СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Зарубежный опыт: формы и методы финансирования поставщиков медицинских услуг


ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОСТАВЩИКОВ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Метод финансирования - это способ распределения финансовых ресурсов от фонда получателя до медицинского учреждения, что выступает исполнителем медицинской помощи.

Метод финансирования непосредственно влияет на:

эффективность;

справедливость в доступе к различным видам медицинской помощи;

удовлетворение потребителей медицинской помощью и медицинским обслуживанием;

состояние здоровья населения.

Финансирование оказания медицинских услуг осуществляется по формам:

финансового обеспечения деятельности учреждений здравоохранения;

закупки медицинских услуг.

Форма финансового обеспечения деятельности учреждений здравоохранения применяется преимущественно при финансировании здравоохранения за средства государственного и местного бюджетов методом сметно-постатейного финансирования.

Форма закупки медицинских услуг применяется при финансировании учреждений здравоохранения за средства государственного и местных бюджетов, обязательного социального и добровольного медицинского страхования, юридических и физических лиц путем оплаты предоставленных медицинских услуг, объемы и качество которых предусмотрено заключенным договором.

При внедрении обязательного медицинского страхования должны быть разработаны государственные меры по переходу с финансового обеспечения деятельности учреждений здравоохранения к закупке медицинских услуг [3].

Финансирование поставщиков медико-санитарной и лечебно-профилактической помощи в системе ОМС в разных странах проводится по двум вариантам.

вариант - двухканальная система поступления средств в учреждения здравоохранения. При таком финансировании происходит разграничение двух источников финансирования по их назначению. Как правило, средства, которые поступают из государственного бюджета, направленные на финансирование статей сметы бюджетного учреждения (например, хозяйственные расходы). Из средств ОМС финансируется оказание медицинской помощи в соответствии с медицинскими стандартами, принятыми в стране. В рамках этого варианта проводится распределение средств по источникам финансирования на лечение работающего населения и неработающих граждан.

Первый вариант двухканального поступления средств в ЛПУ имеет как свои преимущества, так и недостатки. Однозначным плюсом такого варианта является учет интересов всех сторон, которые стремятся к контролю над финансами здравоохранения.

Недостатками этого метода выступают следующие факторы:

- наличие нескольких источников и субъектов финансирования медицинской помощи (территориальные фонды ОМС, региональные органы управления здравоохранением, муниципальные органы власти) существенно усложняет финансовые потоки и поэтому затрудняет процесс финансового планирования;

единая система здравоохранения распадается на отдельные части, каждая из которых действует по своим правилам. Трудно интегрировать разные виды медицинской помощи, обеспечить их координацию и преемственность;

разные стандарты доступности и обслуживания для различных категорий населения;

хозяйственные расходы финансируются из бюджета независимо от реальной загруженности заведения;

ограничение хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения в результате контроля за целевым использованием средств ОМС.

вариант - слияние потоков финансирования из разных источников на уровне высшем от лечебно-профилактического учреждения в фондах и страховых медицинских компаниях с последующим их направлением в медицинские учреждения на одноканальной основе [3].

Финансирование оказания медицинских услуг осуществляется по такими методами:

сметно-постатейного финансирования - финансирование учреждения здравоохранения осуществляется по кодам функционально-экономической классификации на основе расчетных данных количества населения, норматива расходов и тому подобное;

целевого финансирования - метода, которая заключается в обеспечении финансирования мероприятий, предусмотренных отдельными государственными, местными и другими целевыми программами;

личного или подушевого финансирования - финансирование учреждений здравоохранения из расчета на каждого жителя территории, которую они обслуживают. Метод применяется преимущественно на уровне первичной медико-санитарной помощи (семейной медицины) и частично на уровне специализированной медицинской помощи;

глобального бюджета - метода, который заключается в финансировании учреждения здравоохранения на основе фиксиро- ванного годового бюджет под согласованный объем медицинских услуг (работ);

прямой оплаты за предоставленную услугу метода, который заключается в оплате каждой услуги, комплекса или отдельной составляющей медицинской услуги на основе расчетов стоимости медицинских услуг;

реимбурсации (частичного возмещения) - метода, который заключается в частичном возмещении пациенту стоимости услуг, лекарств или товаров медицинского назначения за счет средств соответствующих бюджетов, обязательного социального медицинского страхования или за счет средств, предусмотренных гражданско-правовым соглашениям;

со-оплаты - метода, который заключается в оплате дополнительных медицинских услуг (товаров, работ) или доплате доли их стоимости с целью получения дополнительного объема и качества, что предусмотрено соответствующими программами, договорами или иными гражданско-правовыми актами.

В разных странах используются различные методы финансирования оказания медицинской помощи и медицинских услуг.

Метод глобального годового бюджета. В последние годы получили широкое использование метод глобального годового бюджета. Однако, без эффективных механизмов государственного регулирования и контроля расходов в заданных пределах использования этот метода не является целесообразным и эффективным.

В Канаде метод глобального годового бюджета начал использоваться после децентрализации финансирования здравоохранения, во Франции и в Германии - вместо подушной оплаты за койкодня при стационарном лечении. В Бельгии метод глобального годового бюджета используют с целью ограничения расходов на стационарную помощь.

Метод глобального годового бюджета применяется не только для финансирования больниц, но и для оплаты амбулаторной помощи. Например, в Германии врачи амбулаторного звена получают оплату за услугу, стоимость которой определяется путем деления согласованного объема глобального бюджета на число предоставленных всеми врачами медицинских услуг [2].

656 Метод личного финансирования используют на различных уровнях оказания медицинской помощи:

при определении регионального бюджета - в основу оплаты труда положена численность населения, проживающего на территории;

для определения бюджета посреднических владельцев фондов в пределах области;

при распределении фондов от плательщика к поставщику медицинской помощи.

При подушевом финансировании поставщикам медицинской помощи периодически выплачивается фиксированная сумма денег за каждого зарегистрированного (застрахованного) пациента, с целью предоставления согласованного перечня (базового) медицинской помощи. Поставщики медицинской помощи принимают на себя финансовый риск предоставления этих услуг и, фактически, являются страховщиками. Таким образом, врачи первичного звена становятся мотивированными к контролированию расходов и обеспечению эффективного медицинского обслуживания населения.

Подушевое финансирование делает более предсказуемыми и контролируемыми общие расходы на здравоохранение.

Модификации метода личному финансирования:

модификация метода - по подушевому нормативу финансируются только услуги врачей ПМСП, оплата стационарной и специализированной медицинской помощи осуществляется с помощью других методов.

модификация метода - частичное фондовозмещение - подушевой норматив включает кроме оплаты ПМСП, некоторые виды специализированной или стационарной медицинской помощи. Например, оплату неотложной и скорой медицинской помощи.

модификация метода - полное фондовозмещение - финансирование медицинской помощи в полном объеме.

Основная идея финансирования по схеме фондовозмещения - мотивирование врачей первичного звена к ответственности за организацию всех видов медицинской помощи прикрепленному населению. На этой основе повышается эффективность использования ресурсов и обеспечивается реальная защита интересов населения.

Фондовозмещение создает принципиальные возможности для эффективного функционирования первичного звена и интеграции системы медицинской помощи разных уровней в связи с финансовой ответственностью первичного звена медико-санитарной помощи не только за свою непосредственную работу, но и за эффективное выполнение организационно-диспетчерской функции.

В рамках модели фондовозмещения формируются условия для управления структурой медицинской помощи с акцентом на выбор адекватных видов медицинской помощи и медицинских технологий с наибольшей затратной эффективностью.

Однако, международные аналитики обращают внимание, что при передаче сектору ПМСП широких финансовых полномочий в рамках полного фондовозмещения существует риск недопоставки специализированной помощи через попытки заведений ПМСП сэкономить и оставить в своем распоряжении как можно больше денежных средств. Решение этой проблемы требует разработки и внедрения действенных механизмов контроля качества предоставления услуг.

По оценкам международных экспертов при внедрении финансирования здравоохранения по подушевому нормативоу целесообразно предусмотреть такое распределение средств:

10-15% - оплата семейных врачей;

25-30% - оплата специализированных врачей в поликлиниках;

55-65% - оплата стационарной и скорой медицинской помощи.

При этом пропорции должны смещаться в сторону первичного звена медико-санитарной помощи. В Великобритании, Бельгии, Германии, Ирландии доля врачей общей практики среди общего количества всех врачей в стране составляет 40%, во Франции - 54% [4].

Вводить подушевое финансирование можно как в условиях конкуренции между поставщиками услуг, так и без нее. Даже при отсутствии конкуренции подушевое финансирование, как глобальный бюджет, способствует эффективному использованию ресурсов и обеспечивает равное и справедливое распределение ресурсов.

Реимбурсация - (от англ. reimbursement) система возмещения третьей стороной расходов на приобретение населением лекарственных средств, товаров медицинского назначения, и тому подобное.

Расходы на реимбурсацию финансируются за счет бюджетных средств, ресурсов внебюджетных фондов медицинского страхования.

Системы реимбурсации сводятся к двум видам компенсации:

для застрахованных лиц;

для учреждений здравоохранения (аптечных, лечебнопрофилактических).

Использование того или иного механизма, перечень лекарственных средств или медицинских услуг, стоимость которых возмещается государством, и уровень реимбурсации зависят от особенностей национальной системы здравоохранения и модели медицинского страхования. Например, во Франции действует механизм возмещения для застрахованных лиц, а в Германии - для аптечных учреждений.

Возмещение стоимости лекарственных средств может быть частичным или полным. Во многих странах ЕС существуют перечни лекарственных средств, подлежащие или не подлежащие реимбурсации. Кроме таких перечней, необходимы и методики оценки эффективности лечения, целесообразности назначения лекарственного средства. В странах, где введена реимбурсация, действуют комиссии по определению стоимости лекарственных средств, используются математические модели расчета предельной цены на них, разработаны конкретные механизмы возмещения затрат на лечение и прочее. Процесс регистрации лекарственных средств обычно регулируется специальной директивой, а контроль за ценами на них осуществляют на регуляторной основе.

В странах Евросоюза компенсация стоимости лекарственных средств для населения составляет 70-90 процентов. Начиная с 2009 года в связи с финансовой нестабильностью большинство стран ЕЭС вносит изменения в систему реимбурсации.

В Венгрии страховое возмещение стоимости ортопедической обуви уменьшено с 80 до 50 процентов, слухопротезирование теперь подлежит страховому возмещению в размере 75 процентов стоимости лечения для детей и 70 процентов - для взрослых. На втором этапе, который начался в январе 2010 г., венгерское правительство планирует провести стандартизацию процесса оценки эффективности лечения, уточнить перечень лекарственных средств, подлежащих реимбурсации.

В Румынии в перечень реимбурсационных лекарственных средств включены препараты для лечения СПИДа, диабета и рака. В связи с экономическим кризисом 2014 г. Парламент Румынии был вынужден принять закон, которым отсрочены компенсационные выплаты аптечным учреждениям до 2015 года. По прогнозам экспертов, такая ситуация может привести к закрытию небольших аптек.

В Литве специальный компетентный орган обновляет 4 раза в год реимбурсационные списки с торговыми названиями медицинских препаратов и задекларированными на них ценам. Процент возмещения стоимости одного и того же препарата может быть разным (50, 80, 100 процентов) в зависимости от заболевания пациента. В каждом административном регионе есть паци- ентская касса, которая, получив финансирование из госбюджета, осуществляет взаиморасчеты с аптеками, привлеченным к системе реимбурсации. Пациенты имеют персональные рецептурные книги, а потому врачи лишены возможности злоупотреблять рецептурными бланками и неконтролируемо выписывать препараты. Пациент обязан возместить за свой счет не только разницу, что не компенсируется, но и все аптечные и дистрибьюторские наценки. Аптеки подают бланки отпущенных рецептов в пациентские кассы и в течение 30 дней получают за них оплату.

В Польше координацию системы реимбурсации осуществляет Национальный фонд здравоохранения - государственная структура, которая состоит из 16 региональных подразделений и главного управления. Согласно одному из законопроектов, механизм реимбурсации базируется на фиксации цен производителей, которые определяются в процессе переговоров между фармацевтическими компаниями и созданной комиссией, которая состоит из экономистов и юристов. Также предусмотрено введение фиксированной оптовой наценки в размере 5% и фиксированных розничных наценок, дифференцированных в зависимости от терапевтической группы лекарственных средств.

Метод установления справочных цен на лекарственные средства, подлежащие реимбурсации, предусматривает, что за основу будет взята максимальная цена среди минимальных оптовых цен на лекарственные средства, на которые приходится менее 15% ежемесячного объема продаж данной категории препаратов. Кроме того, в Польше обсуждается необходимость введения механизма распределения рисков.

Министерство здравоохранения Польши планирует создание частных фондов в системе здравоохранения помимо действующего Национального фонда здравоохранения. Пилотный проект будет иметь ограниченный характер. Сначала его запустили в 2012 г. на территории 2 воеводств, а в 2014 г. - в общенациональных масштабов.

Метод со-оплаты услуг (co-payment) - оплата дополнительных медицинских услуг (товаров, работ) или доплата доли их стоимости с целью получения дополнительного объема и качества, что предусмотрено соответствующими базовыми программами, договорами или иными гражданско-правовыми актами.

В странах Европейского содружества со-оплата медицинских услуг выступает дополнительным источником финансирования здравоохранения. Размеры таких платежей регулируются законодательно.

Со-оплата применяется при оплате услуг, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг, в том числе при оплате услуг врача за проведение общей оценки состояния здоровья пациента и определения необходимого для лечения объема медицинской помощи.

Например, в Швеции со-оплата включают оплату пациентами визитов врачей на дом, госпитализацию, физиотерапию, услуги логопедов, психотерапевтов, стоимость лекарственных средств. Оплата визитов врача различна в разных окружных советах и варьирует на уровне 100-300 шв.крон за визит. При госпитализации в стационар пациент оплачивает свое пребывание в пределах 80 шв.крон/день. Пенсионеры, которые получают лечение в условиях стационара, вносят такую же сумму, в форме оплаты вычета этой суммы из пенсии.

В Нидерландах функционирует развитая система соплатежей на медицинские услуги, которые могут достигать значительных размеров и поэтому зависят от дохода граждан. Максимальный уровень со-платежа может достигать 1500 долл. [1].

В Германии методом со-оплаты производится оплата лекарственных средств, транспортировка больного до поликлиники, стационара, в машине скорой медицинской помощи, расходы на товары медицинского назначения. При лечении у стоматолога граждане оплачивают разницу между выплатой за счет ОМС и общей стоимостью лечения, связанного с протезированием.

Методом со-оплаты уплачивается пребывание в стационарах Германии. Фиксированную сумму гражданин должен уплатить за каждый день стационарного лечения. Определено максимальное количество дней пребывания в стационаре, подлежащей оплате (14 дней). При пребывании в стационаре с целью реабилитации или профилактики пациент платит определенную сумму за каждый день лечения.

Список использованных источников:

Thomson S., Osbom R., Squires D., Jun M. International Profiles of Health Care Systems: Australia, Canada, Denmark, England, France, Germany, Iceland, Italy, Japan, the Netherlands, New Zealand, Norway, Sweden, Switzerland, and the United States. 2012 [Электронный ресурс] // Режим доступа: www. commonwealthfund.org/~/media/files/publications/fundreport/2012/nov/1645_squir es_intl_profiles_ hlt_care_systems_2012.pdf/

Кузнецова А.М. Зарубежный опыт финансирования здравоохранения: Германия, США, Великобритания // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 05. С. 209-213.

Лутцев А.Б., Чернышев А.В. Экономика здравоохранения: Учеб. пособие: в 2 ч. Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. Ч. 1. 30 с.

Чернышев А.В. Анализ зарубежного опыта реализации целевых программ в области здравоохранения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2012. Т. 17. № 6. С. 1519-1521.


Федорова А.Ю., к.э.н., доцент кафедры «Финансы и банковское дело», ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Коротаева Н.В., к.э.н., доцент кафедры «Финансы и банковское дело», ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Дорожкина Н.И., к.э.н., доцент кафедры «Финансы и банковское дело», ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Смагина В.И. к.э.н., доцент кафедры «Экономика труда и управление человеческими ресурсами» Московский государственный университет путей сообщения г. Москва





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ