СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Reforming the sotial economic system in chi- na in modern conditions


REFORMING THE SOTIAL ECONOMIC SYSTEM IN CHI- NA IN MODERN CONDITIONS

Китай это страна со сложившимся многовековым укладом жизни. При образовании Китая, как республики, Правительство установило социальные гарантии только китайцам, желающим быть полезным для нового государства. Изначально социальные льготы были гарантированы только работающим гражданам новой республики. С 1954 г. количество услуг социальных гарантий и помощи значительно расширилось.

Жесткость социальной политики Китая направлена на гарантирование социальной помощи огромному числу населения КНР при ограниченности финансовых ресурсов. Социальноэкономическая модель развития Китая направлена на высокие темпы экономического роста, а на современном этапе - на повышение экономической эффективности, пусть даже за счет социальных издержек. Повышение жизненного уровня населения рассматривается в Китае как следствие ускоренного развития экономики и укрепления международных позиций Китая, но пока не как главная цель хозяйственной стратегии.

Социальная политика Китая на современном этапе в условиях мирового экономического спада может быть охарактеризована как весьма жесткая. Жесткость системы социальной политики имеет ряд объяснений. Во-первых, Китай - это страна имеющая значительную площадь территории, не равномерное расположение производственных объектов и проживания населения, огромная армия трудоспособных граждан нуждается в работе или желает иметь высокооплачиваемую работу и блага цивилизации, существует расслоение по уровню доходов среди городского и сельского населения, наблюдается массовое переселение людей из сельской местности в город. В распространении системы социального обеспечения участвует лишь часть населения - главным образом на рабочих государственных предприятий и государственные служащие. Социально в менее благоприятном положении остается огромная масса крестьянства. Во-вторых, жесткая демографическая политика ограничения рождаемости и возложения финансовой ответственности за второго и последующего ребенка на родителей используется, чтобы предотвратить рост миграции населения за рубеж и добиться постепенного снижения населения примерно до 1 млрд. человек проживающих в Китае. В-третьих, реформа 90-х годов позволила перейти к постепенной коммерциализации системы социального обеспечения. Последнее обстоятельство во многом связано с ожидаемым старением китайского населения: доля граждан в возрасте старше 65 лет возросла в Китае с 6,7% населения (в 1995 г.) до 7,0% (в 2000 г.). Прогнозные данные составят на 2020 г. - 11,4%, на 2030 г. - 15,3% , на 2040 г. - 20,1%. В 2012 г. в Китае - впервые за последние 50 лет - было зафиксировано снижение численности трудоспособного населения.

Социальные гарантии китайцам, попавшим в тяжелые жизненные условия, гарантированы в виде социальной помощи. Забота и гарантии работающим китайцам осуществляется государством в соответствии с их отчислениями обязательного социального страхования. Вопросами социальной помощи гражданам в КНР занимаются Министерство гражданской администрации КНР. Именно на это министерство и органы гражданской администрации на местах возложены основные задачи по созданию системы социальной помощи в стране. Содействуют Министерству гражданской администрации КНР Государственный комитет здравоохранения и планирования рождаемости КНР, Министерство образования КНР, Министерство жилья, городского и сельского строительства КНР и Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР.

Новый век диктует новые правила жизни для Китая и его граждан. 21 февраля 2014 г. Государственный совет КНР опубликовал Временные правила «О социальной помощи» (Постановление Государственного совета КНР № 649). Данные Правила призваны обеспечить минимальный уровень социальной защиты и оказания социальной помощи для всех граждан страны.

Правила предусматривают несколько видов социальной помощи гражданам: обеспечение минимального прожиточного уровня, содержание отдельных категорий граждан, помощь пострадавшим от стихийных бедствий, а также содействие в получении медицинской помощи, образования, жилья, трудоустройстве и оказание временной помощи.

Государственное обеспечение минимального прожиточного уровня гарантируется семьям, у которых средний доход на одного члена семьи меньше минимального прожиточного уровня места их проживания при условии, что их имущественное положение соответствует условиям оказания государственной помощи. В этом случае государство предоставляет дотацию до минимального прожиточного уровня. Минимальный прожиточный уровень определяется народными правительствами провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и городов с районным делением в зависимости расходов, которые необходимы на базовые потребности. Сумма минимального прожиточного минимума в разных городах и районах Китая отличается (табл. 1).

Таблица 1

Сумма минимального прожиточного минимума (по данным на 17.12.2015 г.)

Показатель
Пекин
Шанхай
Гуан
чжоу
Шэнь
чжэнь
Чэнду
Далянь
Минимальный прожиточный минимум, юаней
710
790
650
800
430
583

В административном центре одной из беднейших провинций Китая - г. Ланьчжоу, минимальный прожиточный уровень составляет 407 юаней. Для получения дотации один из членов семьи подает в органы власти заявление. Утвержденные заявления публикуются по месту проживания заявителя. Проводиться процедура оценки претендентов на право получения дотации. Пособие выплачивается ежемесячно.

Содержание отдельных категорий граждан гарантируется государством, для обеспечения содержания и ухода за пожилыми людьми, инвалидами и несовершеннолетними (не достигшими возраста 16 лет), при отсутствии лица, на которое могут быть возложены обязанности по опеке и содержанию.

Государственная социальная помощь включает:

1) создание основных условий для жизни; 2) уход в случае невозможности самообслуживания; 3) медицинская помощь; 4) оказание услуг по погребению.

Государство оказывает помощь пострадавшим от природных стихийных бедствий через систему созданных территориальных складов для хранения материальных запасов на случай стихийного бедствия. В условиях стихийного бедствия оказывается экстренная помощь: пострадавшим предоставляются продукты питания, питьевая вода, одежда, временные места для пребывания, места для обогрева и медицинская помощь. После ликвидации последствий стихийного бедствия народное правительство региона определяет круг лиц, которым должна быть предоставлена помощь в восстановлении жилищных условий, и предоставляет им необходимую материальную помощь.

Государство создает систему содействия в получении медицинской помощи, которая будет выражаться в субсидировании участия в программах медицинского страхования: базовое медицинское страхование городского населения, программа сельского медицинского страхования нового типа.

Государство оказывает помощь в получении обязательного среднего образования членам семей с минимальным уровнем доходов и лицам, опека и содержание которых осуществляется государством. Кроме того, оказывается помощь при получении среднего образования высшей ступени (полного среднего образования) и среднего специального образования.

Государство содействует в получении жилья гражданам с минимальным уровнем доходов и лицам, опека и содержание которых осуществляется государством путем социальной аренды жилья, выдачи субсидий и ремонта опасного для проживания жилья в сельской местности.

Государство содействует в трудоустройстве лицам с минимальным уровнем дохода, которые, несмотря на трудоспособность, являются безработными. Формы помощи: предоставление субсидий и дотаций на социальное страхование, обучение, освобождение от некоторых видов расходов, создание специальных рабочих мест.

В Китае есть еще один вид социальной помощи - оказание государственной временной помощи. Она оказывается нуждающимся в социальном обеспечении в связи со значительным ухудшением условий жизни по причине стихийных бедствий, дорожно-транспортного происшествия или другого случайного случая или тяжелого заболевания члена семьи, а также в случае резкого увеличения расходов, которые семья не может оплатить. Временная помощь включает в себя - предоставление питания и ночлега, экстренную медицинскую помощь, содействие бездомным и лицам, занимающимся попрошайничеством в возвращении к месту проживания.

Государство так же поощряет организации и физических лиц для участия в социальной помощи путем благотворительности, создания целевых проектов и организаций, волонтерского движения.

Все работающие китайцы и иностранцы оплачивают пять видов обязательного социального страхования: пенсионное, медицинское, от безработицы, от производственных травм, на случай беременности и родов. Исключение составляют только иностранные граждане тех стран, которые заключили с КНР договоры по вопросам социального страхования, позволяющие уплачивать иностранным гражданам взносы на обязательное социальное страхование в стране своего постоянного проживания. Так же работающие китайцы обязаны отчислять средства в фонд накопления на жилье.

Уплата страховых взносов осуществляется со счета страхователя, открытого в банке или другой финансовой организации. Правила допускают заключение между страхователем, страховщиком и банком соглашения об автоматическом списании суммы страховых взносов со счета страхователя после получения банком уведомления страховщика. В случае неуплаты страховых взносов в установленные сроки страховщик издает предписание об уплате взносов с пеней в размере 0,05% от суммы неуплаченных страховых взносов за каждый день просрочки.

Обязанность по участию в программе обязательного (базового) пенсионного страхования и уплате взносов возникает у работников и их работодателей. Индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, а также работники, принятые на работу на неполный рабочий день, могут (но не обязаны) уплачивать взносы на базовое пенсионное страхование.

Так как Китай очень большая страна, имеющая много жителей, проживающих в крупных городах, сельской и горной местности - у всех жителей Китая отличается уровень дохода и потребления. В Китае есть две параллельно существующие системы пенсионного страхования со схожими условиями: сельская система пенсионного страхования нового типа (для жителей села) и система пенсионного страхования городского населения (для жителей городов, которые не могут участвовать в программе базового пенсионного страхования). Две новые системы пенсионного страхования существуют с 1 июля 2011 г. Сумма пенсии в рамках базового пенсионного страхования состоит из двух частей: основная часть пенсии и накопительная часть. Основная часть пенсии выплачивается государственным фондом пенсионного страхования, формируемого из взносов работодателей и государственных субсидий. Накопительная часть пенсии формируется из взносов на базовое пенсионное страхование, уплачиваемых работником из своей заработной платы и поступающих на его личный счет.

Обязательное пенсионное страхование в КНР предназначено обеспечить прожиточный минимум пенсионеру. Если работник хочет получать достаточно высокую пенсию, то работник и работодатель могут платить взносы на дополнительное (коммерческое) пенсионное страхование. Минимальный страховой страж, необходимый для получения пенсии - 15 лет. Достигший пенсионного возраста работник может прекратить участие в программе базового пенсионного страхования и единовремен но получить на свой счет всю сумму ранее сделанных взносов.

Ставки взносов на базовое пенсионное страхование во всех провинциях различны. На центральном уровне установлено только то, что ставка взносов работодателя на базовое пенсионное страхование работников должна быть не менее 20%, а ставка взносов работника на базовое пенсионное страхование - 8%. С разрешения центрального правительства регионы могут устанавливать другие ставки взносов. Примеры обязательных взносов на социальное страхование приведены для пяти городов Китая в таблице 2.

Таблица 2

Ставки и отчисления взносов обязательного

В Китае работающие граждане застрахованы от безработицы. Обязательное страхование на случай безработицы направлено на обеспечение минимального прожиточного уровня во время безработицы и для стимулирования трудоустройства граждан. Срок выплаты пособия по безработице зависит от стажа работника у предыдущего работодателя. Если стаж на предыдущем рабочем месте и срок уплаты взносов на страхование от безработицы составляет от 1 до 5 лет, пособие по безработице может уплачиваться в течение 12 месяцев; если стаж и срок уплаты взносов составляет от 5 до 10 лет - пособие по безработице может выплачиваться 18 месяцев; если стаж и срок уплаты взносов составляет более 10 лет - максимальный период, в течение которого может выплачиваться пособие по безработице, составляет 24 месяца. Выплата пособия по безработице прекращается в случае трудоустройства на новом рабочем месте, призыва в армию, переселения за рубеж, выхода на пенсию, отказа от предложенной работы или отказа от прохождения переподготовки. Размер пособия по безработице устанавливается провинциями самостоятельно (с единственным условием - пособие по безработице не может быть ниже минимального прожиточного уровня).

В Китае работники застрахованы от производственных травм. Взносы на обязательное страхование от производственных травм уплачиваются работодателями. Работники не уплачивают взносов на обязательное страхование от производственных травм.

Производственной травмой считается:

Вред здоровью, причиненный в результате происшествия при выполнении трудовых обязанностей в рабочее время и на рабочем месте.

Вред здоровью, причиненный в результате происшествия при выполнении работником подготовительных или завершающих работу действий на рабочем месте до начала или после истечения рабочего времени.

Вред здоровью, причиненный в результате применения насильственных действий или другого несчастного случая, имеющего отношение к исполнению работником своих трудовых обязанностей и произошедшего в рабочее время и на рабочем месте.

Профессиональные заболевания.

Вред здоровью, причиненный во время командировки (работы за пределами обычного рабочего места) в результате происшествия, если происшествие имеет отношение к работе или причины происшествия не установлены.

Вред здоровью, причиненный в результате дорожнотранспортного происшествия во время следования к рабочему месту или от рабочего места (если основная вина за ДТП лежит не на работнике), а также происшествий на городском рельсовом транспорте, пассажирских паромах, железной дороге.

Другие обстоятельства.

К производственной травме приравнивается: смерть в рабочее время и на рабочем месте в результате внезапно проявившегося заболевания, смерть в течение последующих 48 часов после проявления заболевания; вред здоровью, причиненный в результате участия в спасательных работах (работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций) и других мероприятиях, направленных на защиту государственных и (или) публичных интересов; повторное проявление прежних заболеваний в период работы у лиц, имеющих инвалидность, полученную в результате причинения здоровью во время военных действий или в период нахождения на действительной военной службе, при наличии у них удостоверения военного инвалида.

Взносы на обязательное страхование работников на случай беременности и родов уплачиваются всеми предприятиями в городской местности. Работники предприятий не уплачивают взносы на данный вид страхования. Местные органы власти могут расширять страхование на случай беременности и родов. Средства фондов страхования на случай беременности и родов расходуются на оплату медицинских расходов (включая медицинские расходы в связи с беременностью и родами и медицинские расходы на планирование рождаемости) и пособия, выплачиваемые в связи с беременностью и родами. Сумма выплачиваемого пособия зависит от средней заработной платы работников у данного работодателя за предшествующий год. Пособие выплачивается из фонда страхования, если взносы на обязательное страхование на случай беременности и родов уплачивались, по меньшей мере, 9 месяцев; в противном случае работодатель несет обязанность по уплате пособия. Пособие выплачивается в период декретного отпуска или в период после прерывания беременности. Декретный отпуск включает 15 дней наблюдения у врача до родов и в общей сложности составляет 90 дней (при поздних родах, тяжелых родах, рождении нескольких детей этот период продлевается на 15-30 дней). Период после прерывания беременности обычно составляет 1-3 дня (в некоторых случаях - до 45 дней).

В период мирового экономического спада в Китае регулируется система социального страхования местными органами самоуправления. Местные органы власти организуют и гарантируют соблюдении социальных государственных гарантиях. На бюджеты местных органов власти возложены обязанности по выплатам компенсаций и дотаций. Например, в регионе Внутренняя Монголия местные органы власти для поддержания рентабельности городского транспорта увеличили размер разового проезда. Увеличение стоимости проезда было необходимой мерой. Для категории работающих граждан разовый проезд увеличился с 5 мао до 1 юаня; для пенсионеров (до 60 лет), школьников и инвалидов, малоимущих установлен льготный проезд по социальным картам в размете 0,8 мао, пожилые граждане после 60 лет имеют право бесплатного проезда в городском транспорте. В Пекине была повышена стоимость проезда в метро с 1 до 2 юаней (при проезде до 3 км), были введены ставки километрожа поездки.

Таким образом, начавшаяся в 90-х годах система реформирования социального страхования граждан позволяет сейчас гарантировать защиту большему числу трудоспособных китайцев, значительно увеличилось число социальных выплат. Однако, политика социальных гарантий до сих пор считается жесткой и нуждается в последовательных и обдуманных шагах реформирования. Начаты эксперименты в ряде регионов с участием коммерческих организаций в сохранении социальных отчислений работающих китайцев, в расширение услуг частных компаний и фондов.

Список использованных источников::

1. Бажанов П. Ставки взносов на социальное страхование в крупнейших городах в КНР: Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Шэньчжэнь [Электронный ресурс] : cnlegal.ru


Iushkevich Т ., PhD, Inner Mongolia Agricultural University, China Eluzova M. Hailaer China Universities, China





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ