ИНТЕРНЕТ-ЦЕНЗУРА КАК УГРОЗА СВОБОДЕ СЛОВА И ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: описываются меры государственной политики в области контроля за интернет-средой. Автор приходит к выводу об опасном развитии государственной политики, приводящей к ужесточению доступа к информации в сети «Интернет». Предпринимаются попытки поиска оптимального решения сложившейся ситуации.
Ключевые слова: интернет-цензура, свобода слова, свобода массовой информации.
На сегодняшний день политические силы неустанно воздействуют на Интернет через государственные, а также негосударственные органы, принимаются новые федеральные законы и подзаконные акты, а также существенно меняются уже действующие, и не всегда такие изменения в полной мере соотносятся с конституционным принципом свободы массовой информации и запрете цензуры. Примерами таких органов являются Роском- надзор, некоммерческая общероссийская общественная организация «Российский союз правообладателей» и некоммерческое партнерство «Лига безопасного интернета».
Наиболее ярким и характерным примером изменения законодательства стал разработанный «Лигой безопасного интернета» и реализуемый Роском- надзором Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ , а именно его часть о создании Единого реестра запрещенных сайтов, в который должны вноситься сетевые адреса сайтов и отдельных веб-страниц, содержащих в себе материалы, способные причинить вред здоровью и развитию детей.
Однако как показывает практика, данная процедура не работает корректно по двум причинам:
Ограниченный доступ устанавливается не только для детей, но для всех российских пользователей сети «Интернет».
В виду особенностей применяемых Роскомнадзором технологий долгое время складывалась практика, когда блокировка отдельных веб-страниц приводила к блокировке всего сайта (например, вместо блокировки одной статьи сайта «Википедия» под запрет попал весь сайт, и подобных примеров зафиксировано немало).
Вышеуказанные особенности правоприменения породили противоречие с Конституцией Российской Федерацией, а именно с частью 4 статьи 29, поскольку напрямую нарушалось конституционное право граждан на свободный поиск и получение информации.
Однако проблема на этом не исчерпывается. 1 августа 2015 года был издан Федеральный закон № 97-ФЗ от 5 мая 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей», получивший в интернетсообществе неофициальное название «Закон о блогерах». Указанный федеральный закон вводит понятие «блогер», под которым понимается владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет», а также устанавливает его правовое положение, согласно которому владелец сайта/страницы практически не имеет прав, кроме права непосредственной «блогерской» деятельности (размещать информацию и высказывать личное мнение, если оно не противоречит законодательству), но одновременно с этим на владельца налагается перечень запретов и обязанностей, подчас сомнительных с точки зрения свободы информации. Так, блогер должен разместить на своём сай- те/странице сайта в сети «Интернет» свои фамилию и инициалы, а также электронный адрес, что является нарушением права на приватность онлайн- общения и может послужить способом контроля государством лиц, публикующих неудобную для власти информацию (например, на политическую тематику). Интересно и то, что Роскомнадзор, занимающийся вопросом нарушений со стороны блогеров, не выработал ясной и единой правоприменительной практики, что ставит под сомнение эффективность данного института.
Более того, практика знает случаи блокировки Роскомнадзором оппозиционных интернет-СМИ, зачастую имея на это сомнительные основания. Так, 13 марта 2014 года Роскомнадзор без судебного решения по требованию Генеральной прокуратуры ограничил доступ сразу к трём интернет-СМИ, представлявшим оппозиционную точку зрения: Грани.ру, Каспаров.ру, «Ежедневный журнал» в связи с «призывами к противоправной деятельности и участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». Также в запрещённый реестр был внесён блог Алексея Навального в Живом Журнале. На сегодняшний день, несмотря на многочисленные иски владельцев сайтов и жалобы правозащитных организаций на сомнительное наличие оснований для блокировок, вышеперечисленные сайты всё еще находятся в едином реестре запрещенной информации. Всё это может свидетельствовать о попытках установления государством политики негласной цензуры.
Следует отметить, что государственные органы и негосударственные организации не останавливаются на достигнутом и разрабатывают инициативы, направленные не только на установление «последующей» цензуры (оценка уже опубликованной информации и принятии в её отношении ограничительных или запретительных мер [1, с.8-9]), но и цензуры предварительной. Наиболее показательным тому примером является инициатива Лиги Безопасного Интернета по принятию федерального закона об обязательной фильтрации всего контента на уровне интернет-провайдера при помощи специального программного обеспечения или создания списков разрешенных сайтов (так называемых «белых списков»). Фактически это означает, что все страницы, запрашиваемые российскими интернет-пользователями, будут в реальном времени обрабатываться на предмет содержания запрещенного контента, введение «белых списков» позволит заходить лишь на сайты, заранее одобренные государственными органами, что позволит утверждать об официальном создании цензуры в Российской Федерации. Также Лига Безопасного Интернета рассматривает проект об отключении образовательных учреждений от всемирной сети и создание специальных образовательных порталов, что опять же противоречит Конституции Российской Федерации. Разумеется, вероятность одобрения данных инициатив, столь явно противоречащих Конституции РФ, невелика, однако тенденция законодателя и политических сил на ужесточение регулирования Интернет-сферы видна достаточно ясно.
Исходя из вышесказанного, назревает вопрос: существуют ли способы противодействия процессам создания интернет-цензуры и насколько они будут эффективны? Механизм подписания и направления в государственные органы петиций граждан показывает свою фактическую неэффективность, а судебные обжалования сомнительных блокировок практически никогда не удовлетворяются судами. Поэтому на фоне явного отдаления и связей между обществом и государством наиболее перспективным является создание законов и подзаконных актов, детально и исчерпывающе регламентирующих процедуру деятельности органов государственной власти, осуществляющих установленные законом ограничения свободы слова и информации. Данная мера позволит исключить простор для злоупотребления ограничением свободы слова и информации (например, политической тематики) со стороны государственных органов.
Таким образом, несмотря на то, что определенная часть интернетцензуры обусловливается техническими недочетами работы уполномоченных государственных органов и общественных объединений, неуклонно назревает необходимость детальной регламентации их деятельности по ограничению доступа к информации в интернете во избежание возможных злоупотреблений в социально-политических целях.
Список использованной литературы
Горяева Т. М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991. - 2. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 407 с.
Информация об авторе
Васютин Андрей Андреевич - студент 3 курса. Научный руководитель Хертуев Роман Юрьевич, к.ю.н., доцент кафедры конституционного права и теории права. Юридический институт Иркутского государственного университета. (664082, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, д. 10, e-mail: mpo[AT]lawinstitut.ru).
УДК 342.7 ББК 67.400.32
А. А. Васютин студент 3 курса Юридический институт ИГУ
конституция российский федерация, единый реестр запретить, например политический тематика, список разрешить называть, разрешить называть белых, специальный программный обеспечение, программный обеспечение создание, называть белых список, создание список разрешить, обеспечение создание список, создание список разрешить называть, список разрешить называть белых, разрешить называть белых список, обеспечение создание список разрешить, программный обеспечение создание список, помощь специальный программный обеспечение, специальный программный обеспечение создание, называть белых список фактический, белых список фактический означать, российский пользователь реальный временить,