СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Проблема увеличения платности посещений врачей и низких доходов населения


ПРОБЛЕМА УВЕЛИЧЕНИЯ ПЛАТНОСТИ ПОСЕЩЕНИЙ ВРАЧЕЙ И НИЗКИХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Для каждого человека на протяжении всей его жизни медицина играет очень важную роль. Следовательно, обеспечение всеобщей доступности эффективных здравоохранительных служб приемлемого качества является необходимым на современной стадии развития общества.

Тем не менее, согласно данным ВЦИОМ, в сентябре 2015 г. 65% россиян оценили доступность и качество медицинских услуг в стране как низкое. К причинам такой ситуации относятся: нехватка кадров, уход врачей из профессии, снижение качества лечения, рост объема платных услуг. Закрытие медицинских учреждений сделало доступную медицинскую помощь дефицитом. Рост платности медицинских услуг за прошлый год, по данным Счетной палаты, составил 25%, за последние полгода, по данным ОНФ - 16% [1]. Такие обстоятельства оказывают сильное влияние на доходы населения. Из этого следует, что число посещаемости врачей на прямую зависит от доходов населения. Платная медицина настойчиво вытесняет бесплатную.

Рассмотрим состояние среднемесячной заработной платы россиян. В соответствии с официальными данными, среднемесячная заработная плата российского населения в сентябре 2015 г. увеличилась на 6,4% по сравнению с январем того же года. А рост цен

составил 12,1%. Таким образом, зарплаты в действительности упали не менее чем на 6%.

За последние годы были проведены исследования личных расходов жителей РФ на медицинскую помощь, показывающие, что объем этих расходов составляет 40-45% от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных). Более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% - за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% - за стоматологические услуги [2].

Многие платные услуги, которые изначально задуманы как дополнительные, сплошь и рядом заменяют виды и объемы помощи, бесплатное оказание коих формально гарантировано жителям страны. Такая ситуация легко оправдывается острой нехваткой средств. В данный момент, такие масштабы развития платных услуг происходят из-за расплывчатости гарантий предоставления бесплатных медицинских услуг.

Происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными, снижение качества бесплатных медицинских услуг. Больше всего от этого страдают малообеспеченные слои населения. Увеличивается неравенство возможности получения качественной медицинской помощи различными социальными группами.

К усугублению данной проблемы приводит и то, что подходы к финансированию государственных гарантий оказания медицинской помощи населению не позволяют точно установить зависимость оплаты и качества помощи, которая должна бесплатно предоставляться населению. Недостаток государственного финансирования и неисполнение декларативных правил бесплатного медицинского обеспечения используются медицинскими работниками и руководителями здравоохранения как оправдания снижения качества медицинской помощи и оплаты услуг, которые в действительности должны быть оказаны населению бесплатно. Поэтому без конкретизации государственных гарантий медицинской помощи, разграничения на платные и бесплатные медицинские услуги уже нельзя рассчитывать на то, что проблему разрыва между гарантиями и их финансовым обеспечением можно решить лишь путем увеличения размеров государственного финансирования здравоохранения [3].

В данной работе были изучены причины роста и снижения числа посещений врачей, включая профилактические и посещения к зубным врачам.

Представим следующие выявленные факторы, которые могут на это влиять:

структурные (наличие необходимого медицинского оборудования, специализация, соотношение численности врачей и пациентов);

социо-демографические (возраст, образование, состояние здоровья, демографическая ситуация в регионе);

экономические (доход, наличие полиса обязательного либо добровольного медицинского страхования).

Остановим свое внимание на таком факторе, как среднедушевой денежный доход населения. Выявим зависимость числа посещений врачей от среднего дохода на душу населения (табл. 1).

После рассмотрения зависимости числа посещений врачей от среднедушевого денежного дохода (x) было получено следующее уравнение линейной регрессии:

% = -10,835 + 1,024

Анализируя полученные коэффициенты при неизвестной, можем сделать вывод, что увеличение фактора среднедушевых денежных доходов положительно влияет на количество посещений. Мы видим, что с ростом дохода населения на 1000 руб. число посещений врачей увеличивается на 1024. Значение

_ 1- - - показывает влияние прочих факторов.

Данное исследование показало, что изучение такого явления, как посещаемость врачей, должно учитывать такой важный фактор как доход населения. С увеличением доходов соответственно происходит и повышение спроса на медицинские услуги. Сравнивая по территориям, можно увидеть, что в тех областях, где средний денежный доход на душу выше, там и посещаемость врачей больше, чем в остальных регионах. При больших доходах люди могут позволить себе поход к платным врачам и покупку более дорогих лекарств, определенные обследования.

Таблица 1

Среднедушевые денежные доходы и число посещений врачей, включая профилактические и посещение

к зубным в
рачам за 2014 г. [5]
Территория
Среднедушевые денежные доходы (руб.)
Число посещений врачей, включая про филактические и посещения к зубным врачам (едн)
1
Белгородская область
25 372
15 447 115
2
Брянская область
22 039
12 297 131
3
Владимирская область
20 569
13 798 633
4
Воронежская область
25 505
24 815 734
5
Ивановская область
20 409
11 294 652
6
Калужская область
24 984
9 737 940
7
Костромская область
19 320
7 981219
8
Курская область
23 188
11 030 359
9
Липецкая область
25 263
10 655 693
10
Московская область
34 948
69 327 318
11
Орловская область
19 981
7 194 025
12
Рязанская область
21 988
10 945 193
13
Смоленская область
21 788
9019576
14
Тамбовская область
22 377
10 481 510
15
Тверская область
20 602
11 772 626
16
Тульская область
23 040
15 456 519
17
Ярославская область
23 876
13 321 463
18
Вологодская область
22 801
10 882 854

Снижение числа походов к врачам при уменьшении среднедушевого денежного дохода населения говорит о том, что люди не всегда могут позволить себе обратиться за медицинскими услугами.

Любой поход к врачу требует определенных затрат на различные обследования, покупку медикаментов. Если же человек переносит серьезное заболевание, которое требует огромных затрат на лечение, это разоряет людей, вынуждает влезать в большие долги или продавать домашнее имущество. Постоянно повышающееся количество больных вынуждено отказаться от лечения и приобретения нужных лекарств. В настоящее время бедность в сознании людей все больше ассоциируется с неспособностью получить необходимую медицинскую помощь.

Также население лишено защиты в области платных услуг и неформальных оплат. Затраты на лечение совершенно не гарантируют его высокого качества. В ситуации, когда врач является продавцом услуг, больному приходится переплачивать за дополнительные и не всегда необходимые консультации, обследования, дни пребывания в стационаре и тому подобное.

Нарастание платности происходит в хаотичной и неконтролируемой форме, без каких-либо внятных попыток государства смягчить негативные последствия этого процесса для людей.

Наличие обязательного медицинского страхования также является один из важнейших факторов, влияющих на количество обращений к различным врачам.

Основной недостаток российской системы медицинского страхования - это заинтересованность всех ее участников в повышении числа болезней и больных: чем больше больных, тем больше средств получит медицинское учреждение, тем больше медикаментов они будут потреблять, тем больше средств останется на нужды частных страховых компаний и фондов ОМС. Данная ситуация вступает в противоречие с государством, которое должно быть заинтересовано в увеличении числа здоровых, а не больных. То есть, согласно этому принципу долгосрочные интересы государства в росте числа здоровых и меркантильные интересы лечебно-профилактических служб и всей системы ОМС сильно разнятся. Отсюда вытекает экономическая невыгодность профилактических мероприятий. Не помогают положению и 80 млрд. руб., выделенных на проведение периодических профилактических осмотров и аккумулированных в системе ОМС, в которую стараются включить все виды помощи, относившиеся к государственной ответственности. Однако, специалисты ФФОМС утверждают, что их обязали выделять средства на проведение профилактических осмотров, но это не исключает общей материальной заинтересованности в росте количества больных.

Соотношение численности врачей и населения также является важным фактором от которого зависит число посещений врачей.

Численность врачей в Российской Федерации за два последних года сократилась на 23 тыс. человек по сравнению с 2013 г.,

что вызвало рост смертности.

За 8 месяцев 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. по данным экспертов, смертность трудоспособного населения в России возросла на 1,2%. В относительно благополучной Москве причем смертность увеличилась на 4,4%. Не существует предпосылок в том, что в 2015 г. смертность будет уменьшаться. По словам председателя правления ассоциаций медицинских сообществ по качеству Гузель Улумбековой, это вызвано, в том числе, и сокращением количества врачей в стране, число которых за два последних года уменьшилось, уменьшением числа коек и государственных расходов на здравоохранение.

Состояния системы здравоохранения в стране во многом зависит здоровье населения, так как существует прямая связь между количеством врачей, продолжительностью жизни населения и объемами финансирования медицины.

В России смертность от туберкулеза в девять раз выше, чем в новых странах ЕС. В тоже время ниже необходимого уровня находится количество врачей на душу населения, так в РФ данный показатель на 30% ниже чем в Германии. В полтора раза ниже расходы на здравоохранение в России, чем в новых странах Евросоюза, где они равняются 5,4% ВВП.

Чтобы увеличить рост средней продолжительности жизни в стране до 74 лет, необходимо увеличить расходы на здравоохранение на 40%.

По данным специалистов в 2016 г. на здравоохранение в России будет выделено на 20% средств меньше, чем в 2013 г. в сопоставимых ценах, с учетом девальвации рубля и инфляции.

Неизбежным является модернизация системы здравоохранения. Причем главное в модернизации российского здравоохранения - это системность преобразований и постепенность их осуществления. Конечная цель - повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Реформирование систем обязательного медицинского страхования и здравоохранения в РФ невозможно без прогрессивных экономических методов управления, которые включают анализ эффективности использования имеющихся ресурсов.

В сложных условиях проведения реформы в здравоохранении первостепенное значение принимают принципы финансирования отрасли и программноцелевого планирования:

обеспечение преемственности и непрерывности полномочий;

соответствие выполняемых функций (полномочий) их финансовому наполнению на каждом уровне управления;

оптимизация бюджетных расходов;

бюджетирование, которое ориентировано на результат;

реструктуризация подведомственных учреждений с целью эффективного использования имеющихся ресурсов.

Реализация данных принципов возможна лишь при увеличении расходов на здравоохранение из государственных источников финансирования в среднесрочной перспективе до 4,7% от ВВП.

Увеличение расходов на здравоохранение позволит обеспечить следующее:

соблюдение государственных гарантий бесплатного лекарственного обеспечения граждан. Соотношение расходов граждан и государства на приобретение лекарств должно измениться с 2:1 на 1:2, вследствие чего понадобится увеличение государственных затрат на приобретение медикаментов в 2,8 раза, а в реальном исчислении - в 1,8 раза. В результате возможно осуществление значительного улучшения лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в амбулаторных условиях и бесплатного лекарственного обеспечения пациентов в стационарах;

преодоление отставания средней заработной платы работников здравоохранения от средней по стране (необходимо увеличить расходы на оплату труда в 2,4 раза, что позволит повысить реальную заработную плату в 1,6 раза);

увеличение расходов на лечебное питание больных в стационаре в реальном исчислении в 2,9 раза;

замену изношенного медицинского оборудования, ремонт сооружений и зданий, первостепенное приобретение необходимого оснащения первичного звена оказания медицинской помощи (в первую очередь для общей врачебной практики) за счет увеличения инвестиционных затрат в реальном исчислении в 2,4 раза.

Основными механизмами экономического планирования и финансирования бесплатной медицинской помощи населению

России в перспективе должны стать:

развитие межбюджетных взаимоотношений с целью сглаживания финансовых условий в муниципальных образованиях, субъектах Российской Федерации, чтобы обеспечить полновесный тариф на выполнение государственных обязательств в сфере здравоохранения;

сочетание социальной справедливости и солидарности при формировании финансового обеспечения государственных гарантий с адресной направленностью расходования финансовых средств при оказании медицинской помощи конкретному гражданину;

одноканальное финансирование медицинских организаций, которые реализуют муниципальные и государственные задания в рамках программ государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, по страховому принципу оплаты всех расходов (по полному тарифу);

переход от затратного (сметного) принципа формирования доходов и финансирования медицинских организаций из государственных источников к бюджетированию, который ориентирован на результат (ассортимент, объем, качество медицинских услуг по видам медицинской помощи).

При реализации предложений по увеличению объема бесплатной медицинской помощи население России начнет чаще посещать врачей, поскольку не нужно будет платить из собственного кармана. Это приведет к улучшению сферы здравоохранения в плане увеличения продолжительности жизни.

Список использованных источников:

Бызов Л. Модернизация - российский вариант (тезисы к программе исследования) [Электронный ресурс] // http: //www.socpolitika.ru

Информационно-политический канал [Электронный ресурс] // polit.ru

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс] www.ttfoms.tomsk.ru

Улучшение качества жизни россиян [Электронный ресурс] // www.insor-russia.ru

Федеральный справочник [Электронный ресурс] // http: //federalbook.ru

Центр научной политической мысли и идеологии [Электронный ресурс] // rusrand.ru

Медицинский портал [Электронный ресурс] // vladmedicina.ru

Новостной портал «Росбалт» [Электронный ресурс] // www.rosbalt.ru

Новостной портал [Электронный ресурс] // rusplt.ru


Горбунова О.Н., к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и бизнес информатики ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Россия Загуменникова И.В., магистрант 1 курса ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Россия Сидорова Ю.С. магистрант 1 курса ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ