СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Основные направления трансформации пенсионной системы россии на современном этапе


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Чернышова О.Н.

к.э.н., доцент кафедры "Финансы и банковское дело” ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет

им. Г.Р. Державина

Несмотря на кризисные явления в современной экономике России, государство продолжает в качестве приоритетных своих задач сохранять задачи, связанные с социальной защитой населения. Данная тенденция прослеживается и в текущем году в бюджетной политике, а именно в формировании федерального бюджета на 2016 г. государство в условиях экономии и сокращения государственных расходов, сохранило прежний уровень выполнения своих социальных обязательств. Небезызвестный факт, что социальное направление государственной политики и ее стратегии являются «маркером» стабильности общества.

В систему социальной защиты населения включены четыре звена:

система социального обеспечения, к которой относится социальное обслуживание;

система социального страхования, которая обслуживается Фондом социального страхования РФ, Пенсионным фондом России, Фондом обязательного медицинского страхования РФ и негосударственными фондами;

система социальной помощи, к которой, в свою очередь, относятся система фондов социальной поддержки населения и негосударственный благотворительный сектор;

- блок прочих, оказываемых государством способов социальной защиты (к примеру, индексация доходов населения, гарантия получения минимальных социальных доходов, предоставление льгот (скидок и субсидий), определение дотаций к ценам, государственное регулирование потребительских цен, нормы прямого действия социально трудового законодательства)» [4].

В данной статье будет рассмотрено такое звено социальной защиты, как пенсия.

Функциональная роль пенсий и пенсионной системы заключается в обеспечении людей, вышедших из трудового возраста, и других категорий нетрудоспособных граждан, в сохранении их привычного образа жизни, что носит крайне важный социально-экономический характер. Одним из важнейших факторов, характеризующих пенсионную систему, является «коэффициент замещения утраченного заработка». В соответствии с Конвенцией Международной организации труда от 1952 г. №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» данный показатель должен составлять не менее 0,4, т.е. не менее 40 % от своего заработка гражданин должен получать при выходе на пенсию. Данный параметр выполняется во многих странах с развитой экономикой, в отдельных он достигает 50-70 %. Так, например, в России по итогам 2007 г. данный коэффициент составил всего 27 % [2].

В XX в. в пенсионных системах развитых стран и в России доминирующую роль играли государственные пенсионные системы распределительного характера. Как правило, в среднесрочном аспекте фактором, определяющим финансовую и социальную эффективность распределительных пенсионных систем, является возрастная структура населения, то есть, соотношение численности населения, находящегося в трудоспособном возрасте, и численности населения, находящегося на пенсии. Глобальная общемировая демографическая проблема, связанная с возрастающими темпами роста старения населения, влечет за собой увеличение нагрузки на население трудоспособного возраста в рамках пенсионных систем распределительного характера. Данное обстоятельство повлекло за собой многочисленные реформы пенсионной системы в развитых странах в 1980-х гг. [3] На сегодняшний день данная проблема актуальна также для России, поскольку демографические прогнозы говорят о значительном росте доли пожилого населения по сравнению с трудоспособным в дальнейшей перспективе.

Новый этап преобразований в пенсионной системе, начавшийся в 2013 г., до сих пор не завершен, так как попытки ее трансформации на принятых в 2013 г. новых нормативно-правовых актах не закончились. На повестке дня у органов государственной власти стоят еще несколько актуальных вопросов в области пенсионного обеспечения.

Итак, новый этап преобразований начался в 2013 г.

и связан с принятием фундаментальных законов в области пенсионного обеспечения, среди которых:

Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 427-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ст. 1 Федерального закона «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан».

Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Данный этап ознаменовался обратным процессом по отмене накопительной части пенсии ввиду неэффективности применяемой системы. Какая же система является наиболее эффективной для нашей страны: распределительная, накопительная или смешенная, до сих пор четко не определено. Таким образом, сохранившиеся в пенсионной системе проблемы предстоит решать еще долго.

Итак, с 1 января 2015 г. в России был введен новый порядок расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования: накопительная и страховая пенсии становятся самостоятельными видами пенсии. Если раньше при расчете пенсии под страховой частью понималась сумма пенсионного капитала застрахованного лица, которая делится на 228 мес. (19 лет - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии), и базовой страховой части (с 1 января 2015 г. фиксированный базовый размер пенсии по старости составляет 3935 руб.), то теперь она рассчитывается по формуле:

СП=ФВ *К+ПК*С*К,

где СП - страховая пенсия; ФВ - фиксированная выплата; К - коэффициент; С - стоимость коэффициента (соотношение общего объема обязательств в виде доходов ПФР и стоимости баллов, которые накоплены у текущих пенсионеров. Расчет и размер стоимости пенсионного коэффициента будут устанавливаться Правительством Российской Федерации, и с его ростом будет расти и пенсия); ПК - сумма всех годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) гражданина. Данная формула, по мнению Правительства Российской Федерации, позволит сформировать прозрачную, устойчивую и сбалансированную пенсионную систему. Каждый гражданин сможет узнать, сколько у него накоплено баллов и размер будущей пенсии.

В соответствии с новой формулой расчета работающие граждане, достигшие пенсионного возраста и принявшие решение не уходить на пенсию в положенный срок, тем самым накапливают свои пенсионные права, то есть будут получать пенсии выше, чем граждане, вышедшие на пенсию в положенные 60 лет у мужчин и в 55 лет у женщин.

В соответствии с новым законодательством механизм индексации пенсий не меняется: пенсии должны увеличиваться дважды в год с учетом инфляции и по уровню доходов ПФР.

Работающим пенсионерам пенсия должна выплачиваться в полном объеме, что, несомненно, важно и, возможно, подстегнет к более позднему выходу на пенсию.

Необходимо отметить, что накопительная пенсия теперь может формироваться у граждан старше 1967 г. рождения, если они сделают соответствующий выбор до конца 2015 г., если же в период 2014-2015 гг. граждане отказываются от формирования накопительной части пенсии, то накопления, которые были сформированы ранее, продолжают инвестироваться управляющей компанией или негосударственным пенсионным фондом, который выбрал гражданин.

Данные накопления будут выплачены как накопительная пенсия, или срочная пенсионная выплата, или единовременная выплата после возникновения у гражданина права на их получение [5].

Существует два вида накопительных программ: с установленными выплатами и с установленными взносами. В первом случае в зависимости от стажа и размера зарплаты работник получает фиксированный уровень пенсии, во втором работник может сам рассчитать суммы взносов и тем самым с определенной долей риска обеспечить себе более высокую пенсию. Взносы не облагаются налогами, и право собственности на вклады возникают у граждан с момента уплаты взносов. Сумма вложений может увеличиваться благодаря инвестиционному доходу, посредством инвестирования в специализированные доверительные фонды или конкретные ценные бумаги различных эмитентов.

Что необходимо, чтобы модель пенсионного обеспечения, предусматривающая пенсионные накопления, успешно стала работать? В первую очередь, конечно, развитый фондовый рынок, который формирует «длинные» деньги, или долгосрочные инвестиции.

Хорошо известно, что российский фондовый рынок на сегодняшний день предлагает инвестору достаточно ограниченный спектр долгосрочных финансовых инструментов. Акции слишком рискованны, поэтому инвестиции в них не могут составить основную долю инвестиционного портфеля среднестатистического будущего пенсионера. Корпоративные долговые ценные бумаги характеризуются достаточно низкой ликвидностью. Но основная проблема отечественного фондового рынка - это краткосрочность инструментов для инвестирования. В связи с высокими рисками волатильности процентных ставок корпоративные заемщики не в состоянии выйти на рынок долговых инструментов с облигациями на срок более 3-5 лет [2].

Необходимость решать указанную проблему - действительно актуальная задача на сегодняшний день. Пенсионные накопления граждан, учитывая санкционные последствия для нашей экономики, связанные с ограничением доступа субъектов экономической деятельности к финансовым ресурсам на рынке иностранного капитала, могли бы стать стабильным внутренним источником инвестиций [3].

Однако необходимо отметить, что формирование эффективной пенсионной системы на базе формирования накопительной пенсии параллельно с формированием развитого фондового рынка с долгосрочными финансовыми инструментами не решат насущной проблемы - затянувшегося на долгие десятилетия дефицита бюджета Пенсионного фонда России. Данная проблема является одной из основных причин осуществления корректировок в концепции развития современной пенсионной системы. Про данные корректировки и про изменения формулы расчета будущей пенсии уже отмечалось выше в статье. Отметить также, что на протяжении последнего года на повестке дня стоит вопрос о повышении пенсионного возраста.

Пенсионный возраст в РФ был установлен в 1932 г. и с тех пор не менялся: для мужчин - 60 лег, женщин - 55 лег. Сложность реформирования пенсионной системы заключается, с одной стороны, в растущей потребности увеличить пенсионный возраст ввиду нехватки средств, невозможности обеспечить достойный уровень социальных выплат - экономический вопрос, с другой, пониманием того, что динамика пенсионного возраста исключит возможность достаточно большой группы лиц обрести статус пенсионера по причине «недожития» - социальный вопрос [6]. На сегодняшний день средняя продолжительность жизни мужчин составляет 63 года, а пенсионный возраст - 60 лет. В этой связи повышение пенсионного возраста на данном этапе будет неоправданно, даже опасно с социальной точки зрения. А обусловлен ли данный мотив повышения пенсионного возраста со стороны экономического блока Правительства? Действительно ли через повышение возраста выхода граждан на пенсию можно прийти к сбалансированному бюджету Пенсионного фонда России? Во- первых, обратимся к данным исследователей проблем безработицы в России. Уровень безработицы - один из основных показателей, характеризующих экономику страны или региона. Считается, что с повышением уровня безработицы падает уровень жизни населения. В настоящее время, в первую очередь вследствие замедления темпов экономического роста, снова наблюдается негативная тенденция роста уровня безработицы. Причем уровень безработицы среди молодежи намного выше, чем среди людей старшего возраста. Группой наиболее высокого риска стать безработным являются молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет. Самый высокий удельный вес среди безработных по возрасту приходится на молодежь возрастной группы 20-24 лет (22,3 %) [1]. Из этого следует, что при повышении пенсионного возраста рынок труда займет достаточно большая доля граждан возраста старше 60 лет, и в каких-то профессиях данная группа является более опытной, чем молодежь указанного возраста. Соответственно ряды безработной молодежи неизменно пополнятся, так как рынок труда «нерезиновый». Каким же образом и без того большому проценту безработных граждан зарабатывать себе на будущую пенсию? Ведь по новому законодательству непрерывный стаж работы для получения достойной пенсии не должен быть меньше 15 лет. Пополнение рядов безработных увеличивает все те же социальные обязательства государства перед данными гражданами, финансирование которых - это нагрузка на тот же бюджет. Кроме того, продление сроков выхода на пенсию в соответствии с современным законодательством увеличивает пенсионные права граждан, что также ляжет дополнительной нагрузкой на бюджет Пенсионного фонда в долгосрочной перспективе.

Резюмируя, отметим, что в России последние несколько лет идут попытки реформирования пенсионной системы. Принятая стратегия трансформации современной системы пенсионного обеспечения, в том числе через возможные попытки увеличения пенсионного возраста граждан, снижение накопительной пенсии или вовсе выбор только страховой - все это меры решения актуальных проблем только в краткосрочной перспективе. Для достижения нужного эффекта в долгосрочном будущем необходимо трансформировать экономику, повышать производительность труда, тем самым увеличивая реальные заработные платы и соответственно страховые взносы как собственные источники доходов внебюджетных фондов. Таким образом, только после преобразования экономики и выхода ее из рецессии будет возможным полноценно использовать рассмотренные меры для модернизации пенсионной системы.

Список использованных источников:

Иванова Н.А., Бурмистрова И.К. Безработица в России и меры по снижению напряженности на рынке труда // Экономические науки, 2015,№ 5(126).

Седова Ю.В. Пенсионная система Российской федерации и роль накопительной пенсии // Экономические науки. 2015. № 8 (129).

Смагин И.И., Смагина В.И. Социальная адаптация населения: жизнь от кризиса к кризису // В сборнике: Саяпинские чтения Сборник материалов круглого стола. Ответственный редактор Я.Ю. Радюкова. Тамбов, 2016. С. 222-231.

Шарин В.И. Фонды социальной защиты. - Екатеринбург, 2011.

Черкашнев Р.Ю., Дорожкина Н.И., Федорова А.Ю. Показатели, характеризующие структуру денежных доходов и расходов населения в Тамбовской области // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 2 (60). С. 153-157.

Чернышова О.Н., Полунин Л.В. Современная пенсионная реформа в России: мотивации и цели // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 12 (58). С. 129-134.


Федорова А.Ю., к.э.н., доцент кафедры «Финансы и банковское дело», ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Коротаева Н.В., к.э.н., доцент кафедры «Финансы и банковское дело», ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Дорожкина Н.И., к.э.н., доцент кафедры «Финансы и банковское дело», ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Смагина В.И. к.э.н., доцент кафедры «Экономика труда и управление человеческими ресурсами» Московский государственный университет путей сообщения г. Москва





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ