СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Интеллектуальный потенциал нации как фактор экономической безопасности


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАЦИИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

СТРАНЫ

В XXI в. проблема обеспечения экономической безопасности России стоит очень остро, это является главным фактором не только эффективного развития, но и самого существования страны. Наиболее уязвимыми в непростых условиях рыночной экономики и глобализации оказываются технологическая сфера, социальная сфера, человеческие ресурсы и наука.

Для обеспечения экономической безопасности страны требуется обновление техники и технологии отраслей, производящих продукты высокой степени переработки. Очень важно учитывать, что кроме обновления техники и технологии необходимы инвестиции в человеческий капитал, который бы мог работать на современном оборудовании, создавать и приумножать производственные мощности страны. Человеческий капитал создается благодаря развитию науки, образования, культуры, здравоохранения, именно он закладывает базу основанной на знаниях экономики, определяющей реальную силу государства, его способность обеспечить национальную безопасность.

Значение науки на современном этапе постоянно повышается, она становится важнейшей производительной силой. Этот процесс влечет за собой популяризацию высококвалифицированного труда, а именно научного и инженерного, благодаря которому некоторые из стран запада успешно развиваются в социально-экономическом плане. В связи с этим, профессионалы своего дела и молодые талантливые специалисты в области науки и инжиниринга в современном мире стали одними из самых популярных и востребованных работников. Те страны, которые вовремя предоставили им условия для научной деятельности, в настоящий момент получают выгодуот своих удачных инвестиций.

Важно искать таланты в своей стране, но и не отрицать возможность поиска в других, вкладывать большие средства в развитие научно-технической отрасли страны. Финансовые затраты России на развитие данной отрасли меньше 5% от ВВП. Можно проследить, что те страны, которые активно финансируют науку и образование, способствуют, таким образом, привлечению талантливых и одаренных людей из других стран (в том числе из России), а самое главное, предоставляют возможность на высоком уровне осуществлять такие программы для собственных граждан, тем самым минимизируют процесс миграционной активности людей интеллектуальных профессий за границу.

Проблема с трудоустройством выпускников вузов актуальна, причем студентов как экономических специальностей, так и других. Время, когда происходило государственное распределение выпускников, уже в прошлом. Сегодня молодые специалисты сталкиваются со сложными условиями рынка, из которых они не всегда выходят победителями. Было бы хорошо, если бы за воротами их ждала высокооплачиваемая работа, хороший карьерный рост. К сожалению, найти свое место на рынке труда молодому специалисту совсем не просто.

Стоимость обучения в вузах довольно высока в настоящее время, это особенно заметно на фоне снижения доходов населения, и даже красный диплом совсем не гарантирует быстрого трудоустройства по профессии. Дипломированные специалисты в большинстве своем вынуждены идти работать не по специальности, и на должности, совершенно не соответствующие их потенциалу и уровню, потому что в основном работодателям нужны сотрудники только с опытом работы, либо заработная плата очень мала. Самостоятельно прожить при таком небольшом доходе молодому специалисту очень трудно.

В большинстве случаев у бывшего студента по специальности к концу учебы нет опыта работы. Только небольшая часть учащихся, еще не имея диплома, способны найти работу по специальности на неполный рабочий день с небольшой заработной платой. Работодатели идут на это в компаниях, имеющих большую текучесть кадров, когда необходимо выполнять какую-то срочную работу, а сотрудник увольняется. Но такие ситуации встречаются не часто. В основном студенты находят работу и получают опыт курьера, разносчика листовок, бармена и т.п., обычно предлагаемых школьникам и студентам службами занятости в качестве заработка в период обучения.

Эта проблема, когда опыт работы не соответствует направлению подготовки в вузе, к сожалению, зачастую оставляет многих дипломированных специалистов без работы и вынуждает срочно менять сферу деятельности и работать не по специальности.

У выпускников, чьи шансы найти работу стремятся к нулю, все же есть два пути: соглашаться на трудоустройство по специальности и получать минимальный доход или снова идти учиться и менять профессию, для того, чтобы прокормить себя и свою семью.

Анализируя объявления в журналах, газетах можно заметить, что современный работодатель ставит высокую планку для тех, кто ищет работу, включая в этот список молодых соискателей. Каждое предприятиеили фирма имеет собственные требования для потенциального работника. Самые основные из них такие: опыт работы, профессионализм, высокий уровень использования полученных теоретических знаний на практике, способность принимать решения.

Конечно,можно понять желание работодателей иметь у себя в организации толкового, квалифицированного специалиста, но возникает вопрос, на который сложно найти ответ: как приобрести опыт и наработать профессионализм совсем еще молодому специалисту, если его не берут на достойную работу, где этот опыт он может получить.

Безусловно, в последние годы произошел явный дисбаланс в подготовке молодых специалистов в вузах. Появилось множество образовательных программ по подготовке менеджеров, экономистов и юристов даже в тех образовательных учреждениях, которые этим никогда не занимались. Соответственно, конкуренция среди выпускников этих специальностей крайне высока. С другой стороны, молодых специалистов инженерных специальностей не хватает практически во всех отраслях народного хозяйства. По мнению авторов, большая ошибка была допущена, когда Министерство образования поддерживала повсеместное открытие экономических и управленческих направлений подготовки в образовательных учреждениях [1].

Сегодня для решения данной проблемы необходима общегосударственная программа, иначе странатеряет в определенных отраслях трудовой потенциал юного поколения, новые идеи молодых амбициозных специалистов и нестандартные подходы к решению множества существующих проблем.

Рассматриваемая проблема требует системного подхода. Более того, сами направления высшего образования не могут рассматриваться в отрыве от всей системы работы с подрастающим поколением, начиная с младших школьных классов, и в отрыве от того, как развивается экономика страны и какие условия появляются для самореализации молодых ребят.

Можно предложить некоторые варианты решения проблем трудоустройства выпускников вузов. Прежде всего, университетам необходимо эффективнее взаимодействовать с разными компаниями и фирмами, а именно договариваться о стажировках своих студентов на этихпредприятиях. Теоретические знания, которые предоставляет вуз, совмещенные с практикой - это залог успеха для грамотного молодого специалиста.

Кроме того, вузам необходимо договариваться, возможно, с участием государственных структур, чтобы место, где стажируется студент во время учебы, в дальнейшем могло бы стать его местом работы.

Чтобы заинтересовать крупные и средние, а также и небольшие фирмы в приеме к себе молодых специалистов,нужно вводить льготное налоговое обложение этих организаций. Множество работодателей не желаютбрать «вчерашних» выпускников, объясняя это тем, что они не имеют опыта и их нужно учить практической работе. Введение льготных ставок по налогам, возможно, обеспечит появление немалого количества предприятий, которые изъявят желание взять к себе выпускников, и таким образом удовлетворят собственную потребность в новых кадрах, и обеспечат занятость молодых специалистов.

Очень важно поощрять научные труды, разработки студентов университетов России и предоставлять возможности по их внедрению в производство. Например,если студентами вуза будет предложена определенная инновация, которая улучшит работу какого-нибудь производства, то тем предприятиям, которые берутся за внедрение этой идеи и получат результат, должны быть также предоставлены определенные льготы в сфере налогов. Соответственно студенты, обеспечившие предприятие инновационной разработкой должны быть приняты на работу в компании, где была внедрена их идея. Такое предложение можно было бы закрепить на законодательном уровне.

Сегодня существует большое количество молодых дипломированных специалистов, недавних выпускников, которые готовы «обучаться» работать и имеют желание полностью посвятить себя работе.

Многие студенты во время учебы в вузе отлично проявляют себя, участвуя в научно-исследовательских форумах, конференциях, пишут научные статьи в различные издательства, параллельно с основной образовательной программой учат иностранные языки, занимаются разработкой всевозможных полезных устройств, тем самым показывая свое желание развиваться. Это и есть показатель, который следовало бы учитывать преподавателям, заметив такого целенаправленного студента и впоследствии порекомендовать его в какую-либо фирму на вакансию специалиста.

Следует помнить, что молодое поколение - это потенциал, в том числе и для экономики нашей великой страны. Инновационное развитие российских предприятий, новейшие открытия в различных отраслях, нестандартные подходы в научноисследовательской отрасли - все это неумолимо будет вести к повышению экономического роста ипозволит устойчиво и уверенно развиваться. Это подчеркнет реальную силу и мощь государства, что поспособствует укреплению национальной безопасности России.

Список использованных источников::

1. Лаврова З.И. Роль государства в подготовке кадров для промышленности в условиях реиндустриализации // Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе: материалы VII Ежегодной Всероссийской научнопрактической конференции / Тамбов: Изд-во ТРОО «БизнесНаука-Общество», 2015.


Смирнова Д.Р., студентка Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Россия Лаврова З.И. к.т.н., доцент кафедры экономики труда Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ