СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Система образования в россии: проблемы и перспективы


СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В последнее время все чаще говорят о многообещающем феномене Российского чуда. Однако этот феномен следует определять не как признание мировой общественности, а как сопоставление реальных результатов с отдачей от вложенного капитала.

Под капиталом мы понимаем трансформацию множества факторов, которые обуславливают первопричины производства. Это и труд в его многомерном проявлении, и земля, отдачу от использования которой мы наблюдаем каждый день, и финансы, которые материализуют вложения во все вышеперечисленные факторы.

Человеческий капитал как один из самых многообещающих факторов производства неоднозначен в своем понимании. С одной стороны - это совокупность человеческих способностей, наработанных навыков и определяемых перспектив. С другой стороны, человеческий капитал трудно отделить от самого человека с его внутренним мироустройством и системой нравственных ценностей.

Как мы видим, это понятие достаточно многогранное для того, чтобы быть изученным в полной мере. Как можно идентифицировать человеческий капитал без принадлежности к самому человеку? Это невозможно, как невозможны и разного рода наработки, требуемые от человека без включения его самого как сложно идентифицируемой личности.

В общем и целом, процесс нарастания противостояния человека и общества не укладывается в привычную систему нравственных ценностей. Человек призван творить культуру, и, прежде всего, культуру высокого духовного общения. Для этого необходимо функционирование полноценной системы образования, посредством которой постоянно происходит процесс самопознания и самоорганизации индивида.

В последние десятилетия система образования переживает трудный период. Вступление в мировое сообщество, переход на новые образовательные стандарты, изменения качественных требований к специалистам - все это результат планомерной динамики процессов, которые происходят в мире. Отставание России от сложившихся тенденций мировых приоритетов не дает возможности нам подняться на новую ступень развития.

Можно выделить несколько причин, обуславливающим слабость отечественного образования. Первая, и самая основная - это глобализация экономики. Если страна не вписывается в рамки системы ВТО, то о каком сотрудничестве может идти речь. Вторая, очень важная причина - это слабая политическая позиция России на мировой арене. Трудно отказаться от ставшего привычным за последние десятилетия роли сырьевого донора. А третьим фактором является низкий уровень духовной культуры нации в целом.

Однако возникает вопрос, для чего нужно полностью отказаться от сложившейся за последние десятилетия уникальной системы собственного российского образования? Ведь ведущие научные школы определяли пальму первенства нашей страны долгие годы. Таким образом, возникает необходимость становления нового российского образования с уникальными качественными признаками самобытности русской нации.

Трансформация экономических процессов обуславливает определенные трудности в приоритетном направлении развития наукоемких технологий. Необходима планомерная перестройка, поступательная трансформация накопленной системы научных знаний. И важную роль в этом процессе могут сыграть российские вузы. Именно они являются одним из основных источников научных знаний. Важно не разрушить, а приумножить кадровый потенциал, систему хозяйствования, наработанные технологии высших учебных заведений [2].

Здесь главную особенность должна сыграть доминантная роль личности, обуславливающая стратегию развития конкретного учебного заведения. Ведь ни для кого ни секрет, что кадровый потенциал во многом определяется грамотным руководством. При этом следует четко соблюдать субординацию в процессе деловой коммуникации руководителя и подчиненного.

Профессиональная компетенция преподавателей должна быть обеспечена и теоретическими и практическими навыками. (неразрывность единства теории и практики является основным критерием истинности). Только это главное. При этом возможность быть педагогом не должна быть обусловлена наличием педагогического образования и учёной степени у «нового поколения» преподавателей. Педагоги должны быть активными публичными людьми: при этом системные знания по предмету должны передаваться как в устной форме, так и путем публикации тематических статей и книг [3].

В реформации системы образования категорически недопустимым является коммерциализации данной системы. Вуз не должен быть организацией, которая преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Более того это требование имеет полноправное отношение к общественным высшим учебным заведениям.

Бесплатное высшее образование необходимо рассматривать как долгосрочные бюджетные инвестиции государства в человеческий капитал с целью создания инновационных общественных ценностей, как расходы, которые окупятся в будущем, то есть после окончания студентами вузов.

Не менее важную роль в становлении российского образования играет взаимодействие вузов с органами власти. Государственная поддержка определяет перспективы развития учебного заведения, его статус. Ведь для того, чтобы высшее образование способствовало воссозданию общественных ценностей, необходимы гарантии последующей занятости и достойной заработной платы вчерашних выпускников. Новые образовательные инициативы должны соответствовать растущим ожиданиям выпускников относительно будущего трудоустройства согласно их навыкам и устремлениям [4].

Проблема создания именно государственных рабочих мест должна решаться на уровне самого государства, которое заинтересовано в них, поскольку стремится к успехам в области высшего образования. Студенты, получающее бюджетное высшее образование на бесплатной для себя основе, должны полностью отдавать себе отчёт в том, что это вовсе не подарок им от государства. Бесплатное высшее образование строится на основе договорных отношений государства в лице соответствующего общественного вуза и студента, а соответственно порождает возникновение взаимных обязательств данных сторон.

Высшее образование должно опираться, прежде всего, на устойчивое и полноценное федеральное финансирование, а также на финансирование посредством специальных фондов развития. Инвестиционные программы могут также реализовываться и в рамках так называемого частно-государственного партнерства.

Также следует помнить о взаимодействии вузов с реальным сектором экономики. Перспективы развития конкретной отрасли напрямую зависят от квалификации вчерашних выпускников, нынешних специалистов. Важную роль в таком взаимодействии играют профстандарты, разрабатываемые по приоритетным направлениям развития экономики, утверждённым Правительством России «дорожным картам», предложениям работодателей [11Одни только финансовые вливания в российскую образовательную систему не принесут желаемого успеха в деле её возрождения. Необходимой и первостепенной должна быть мотивация людей. Получение высшего образования невозможно без участия самих людей. В обществе должна появиться новая нравственная парадигма, основанная на высших нравственных ценностях: просвещении, образовании и культуре.

Из вышеприведенного следует вывод, что Россия только в начале главного преобразования системы образования, которое займет десятилетия.

Список использованных источников:

«О бюджетной политике в 2014-2016 годах» Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 13.06.2013. [Электронный ресурс] //:base.consultant.ru

Кузнецова Е.А. Глобальный образовательный вызов, брошенный России. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал // 2012. № 2. С. 340-342.

Кузьмин Р.И. Педагогическое сопровождение формирования учебно-исследовательской культуры учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. №11 (104). С. 179-192.

Наумова Н.В. Человеческий капитал как фактор развития научно-образовательных центров // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых. -2016. № 4. C. 45-50.


Наумова Н.В. к.э.н., доцент кафедры экономики Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ