СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


«Бюджет для граждан» как инструмент вовлечения населения в бюджетный процесс


«БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН» КАК ИНСТРУМЕНТ ВОВЛЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Целью демократического государства, каковым является РФ, выступает вовлечение населения в принятие решений, обеспечив их открытой информацией о всех принимаемых решениях, а активность гражданской позиции жителей России проявляется в желании иметь возможность влияния на управленческие решения, быть осведомленными о социальных услугах государства и о бюджетных приоритетах [3]. В удовлетворении желания населения и выполнения целей государства помогает проект «Бюджет для граждан». Данный проект доступным языком поясняет теоретические основы бюджета, а также фактическое и плановое исполнение бюджета, помогает увеличить доверие населения к правительству и проводимой им политики.

Как отмечает А. Силуанов: «Бюджет 2016 г. непростой, и дальше ситуация тоже будет складываться непросто. Гражданам нужно разъяснять, в том числе, и финансово-экономическую политику. Потому что одно дело - рассказать, что мы направили столько-то денег на сельское хозяйство, а с другой стороны, надо объяснить, почему мы должны принимать решения по консолидации бюджета, какие риски мы видим, если бы мы не проводили такой политики» [5].

«Граждане - и как налогоплательщики, и как потребители общественных благ - должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные результаты, как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека», - говорится в «Бюджете для граждан».

«Бюджет для граждан» - упрощенная версия бюджета, облегчающая гражданам его понимание, объясняющая планы и действия Правительства во время бюджетного года, является совместным проектом Министерства финансов Российской Федерации и Открытого правительства, направленный на ознакомление граждан с приоритетами бюджетной политики, условиями формирования и параметрами бюджетов, планируемыми и достигнутыми результатами использования бюджетных средств.

Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 гг., а позднее - 2014-2016 гг. - в рамках улучшения финансовой грамотности населения, начиная с 2013 г., все уровни власти обязаны публиковать «бюджеты для граждан».

В мировом сообществе существует рейтинг открытости бюджетных данных составляемый Международным бюджетным партнерством с 2006 г., где «Бюджет для граждан» является обязательной составляющей для достижения наибольшего результата в предоставлении открытой и доступной информации для населения [2]. В данном рейтинге Россия участвует с 2006 г., но только в 2012 г. существенно сменила свою позицию с 24 на 10 место из 100 стран, по состоянию на 2015 г. РФ имеет 74 балла из 100. Только с 2015 г. международное бюджетное партнерство оценило публикуемый в РФ «Бюджет для граждан». Россия ставит перед собой цель достижения к 2020 г. уровня открытости в 85 баллов. При достижении значения Индекса в 81 балл (запланировано на 2018 г.) Российская Федерация войдет в группу стран «предоставляющих обширную информацию гражданам о бюджете» (рис. 1).

170815-106045000Рис. 1. Целевые значения в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» [6]

Для достижения высоких показателей открытости необходимо участие всех субъектов РФ, для их вовлеченности в данный проект и заинтересованности на уровне субъектов РФ проводится рейтинг открытости бюджетных данных субъектов РФ. Региональный рейтинг включает в себя 4 блока по которым происходит оценка и дальнейшее ранжирование регионов по открытости бюджета: характеристики первоначально утвержденного бюджета; публичные сведения о плановых показателях деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации; бюджет для граждан (закон о бюджете); общественное участие. Можно заметить, что бюджет для граждан является отдельным блоком в определении данного рейтинга, и для того что бы достичь высоких позиций, каждому субъекту следует уделить этому блоку наибольшее внимание. Сделав упор на развитие Бюджета для граждан, регион увеличит общественное участие граждан, ведь когда вся информация ясна и понятна, гражданину захочется участвовать в бюджетном процессе.

С каждым годом количество субъектов Российской Федерации, как подготовивших бюджеты для граждан в формате брошюр и презентационных материалов, так и разработавших порталы в информационно-телекоммуникационной сети увеличивается так в 2013 г. - 46, в 2014 г. - 77 и 82 субъекта РФ в 2015 г. В первой пятерке находятся такие регионы как: Краснодарский край, Омская область, Оренбургская область, Красноярский край, Мурманская область.

Из-за новизны данного проекта, он имеет множество непродуманных и до конца недоработанных пунктов. Проблемой выступает подмена понятия «в доступной форме» понятием «в упрощенной форме». Для того что бы создать «Бюджеты для граждан» доступными для понимания населения без специального образования нужно гораздо больше и серьезнее работать над выбором информации и способом ее представления, а не просто сокращать до минимума представляемую информацию.

Представляется, что указанный рейтинг имеет долю субъективизма, отдельные недостатки, поскольку при существующей системе оценки возможна ситуация, когда соответствующие общим требованиям в целом бюджеты оцениваются ниже из-за отсутствия необходимой информации, а презентации набирают много баллов, формально выполнив требования. Важна не формальность, а практическая направленность данного бюджета, важно указать не только все доходы, расходы и различные программы, но и указать это на реальных примерах [9].

Презентация является наилучшим вариантом представления «Бюджета для граждан», однако она должна быть не только проста, но в тоже время и информативна, красочна и лаконична, с использованием различной инфографики. На данный момент нет определенных критериев именно к оформлению презентаций или брошюр, но стоило бы ввести критерии, которым должны были бы удовлетворять проекты всех субъектов.

По словам главы Минфина А. Силуанова, в «Бюджете для граждан» на 2016 г. достаточно подробно описаны финансовые политики в тех или иных отраслях, однако в дальнейшем следует уделить больше внимания особо актуальным для граждан темам, таким как, например, невозможность индексации ряда социальных обязательств государства и перенос ряд программ на более поздние сроки [5].

Представление расходов бюджета необходимо вести в программном разрезе, что позволяет гражданам сопоставить цели и приоритеты социально-экономического развития регионов с объемами бюджетных ресурсов, направляемых на их достижение [8]. За пример можно взять «Бюджет для граждан Мурманской области», где наиболее ясно, детально визуализировано, представлены все расходы в сравнении, и реализуемые программы, а также все расходы представлены по целевым группам. Детальная информация о целевых группах, на поддержку которых направлены мероприятия государственных программ, и ожидаемых результатах их реализации делает бюджет более прозрачным и доступным для понимания.

Важно отметить, что публикация бюджетных данных - не самоцель, это только первый шаг. Второй, более сложный шаг заключается в вовлечении граждан в процесс обсуждения бюджетных вопросов. В связи с этим с 2015 г. от оценки по формальным признакам перешли к оценке за результативность, то есть к тому, насколько рейтинг необходим гражданам. И к сожалению анализ выявил еще одну проблему, что, «Бюджет для граждан» вызывает небольшой интерес у граждан, далеко не на каждом портале есть возможность обратной связи. Здесь за пример для подражания может взять Ленинградскую область, где любой посетитель интернетпортала может анонимно оставить отзыв или внести предложение, так представляется необходимым рекламировать «Бюджет для граждан» в сети интернет, оставлять брошюры в учебных заведениях, на предприятиях, в управляющих компаниях и т.д. [4]

Согласно Бюджетному посланию Президента РФ о бюджетной политике в 2013-2015 гг., а позднее - 2014-2016 гг. - в рамках улучшения финансовой грамотности населения, начиная с 2013 г., все уровни власти обязаны публиковать «бюджеты для граждан», и в первую очередь данные проекты должны быть обязательны для муниципалитетов, но на данный момент муниципалитеты не имеют как таковой обязанности, за невыполнение которой, имели бы наказание, что является еще одной проблемой самого проекта.

Департамент бюджетной политики Минфина России так же подтверждает, что системно муниципальный уровень еще не представлен, на муниципальном уровне не существует рейтинга, который способствовал бы стремлению субъектов РФ совершенствовать «Бюджет для граждан» и продвигаться в рейтинге открытости бюджетных данных. Отсутствие данного рейтинга тормозит процесс повсеместностного распространения «Бюджет для граждан» и вовлечения все большего количества населения

[5].

Муниципалитеты публикуют свои «Бюджеты для граждан», но в большинстве случаев они отражают мало информации или она представляется не наглядно, на настоящий момент только небольшое количество муниципалитетов каждого региона занимается публикацией местных проектов. Вместе с тем, во многих субъектах Российской Федерации ведется методическая поддержка муниципальных образований. Согласно докладу Минфина России, в 2015 г. заметна явная тенденция увеличения числа муниципалитетов, имеющих «Бюджет для граждан», но не всегда эти проекты соответствуют потребностям населения и критериям, которые существуют на региональном и федеральном уровнях. Проблемой муниципальных проектов «Бюджет для граждан» является отсутствие критериев по его оформлению и нежелание властей заниматься разработкой данного проекта, хотя данное обязательство закреплено в бюджетном послании Президента.

На муниципальном уровне следовало бы вести так же, как и на региональном уровне «Библиотеку Лучшей практики», что позволило бы каждому региону предоставить проект «Бюджет для граждан» в такой форме, которая удовлетворила бы все потребности населения касаемо публичных финансов, и направлений развития муниципалитета.

При исправлении всех недостатков проекта «Бюджет для граждан» на уровне субъектов федерации, при сто процентном представлении данного проекта на муниципальном уровне, Российская Федерация сможет достичь высоких показателей открытости бюджетных данных в стране, и большая часть населения станет намного лучше разбираться в бюджетной политике государства, сможет оказывать влияние на ее изменение, тем самым улучшив свое благосостояние и экономическое положение страны в целом.

Список использованных источников:

Балынин И.В. Формирование социально ориентированной бюджетной политики в Российской Федерации на региональном уровне // Финансы и кредит. 2015. № 30. C. 48-59.

Блохин А. А. Опыт построения бюджета для граждан на федеральном, региональном и муниципальном уровне в 2013 году // Научно-исследовательский финансовый университет Финансовый журнал. 2014. № 2. С. 11.

Бархатов В.И., Журавлева Г.П., Мильчакова Н.Н., Смаги- на В.В., Юрьев В.М. Экономическая система новой цивилизации. Тамбов, 2010.

«Бюджет для граждан»: от понятности к обратной связи [Электронный ресурс] open.gov.ru/events/5511n6/

«Бюджет для граждан» станет более наглядным и ответит на проблемные вопросы [Электронный ресурс] http: //budget. open.gov.ru/budget/news/5514733/

Презентация Соколова [Электронный ресурс] www.pempal.org/data/upload/files/2014/06/cross_day- 3_06_sokolov_open-budget-index-russia_rus.pdf

Сергиенко Н.С. Открытость публичных финансов республики Беларусь в мировом измерении // ОБЛ1К, ЕКО- НОМ1КА, МЕНЕДЖМЕНТ: науковi нотатки Мiжнародний збiрник наукових праць. Луцьк, 2015. С. 78-85.

Федорова А.Ю. Проблемы формирования бюджетов муниципального уровня // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 10 (44). С. 185-188.

Sergienko N.S. Внедрение программ поддержки местных инициатив // Двадцать первые апрельские экономические чтения материалы Международной научно-практической конференции. Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ; под редакцией В.В. Карпова, А.И. Ковалева. Омск. 2015.С. 65-69.


Силаева Е.А. студентка 3-го курса финансово-учетного факультета Финансовый университет при Правительстве РФ Калужский филиал Научный руководитель: Сергиенко Н.С. к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Финансовый университет при Правительстве РФ, Калужский филиал, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ