СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Теневая экономика и коррупция как угрозы экономической безопасности государства


ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Развитие теневой экономики и коррупции несет в себе угрозу существования государства, создавая барьеры для развития национальной экономики, развития институтов гражданского общества, снижая уровень жизни населения [6], а также препятствуя реализации механизма борьбы с организованной преступностью. Кроме того, рост уровня коррупции и теневой экономики является ключевым барьером привлечения иностранных инвестиций и инновационных технологий в промышленность, а также негативным образом влияя на внешний имидж государства и его инвестиционный рейтинг.

Теневая экономика в тандеме с коррупцией, как и любое общественное явление, находится в прямой зависимости от уровня развития социума, свойственных уровню его развития экономических отношений и экономических интересов, а также форм их реализации [11].

Следует отметить, что коррупция может существовать в различных сферах жизнедеятельности общества, но наибольшее распространение она получила в следующих сферах деятельности:

таможенная: получение разрешения транспортировки через государственную границу товаров, запрещенных к перевозке; возврат конфискованных товаров и валюты; умышленное занижение таможенной пошлины; предоставление отсрочки таможенных платежей;

медицинская: закупка медикаментов и оборудования по заведомо завышенным ценам; выдача "липовых" медицинских заключений и справок; приоритет в обслуживание отдельных граждан, за счет других;

безопасность дорожного движения: избежание административной ответственности за нарушение правил дорожного движения; необоснованная выдача водительских удостоверения и листов о прохождении технического осмотра транспортных средств; фальсификация заключения о дорожно-транспортном происшествии в пользу отдельных лиц;

судебная: вынесение необоснованных судебных приговоров; предвзятое рассмотрение обстоятельств судебных дел; вынесение взаимоисключающих судебных решений по одному делу; участие судов в рейдерских захватах;

налоговая: необоснованное освобождение от налоговых выплат; несанкционированные налоговые проверки бизнесструктур и предприятий малого бизнеса в интересах конкурентов; незаконное приостановление либо полная остановка производственно-хозяйственной деятельности;

правоохранительная: необоснованное возбуждение либо отказ в возбуждении уголовного дела; закрытие уголовных дел; отправка на дополнительное расследование уголовных дел, без всяких на то причин; осуждение невиновных лиц за различные преступления;

образовательная: незаконный прием в высшие учебные заведения и среднеспециальные; необоснованная государственная аккредитация и аттестация учебных заведений, либо необоснованный "отзыв" лицензий; создание барьеров приема в дошкольные воспитательные учреждения [5];

другие сферы деятельности: лицензирование и регистрация предпринимательских структур; выдача разрешений кредитным организациям на размещение и ведение операций с бюджетными средствами; проведение тендерных торгов в пользу определенных компаний; строительство и ремонт за счет средств бюджета и др.

Таким образом, рост коррупции в стране создает серьезную угрозу экономической безопасности национальной экономики, создавая благоприятные условия для масштабного процветания криминального сектора и теневой экономики. Теневая экономика и коррупция являются неотделимыми друг от друга социальноэкономическими явлениями [14]. Несомненно, что теневая экономика порождает коррупцию, в тоже время последняя создает благоприятные условия для развития теневой экономики. Следовательно, государственная антикоррупционная политика и политика противодействия теневой экономике должна решаться как единая комплексная задача.

Парадокс теневой экономики заключается в скрытости соответствующих процессов: их сути, эмпирических описаний, институциональных составляющих и т. д.

Можно предположить, что отчасти сложности идентификации теневых экономических процессов обусловлены самими подходами к определению категории «теневая экономика». Например, Ю.Н. Попов и М.Е. Тарасов, исследуя многообразие форм теневой экономики, утверждают, что «...существуют различные подходы к классификации теневой экономики» [10]. По мнению этих ученых, при классификации теневой экономики следует использовать комплексный социально-экономический подход, который имеет ряд преимуществ над правовым и статистическим подходами [8].

Так, А. Бренделева, исследуя структуру теневой экономики, дает следующее определение: «теневая экономика - это экономическая деятельность, не отраженная в статистической отчетности, фиктивная - реально не существующая деятельность, которая, однако, отражается в статистической отчетности с целью уменьшения налогообложения, получения льгот и др.» [1].

На сегодняшний день, в научно-публицистической литературе существуют масса различных дефиниций понятия "теневая экономика". Не редко ее называют ненаблюдаемой, неформальной, скрытой, теневой, криминальной и т.д. Для максимально достоверного учета ВВП в 1993 г. ООН теневую экономику определили как определенную часть финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой за рамками официального бухгалтерского учета.

Теневая экономика подразделяется на три подтипа, в отношении масштабов и субъектов осуществления, а именно: неформальная экономика, незаконная экономическая деятельность, «серая» теневая экономика, «черная» или криминальная теневая экономика (табл. 1). Характеристика основных подтипов теневой экономики [2,13]

Независимо от типа теневой экономики ей присущ ряд характерных свойств:

всеобщность - характерна для любого государства, вне зависимость от уровня развития. Ключевой причиной возникновения теневого сектора можно считать наличие противоречия между объективными законами экономики и их отражением в правовых нормах, в законодательстве государства [3];

целостность - совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов;

баланс с внешней средой - тесное взаимодействие с "законной" экономикой, а также государственными и общественными институтами посредством легально функционирующих хозяйствующих структур; структурированность - наличие взаимосвязей и экономических отношений внутри теневого сектора, что позволяет обеспечивать сохранность в условиях неопределенности;

иерархичность - отдельно взятый элемент теневой экономики представляет собой целостную систему, а сама теневая экономика является неотъемлемым компонентом национального хозяйства. Иерархическая структура теневой экономики характеризуется множеством связей между компонентами, наиболее характерными для которых являются связи координации и субординации, поэтому теневая экономика не только иерархическая, но и сетевая структура [9];

самоорганизация - способность теневой экономики быстро реагировать на изменения во внешней среде, осуществляя непрерывное развитие, находясь в гармонии с собственной средой;

наличие универсальных механизмов функционирования, присущих в большей степени криминальному сектору теневой экономики ("выкачивание" денежных средств из национальной экономики);

противоречивые начала - конструктивное (производственная сфера теневой экономики) и деструктивное (криминальный сектор).

В зависимости от сферы экономической деятельности можно выделить следующие формы теневых отношений, наиболее характерные для национальной экономики:

в торговой сфере: сотрудничество с таможенными службами (торговля конфискованными товарами, "растоможевание" товаров, импорт запрещенных товаров), торговля фальсифицированными продуктами, контрабанда;

в сфере образования: взятки за поступление в учебные заведения, получение диплома и обучение, поступление в дошкольные образовательные учреждения;

в сфере здравоохранения: сговор между медицинскими учреждениями (сотрудниками) и фармацевтическими компаниями, оказание нелегальных платных услуг; взятки за койко-место в медицинских учреждениях;

в производственной сфере: перевод прибыли в оффшорные зоны, фальсификация продукции, умышленное банкротство предприятий, задержка заработной платы, использование труда нелегальны мигрантов, бартер, необоснованное распределение государственных заказов;

финансово-кредитная сфера: формирование финансовых пирамид, легализация доходов криминальных структур и т.д.;

в сфере услуг: тесное взаимодействие частных охранных организаций с криминальными структурами [7].

Основные причины стремительного развития теневого сектора национальной экономики и ее влияние на экономическую безопасность страны представлены на рис. 1.

Таким образом, развитию теневой экономики в первую очередь способствовали бюрократизация управления, повышенное налоговое бремя, а также неразумное государственное регулирование, провоцирующее на нарушение действующих законодательных норм, с целью реализации индивидуальных экономических интересов, в том числе:

общественно-политическая неопределенность, недоверие к действиям власти, высокая степень бюрократизации;

отсутствие необходимых институтов, занимающихся вопросами обеспечения экономической политики;

низкий уровень управления общегосударственной собственностью и защиты прав владельцев;

системные пороки налоговой системы (в т.ч. непредсказуемость и непрозрачность государственной политики в фискальной сфере);

дисбаланс интересов и экономический лоббизм;

влияние МВФ на управление национальной экономикой;

рост криминальной экономики;

наличие оффшорных зон;

взаимосвязь внешнего и внутреннего потенциалов коррупции и легализации преступных доходов [12];

неэффективность бюджетной политики;

деформирование структуры занятости;

наличие слабых мест в деятельности судебной власти;

образование теневой парадержавы;

коррупция, рейдерство;

бегство капитала. 635368300017653047561500258445059118500

Особого внимание заслуживает существование теневой парадержавы, представляющей собой образование макроэкономического уровня государственного типа, в котором вследствие высокого уровня коррупции и теневизации, государственные услуги и общественные блага распределяются в соответствии с рыночными принципами. В таком образовании окончательно формируются и эффективно функционируют коррупционные рынки государственных услуг и общественных благ, огромных масштабов достигает рейдерство.

Последствиями теневизации для официального сектора национальной экономики являются:

сокращение налоговых поступлений в бюджет;

невозможность реализации финансовой функции государства;

низкая степень эффективности принимаемых решений в сфере управления;

сокращение внутренних инвестиционных ресурсов;

снижение интереса потенциальных стратегических инвесторов;

рост уровня криминализации общества, обусловленное увеличением числа экономических преступлений.

Данный перечень нельзя считать исчерпывающим, он может быть расширен в зависимости от исторического периода развития, а также социально-экономического развития государства.

Теневую экономику невозможно точно измерить и часто данные о размерах теневой экономики из различных источников существенно расходятся. Большинство экспертов сходятся во мнении, что условно допустимой нормой теневой экономики является предел от 5-10% ВВП (в развитых рыночных странах она составляет 5%), в свою очередь, уровень теневого сектора более 30% ВВП считается критическим для национальной экономики [4]. Такая ситуация требует обстоятельного исследования проблемы теневизации национальной экономики, поскольку неучет или недооценка объема теневой экономики приводят к серьезным ошибкам в определении макроэкономических показателей, экономических и финансовых пропорций, к тактических и стратегических просчетов при принятии управленческих решений на государственном уровне, а, следовательно, влияет на реализацию экономической политики в целом.

Список использованных источников:

Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: Учеб. пособие / Е.А. Бренделева. М.: Дело и Сервис, 2006.352 с. С. 173.

Варналий С.С. Теневая экономика: сущность, особенности и пути легализации: Монография. К., 2006. 362 с.

Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. - СПб.: Питер, 2003.- С. 24.

Кучеренко С., Шавлак В. Интегральная оценка уровня теневой экономики [Электронный ресурс] // Режим доступа: conftiapv.at.ua/publ/konf_23_24_05_2013_r/sekcija_5_ekonomic hni_nauki/integralna_ocinka_rivnj a_tinovoj i_ekonomiki/65-1 -0-243 8.

Максимов С.Н. Противодействие коррупции как фактор обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы правового регулирования деятельности государственных и муниципальных учреждений в новых условиях финансового обеспечения. Материалы научнопрактической конференции. - М.: Спутник+, 2012.

Малько А.В. Коррупция как основная честь теневой юридической жизни общества: методология исследования // sartraccc. sgap.ru/Pub/malko

Маслов В.А. Внешнеэкономические аспекты теневой экономики в современном мировом пространстве: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации. Москва, 2010.

Мороз А.В., Семцов В.М. Финансовые аспекты идентификации современных скрытых экономических процессов // Учет и финансы. 2014. № 2 (64). С. 108-115.

Нуштаев И.В. Организационно-экономический инструментарий противодействия теневой экономике и коррупции. Автореферат на соиск. уч. ст. к.э.н. ... Тамбов, 2012.

Попов Ю.Н. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства: Учебник / Ю.Н. Попов, М.Е. Тарасов. М.: Дело, 2005. 240 с. С. 28.

Радюкова Я.Ю., Федорова М.А. Некоторые аспекты государственного противодействия теневой экономике // Социальноэкономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 11. С. 154-159.

Селиванов А.И. Противодействие легализации преступных доходов и коррупции: финансово-экономические аспекты // Вестник финансового университета. 2014. № 6.

Сытник Г.П. Принципиальные основы методологии разработки оптимальной стратегии национальной безопасности // Управление современным городом. 2004. №2. С. 34-48.

Турлачева М.А. Теневая экономика как угроза экономической безопасности национального хозяйства // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 1. С. 266-272.


Кулик Ю.П. к.э.н., докторант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ