СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Развите ведеомственного контроля в сфере государственных закупок


РАЗВИТЕ ВЕДЕОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Государственные закупки, заказы, контракты - все это синонимы одного понятия, определяющего интерес Российской Федерации в удовлетворении потребностей в какой-либо сфере. В настоящее время, государственные закупки являются мощным инструментом сатисфакции государственных нужд, а также стимулирования и стабилизации экономической системы на федеральном и региональном уровнях. Список функций данного института весьма обширен - от ценового регулирования в области определенных товаров и услуг до поддержки и стимулирования национальных производителей, но он не всегда был таким - в разные периоды истории России основные принципы и механизмы размещения значительно отличаются. Безусловно, данные изменения связаны с переходом от административно-командной системы к рыночной. В СССР государственный заказ занимал центральное место, поскольку экономический сектор преимущественно был государственным. А в условиях перехода к рыночной системе и отказе от централизованного планирования, а также развития рынка, роль заказа в развитии экономики отошла на второй план. Тем не менее, на данный момент, этот институт занимает значительное положение, и требуются инструменты, помогающие его контролировать. 11 февраля 2016 г., на совещании «О повышении эффективности использования бюджетных расходов отдельными главными распорядителями средств федерального бюджета, расходов госкорпораций и компаний с госучастием», премьер-министр Дмитрий Медведев назвал слабую финансовую дисциплину основной проблемой в использовании бюджетных средств. «Нам мало сегодня просто сократить статьи расходов, нам критически важно сегодня научиться тратить деньги эффективно... Основная проблема заключается в том, что у нас до сих пор остается очень слабая финансовая дисциплина.

Оптимизировать расходы не значит их только сократить, но и сконцентрировать на важных направлениях», - сказал Медведев.

По моему мнению, данный тезис достаточно подчеркивает актуальность проблемы контроля в настоящее время.

Целью моей работы является рассмотрение конкретного типа контроля - ведомственного. Основания для определения ведомственного контроля как одного из видов государственного контроля можно рассматривать в экономическом, правовом и организационном аспектах. В экономическом плане определяющим фактором является то, что ведомственный финансовый контроль главным образом имеет дело с государственными (и прежде всего бюджетными) средствами, их поступлением и расходованием. Для получения и использования государственных средств у различных ведомств имеются и другие источники. Возможны также варианты привлечения государственными учреждениями частных денег, поскольку предпринимательская деятельность для бюджетных учреждений не запрещена. Нормально работающий ведомственный контроль должен охватывать все средства, используемые в пределах ведомства.

Преимущественная забота ведомственного контроля - проверки использования полученных ведомством и его подразделениями средств. На поступление средств он может влиять лишь ограниченно. Но это не означает, что контролеры вправе безразлично относиться к тому, какие средства и какими путями приходят в систему ведомства. И здесь у контроля имеются определенные возможности, в частности проверка использования полученных средств, законности и эффективности их расходования, а также обоснованности и правомерности действий ответственных должностных лиц.

Крайне важно то, что именно с помощью ведомственного контроля и только с его участием можно обеспечить соблюдение базового условия эффективности контроля - полный охват подлежащего контролю массива государственных средств с установленной постоянной периодичностью проведения ревизий и проверок. Для этого ведомственный контроль должен охватывать каждую

организацию, каждое учреждение данного ведомства в предусмотренный срок.

Возвращаясь к теме закупок, хочется подчеркнуть, что с 01.01.2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ от 01.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», устанавливающий, в том числе, виды контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Одним из видов данного контроля законодатель определяет ведомственный контроль, осуществляемый государственными органами, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами [6].

В целях реализации данной нормы Закона Правительством Российской Федерации 10.02.2014 г. принято постановление № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд», которым регламентирован порядок осуществления федерального ведомственного контроля в сфере закупок.

Федеральные госорганы, органы управления государственными внебюджетными фондами и госкорпорация «Росатом» контролируют, как подведомственные им заказчики соблюдают законодательство о контрактной системе в сфере закупок. Каждый орган ведомственного контроля должен утвердить соответствующий регламент. Контроль предполагает проведение выездных и документарных мероприятий. С 1 января 2017 г. проверяющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное в сфере закупок.

Установлен перечень требований, выполнение которых проверяется. Среди них - соблюдение ограничений и запретов, правильное определение и обоснование начальной цены контракта, предоставление льгот для малого бизнеса.

Установлены сроки введения контроля за соблюдением отдельных требований и порядок проведения проверочных мероприятий.

На случай нарушений утверждается план их ликвидации. Если есть какие-либо признаки правонарушений, материалы передаются уполномоченному органу.

Эти правила содержат основы для реализации такого контроля без его детальной регламентации.

В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утверждены соответствующе нормативные акты. Тем не менее, единая практика по данному вопросу отсутствует.

При установлении порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок используют два подхода:

установить общие положения настоящего контроля, возложив основную регламентацию на органы ведомственного контроля путем публикации соответствующих локальных актов;

подробно регламентировать ведомственный контроль актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки.

Первый подход дает широкие полномочия органам ведомственного контроля для регулирования процесса на основе числа заказчиков, наличия необходимых человеческих ресурсов, что позволяет в полной мере учитывать специфику соответствующей отрасли государственного управления. Тем не менее, при нечетком или неполном регулировании контрольной деятельности, есть риск неосуществления контроля в необходимом объеме и качестве, что идет вразрез с идеей создания контрактной системы закупок и может вызвать рост коррупции в этой сфере.

К первому подходу можно отнести, прежде всего, Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89, и прочие акты, утвержденных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, основанных на данном постановлении Правительства Российской Федерации и во многом с ним совпадающих.

Второй подход обеспечивает единство правоприменения в осуществлении ведомственного контроля, что особенно важно, учитывая особый характер контролирующей деятельности, устанавливает в качестве обязательных правил, регулирующих данную функцию, что позволяет, в частности, снизить риск проявления коррупции. С другой стороны, используя второй подход с учетом большого числа органов ведомственного контроля, на которые распространяется акт, возникают трудности, связанные со спецификой органов и подведомственных заказчиков, их количеством, объемом закупок, и т.п.

В связи с тем, что ведомственный контроль в сфере закупок является новым в Законе о контрактной системе, можно прогнозировать возникновение трудностей в исполнении ведомственного контроля, в том числе в его нормативном регулировании. Поскольку соответствующий закон Российской Федерации должен включать общие для всех обязательные правила, а остальная часть регламентирования должна быть осуществлена органом ведомственного контроля, необходимо обратить внимание на усиление соответствующих локальных актов следующими положениями.

Формирование службы ведомственного контроля должно быть основано на целях и задачах контроля, количества заказчиков и особенностей их деятельности и возложенных полномочий.

Основой ведомственного контроля должно быть планирование и прогнозирование контрольной деятельности.

Для обеспечения наиболее эффективного и объективного ведомственного контроля необходимо создать систему стимулов и условий для обучения и профессионального развития работников, повышения их квалификационного уровня, а также обеспечение независимости, профессиональной компетентности и контроля качества деятельности.

При большом количестве заказчиков целесообразно предусмотреть возможность выборочных и комплексных проверок.

План проверки должен содержать наименование органа ведомственного контроля, перечень проверок, с указанием заказчиков, в отношении которых будет проводиться проверка, формы и предмета проверки, исследуемого периода, даты начала.

При планировании реализации ведомственного контроля следует учитывать следующие критерии отбора заказчиков и предметов контроля:

существенность и значимость деятельности государственных программ, направлений и объемов бюджетных расходов, проводимых заказчиками, в отношении которых предполагается осуществление мер контроля;

время, прошедшее с момента проведения, и данные прошедших проверок;

информацию о наличии признаков нарушений, полученную от граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации о нарушениях закона, а также итоги анализа данных единой информационной системы.

В акте органа ведомственного контроля следует предусмотреть срок проведения проверок и порядок его продления. Например, срок проведения проверки не может превышать тридцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз, на основании приказа (распоряжения) руководителя органа ведомственного контроля или уполномоченного им должностного лица срок может быть продлен не более одного раза и общий срок проведения проверки не может составлять более шестидесяти рабочих дней, за исключением случая несоблюдения лицами, действия (бездействие) которых проверяются, требований по предоставлению запрашиваемых документов и сведений. В последнем случае срок проведения проверки не может составлять более шести месяцев.

В акте контролирующего органа должен быть предусмотрен период проверки и порядок ее продления.

Список использованных источников:

Андреева Л.В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013.№ 11.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (постатейный). М.: Деловой двор, 2013.

Ведомственный контроль госзаказа (А. Гусев, "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", № 11, ноябрь 2013 г.) [Электронный ресурс] // base.garant.ru/57627543/

«Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. № 89 [Электронный ресурс] // base.garant.ru/70585834/

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,

услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ [Электронный ресурс] // www.consultant.ru/

document/cons doc LAW 144624/


Яковец К.А. Слушатель факультета подготовки финансово-экономических кадров Санкт-Петербургского Университета МВД России





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ