СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Право на бесплатную медицинскую помощь и проблемы его реализации


ПРАВО НА БЕСПЛАТНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Рассматривается право на получение бесплатной медицинской помощи в Российской Федерации, выявляются проблемы его реализации. Автор приходит к выводу о необходимости совершенствования государственной политики, позволяющей в полной мере реализовывать право на бесплатную медицинскую помощь.

Ключевые слова: бесплатная медицинская помощь, обязательное медицинское страхование, государственные гарантии.

Согласно Конституции РФ, права и свободы человека являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства. К числу таких прав, которые охраняются государством, относится и право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие ценности. В то же время здоровье имеет не только личный, а еще и социальный характер [2, с. 227]. Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма, то есть это не только отсутствие каких-либо физических или психических заболеваний, дефектов.

Актуальность выбранной темы связана с трудностями, возникающими

при реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленного в ст. 41 Конституции РФ. Одной из проблем, встречающейся наиболее часто, является то, что приходя в поликлинику или вызывая скорую помощь, нам отказывают в получении квалифицированной медицинской помощи, обосновывая это тем, что человек не зарегистрирован в данном месте, отсутствием необходимых лекарств, или предлагая платные услуги.

В понятие «бесплатная медицинская помощь» входит медицинская помощь и лечение в рамках государственного социального обеспечения или социального страхования. В первом случае финансирование медицинской помощи осуществляется из налоговых поступлений, во втором - из страховых взносов граждан. «Бесплатность» медицинской помощи является важнейшим условием оказания медицинской помощи населению во всех странах мира [1, с. 215]. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В соответствии с законодательством, застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая как на территории субъекта РФ, на котором был получен полис ОМС, так и на всей территории РФ. Также регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации». Из этого следует, что отказ в предоставлении медицинской помощи не по месту регистрации лица является не правомерным.

Согласно Концепции Основ законодательства ЕврАзЭС о здравоохранении от 03.04.08 № 5 основным компонентом государственных гарантий в сфере здравоохранения должно выступать право граждан на бесплатную медицинскую помощь, причем необходимо определить структуры, ее предоставляющие, объем и уровень качества. Механизмом реализации этого права выступает программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. В нашей стране эта программа называется «Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи». Программа устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно и т.д.

В рамках программы предоставляются:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;

специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи;

скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;

паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

В соответствии с законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», все находящиеся на территории Российской Федерации люди имеют право на неотложную медицинскую помощь не зависимо от того имеются ли при вас какие-либо документы, или нет. Таким образом, при вызове скорой помощи сотрудники обязаны вам помочь. В п. 9 Письма Минздрава России от 25.12.2012 № 11-9/10/25718 разъясняет, что незастрахованные и не идентифицированные в системе ОМС граждане имеют право на получение скорой, в том числе скорой специализированной помощи, за счёт бюджетных средств регионов.

Реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь, в том числе бесплатную, способствует внедрение программно-целевого метода правового регулирования через реализацию федеральных, региональных, муниципальных целевых программ, таких как «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 гг.)», «Развитие здравоохранения» (2013 - 2020 гг.) и др.

Таким образом, «бесплатная медицинская помощь» это медицинская помощь и лечение в рамках государственного социального обеспечения или социального страхования. В Российской Федерации формально присутствует основа и все условия для реализации данного права, они закреплены как в Конституции РФ, так в федеральных законах и подзаконных актах.

Однако механизм реализации этих норм на практике требует существенной доработки по следующим направлениям:

Объём оказываемой бесплатной медицинской помощи должен обеспечивать не только лечение, но и профилактику, реабилитацию граждан РФ.

Не смотря на то, что Уголовный кодекс РФ содержит статьи об уголовной ответственности за неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилам (Ст. 124 Уголовного кодекса РФ устанавливает, что за неоказание помощи больному лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилам, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, может наказываться как штрафом и исправительными работами, так и арестом, в случае, если неоказание помощи больному повлекло смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, медицинский работник может быть привлечен к уголовной ответственности вплоть до лишения свободы на срок до четырех лет), следует более детально рассмотреть виды, формы, основания ответственности для лиц, отказывающих или оказывающих несоответствующую ситуации бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Список использованной литературы

Постовалова Т. А. Правовое регулирование оказания бесплатной медицинской помощи, концептуальные подходы // Право и демократия: сб. научных трудов - 2014. - №25. - 216 с.

Конституционное право РФ: учебник для бакалавров / И.А. Умнова, И.А. Алешкова. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 578 с.

Информация об авторе

Г орбунова Светлана Владимировна - студентка 3 курса. Научный руководитель Курышова Ирина Васильевна, доцент кафедры государственноправовых дисциплин. Институт экономики, управления и права Иркутского Национально Исследовательского Технического Университета (г. Иркутск, ул. Игошина 4, kiw09[AT]mail.ru; gsv170296[AT]mail.ru)

УДК 342.7 ББК 64.400.32

О. С. Егорова, студентка 3 курса Юридический институт ИГУ


С. В. Г орбунова, студентка 3 курса ФГБОУ ВО ИРНИТУ





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ