принятия такого решения может составлять от двух до трех месяцев.
дата проведения заседания (Политическая партия «Гражданская Платформа»).
Кроме того, в уставах партий часто встречается прямое указание на ограничение на реализацию права на беспрепятственный выход из политических пар- тий. Например, гражданин не может выйти из партии в течение месяца после вступления в нее.
Таким образом, положения уставов свидетельствуют о необходимости систематизации порядка выхода из политических партий, а также исключения положений, которые как прямо, так и косвенно нарушают право граждан на беспрепятственный выход из политической партии. Более того, данная проблема нуждается в детальном изучении и разработки теоретических положений.
Считаем, что целесообразнее закрепить порядок выхода из партии в Законе о политических партиях и предоставить гражданам право на выход из партии путем подачи письменного заявления, в таком случае датой прекращения членства в партии следует считать дату поступления заявления. Заявление в таком случае носит исключительно уведомительный характер, которое свидетельствует о желании гражданина прекратить членство в партии. Также реализовать право на беспрепятственный выход возможно путем устного заявления на заседании партии, которое должно содержаться в протоколе. В данном случае датой прекращения членства в партии следует считать дату такого заседания.
Список использованной литературы:
1. Митин Г.Н. Право на выход из политической партии: проблемы реализации / Г.Н. Митин // Конституционное право. - 2013. - № 13. - С. 34-34.
Информация об авторе
Егорова Ольга Сергеевна - студентка 3 курса. Научный руководитель Хертуев Роман Юрьевич, к.ю.н., доцент кафедры конституционного права и теории права. Юридический институт ИГУ. (664082, г. Иркутск, ул. УланБаторская, д. 10, e-mail: Olga egorova94[AT]bk.ru, rommmaa[AT]list.ru).
УДК 342.5 ББК 67.400.63
С. В. Г орбунова, студентка 3 курса ФГБОУ ВО ИРНИТУ
всероссийский политический партия, выход политический партия, закон политический партия, прекращение членство партия, беспрепятственный выход политический, членство политический партия, дата прекращение членство, прекращение членство политический, партия справедливый россия, партия гражданский платформа, беспрепятственный выход политический партия, прекращение членство политический партия, партия следовать считать дата, всероссийский политический партия родина, членство партия следовать считать, политический партия гражданский платформа, уполномоченный орган решение прекращение, российский федерация прекращение членство, принятие уполномоченный орган решение, прекращение членство партия следовать,