СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Актуальные проблемы и перспективы развития банковской сферы в россии


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ В РОССИИ

Банковская система страны - это важнейший элемент гарантии конкурентоспособности РФ.

Сегодняшнее состояние банковской системы РФ характеризуется множественными особенностями своей структуры и тенденций. Большинство сфер деятельности государства и общества весьма влияют на эволюцию банковской системы. В современных условиях перед Российской Федерацией остро встает необходимость создания качественного национально ориентированного денежно-кредитного механизма, одновременно включенного в международную денежно-кредитную и валютнофинансовую систему, но твердо отстаивающего интересы своей страны [8]. Подобная задача особенно актуальна в условиях серьезной трансформации существующих международных денежно-кредитных отношений и неясности результатов подобных преобразований.

В современных мировых условиях возникла острая ненапряженная политическая ситуация, которая связана с событиями на Украине и присоединением Крыма к России. В этом положении банковская система РФ принимает новую форму со своими свойствами и тенденциями.

На протяжении последних десятилетий в мировом банковском секторе осуществляется масштабная либерализация финансового законодательства. Это обеспечивает обострение конкурентного противостояния внутри различного рода финансовых групп. Значительно усиливается конкуренция между различными кредитными структурами и ведущими банками за осуществление выгодных банковских операций. Эти условия способ459 ствовали тому, что большинство финансово-промышленных групп в России стали проводить многие виды банковских операций самостоятельно, а некоторые корпорации создали или ввели банки в состав своих групп. Подобный ввод продиктован присутствием значительных факторов риска всей банковской деятельности в России. Наличие подобного рода рисков в большей степени определено так и не завершенными перестройками в сфере отчетности кредитных структур и все еще не законченными преобразованиями в системе бухгалтерского учета. Серьезность рисков усиливается также ввиду низкого уровня капитализации большей части российских банков. Наиболее актуальные на сегодняшний день причины увеличения рисков представлены на рис. 1.

Рис. 1. Причины роста банковских рисков

Совокупность факторов рисков обеспечивает глобальную конкуренцию на рынке финансовых банковских услуг. Подобное приводит к тому, что зарубежные банки позиционируются в качестве поставщиков «длинных» денег, которые так необходимы реальному сектору экономики России. Результат всего этого - резкий отток клиентуры из сектора деятельности отечественных банков. Иностранные банки притягивают самых выгодных клиентов - состоятельных индивидуальных вкладчиков и компании крупных корпораций. Как следствие, они концентрируют у себя высокоприбыльные надежные операции в рамках обеспечения финансирования экспорта [5]. Отечественные же банки занимаются тем, что им остается, а именно более неустойчивым бизнесом. Это является еще одной причиной повышения общего уровня риска в банковской сфере. Следствие всего этого - усиление зависимости экономики России и банковского сектора в частности от иностранной валюты за последние двадцать лет. Эти же фактом обусловлена зависимость отечественных структур от зарубежных политико-правовых систем и центров денежно-кредитного регулирования.

Однако при любом варианте политического развития интеграции в международную финансовую систему требуется унификация и стандартизация национальных норм банковской деятельности и приведение национальных законов к международным стандартам банковского дела. Подобного рода действия необходимы ввиду того, что существенная черта современного банковского бизнеса - это глобализация: все существенные финансовые операции производятся в настоящее время не конкретным отдельным банком, а в результате кооперации нескольких ведущих банков разных государств [6]. Помимо этого, обеспечение внешнеэкономической деятельности страны возможно лишь при тесной международной интеграции.

На этом фоне события на Украине и воссоединение с Крымом определенно прибавили проблем экономике и банковскому сектору России. Финансовую и банковскую системы страны постигли весьма трудные времена. Политические и экономические процессы стремительно развиваются. В дальнейшем изменения будут осуществляться более ускорено, а расходы, необходимые для выравнивания экономики нового региона, ещё больше возрастут. По некоторым предварительным расчетам, на нужды Крыма в 2014 г. было потрачено более 100 млрд. руб. Есть основания полагать, что в 2015 г. эта сумма может увеличиться.

Совокупность описанных выше экстраординарных условий способна привести к возникновению кризисных явлений в сфере денег и кредита. В этих условиях создание качественного национально ориентированного денежно-кредитного механизма и его правовое регулирование - вопрос национальной безопасности на несколько лет вперед.

Особенные угрозы банковскому сектору последовали в связи с оказанием давления западных регуляторов. Так, Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings 24 марта 2014 г. изменило прогноз по рейтингам 15 российских банков на «негативный»: снижение рейтинга российских банков связано с санкциями США и ЕС в отношении России. Также Международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s (S&P) снизило прогноз со «стабильного» на «негативный» по долгосрочным рейтингам российских дочерних структур следующих банков: Raiffeisen- bank, BNP Paribas, Bank of Tokyo-Mitsubishi и Sumitomo Mitsui. Это изменение является следствием того, что 20 марта 2014 г. агентство пересмотрело прогноз по суверенному рейтингу России, снизив его со «стабильного» на «негативный». Агентство мотивировало ухудшение рейтинга «растущими геополитическими и экономическими рисками». S&P считает, что санкции США и Евросоюза в связи с крымской кампанией приведут к «существенным экономическим и финансовым последствиям для кредитоспособности России» [12].

Эти меры относятся к санкциям, направленным на российские банки и компании и объявленные публично. Есть большая вероятность, что есть и другие воздействия. Так в США был сравнительно недавно принят закон (FATCA), который обязывает все банки предоставлять американским финансовым органам информацию о своих операциях. По заверениям американской стороны, эти сведения требуются лишь для обнаружения американских граждан, которые уклоняются от уплаты налогов, с целью усиления контроля над их доходами. Многие страны уже успели подписать такие рамочные соглашения, согласно которым наблюдение и контроль по конкретным операциям банка производит не сам банк, а национальные структуры той страны, которой принадлежит данный банк. Такой подход упрощает и удешевляет работу самого банка. Если страна «не хочет» соблюдать указанный закон, не подписывает рамочное соглашение, то против всех ее банков будут вводиться жесткие санкции, вплоть до отзыва лицензий (американские банки-контрагенты будут обязаны удерживать налог в размере 30% с отдельных выплат в пользу иностранного банк). Чтобы избежать репрессивных мер, каждому банку необходимо самостоятельно отслеживать все операции и информировать американскую сторону о каждой из них. Это усложняет и значительно удорожает работу финансовых учреждений. При этом количество американских клиентов российских банков ничтожно мало. На начало июня 2014 г. результатом введенных санкций явилось то, что около 500 российских банков самостоятельно информируют американскую сторону о своих клиентах, а ВТБ отказался от работы с американскими инвесторами [10].

В столь тяжелые времена особая роль отводится Центральному банку России, но Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» может оказаться не соответствующим сложившимся кризисным обстоятельствам.

Цель Банка России согласно этому закону - обеспечение сохранения устойчивости национальной платежной системы, укрепление банковской системы и гарантия устойчивости курса рубля, кроме того Банк России проводит денежную эмиссию. Однако очерченный перечень функций определенно недостаточен и требует расширений с учетом задач, которые возникли перед страной в настоящее время. В момент наступления кризиса встает острая необходимость в разработке иных правовых режимов и схем действий, в применении которых необходима оперативность применения и корректировки с учетом степени и характера угроз, которые возникают в отношении денежно-кредитной сферы.

Среди последних сформировавшихся тенденций наибольшее внимание заслуживает принятие Федерального закона от 23.07.2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» и создание так называемого «мегарегулятора» российской экономики.

Еще изменения затронули условия лицензирования кредитных учреждений, отчетной документации небанковских организаций, срока полномочий членов совета директоров и председателя ЦБ РФ. Изменения произошли в правилах присвоения права законодательной инициативы, в получении права утверждения стандартов бухгалтерского учета, а также в получении полномочий по регистрации выпуска ценных бумаг как в отношении некредитных финансовых организаций, так и в отношении банков. Предпосылки этого - непрерывно повышающееся количество операций на финансовых рынках, их взаимное проникновение и взаимодействие. Здесь стоит отметить постоянное возрастание роли небанковского сектора, приобретающего черты банковского и нуждающегося в не меньшем регулировании; взаимное переплетение финансовых услуг и тенденции к универсализации финансовой организации; вытеснение с финансового рынка недостаточно устойчивых и узкоспециализированных конкурентов более крупными участниками путем объединения и поглощения.

Российская экономика в ходе своего развития определила необходимость введения подобного регулятивного органа. Поэтому вопрос о границах полномочий Центрального Банка всегда должен контролироваться. С одной стороны, рыночная экономика не принимает жесткого надзора, а с другой - недостаточность контроля негативно отразится на всей финансовой структуре страны.

Другая не менее важная тенденция - отзывы лицензий региональных банков Центральным Банком, направленные на укрепление банковской системы за счет охвата освободившейся территории крупными банками или поглощения ими региональных.

За 2014 г. и по 6.03.2015 г. было отозвано 104 лицензий у кредитных организаций: по данным ЦБ РФ, на 1 января 2014 г. насчитывалось 999 банков, а уже к 6 марта 2015 г. эта цифра составила 895 кредитных организаций, то есть за этот период отозвано больше 10% лицензий (рис. 2).

Отзыв лицензий у неэффективных банков - одна из мер повышения конкурентоспособности отечественных банков. До этого был осуществлен целый ряд упреждающих мер. В 2005 г. в России появился новый финансовый институт - банки-агенты. Госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) в конце февраля 2005 г. объявила конкурс среди банков на этот статус. Аккредитовавшись в агентстве, они имеют право выступать в качестве организаций, выплачивающих долги обанкротившихся банков [4].

Во избежание эффекта домино в условиях массового отзыва лицензий, банки должны использовать любую возможность по большему внедрению безналичных расчетов. Вероятно, что развитие электронной формы банковских операций обеспечит уменьшение некоторых банковских рисков, усиливая контроль над банковскими проводками. Однако и здесь существуют проблемы. Крупное использование офшорных режимов позволяет проводить банковские операции удаленно из различных стран, этот факт, в свою очередь, позволяет уходить от национального банковского контроля и надзора, развивая тем самым теневую экономику. Необходимо выявить тенденции определяют дальнейшее развитие российской банковской системы, обеспечивающее конкурентоспособность России. К таким мерам относится переход крупнейших российских корпоративных клиентов на кредиты отечественных банков, существенное уменьшение банковских расходов на собственное обслуживание, а следовательно, увеличение рентабельности банков.

Массовый отзыв лицензий как раз таки направлен на борьбу Центрального банка с теневой экономикой. Доказательство этого - официально называемая причина при отзывах большинства лицензий у коммерческих банков - «нарушение Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Это еще раз говорит о стремлении руководства ЦБ РФ усилить борьбу с теневой экономикой в России, достигающей по некоторым оценка 50% от ВВП страны. В этой борьбе ключевое значение, как уже отмечалось выше, вопросы деофшоризации, обсуждаемые сегодня на самых высоких уровнях управления. Так, В. Путин и А. Шохин, касаясь вопросов деофшоризации, подчеркнули правильность реализации подхода, сформулированного как «регистрируйся, где хочешь, но деньги - в России», то есть налоги должны уплачиваться в Российской Федерации, если экономическая деятельность компании ведется в России [2].

Еще одно совсем недавно сформировавшееся направление озабоченности - осознание необходимости создания национальной платежной системы [3].

Надежность банковских операций, и в частности депозитных вкладов, обусловлена устойчивостью банка, то есть способностью

беспрепятственно проводить операции со средствами, хранящимися на счетах. Это обеспечивается ликвидностью банка.

Уязвимость банковской системы в большой степени определяется тем, что большинство эмиссионных центров по выпуску и управлению банковскими картами располагается не на территории России (к примеру, Международные платежные системы Visa и MasterCard). Тревоги добавляет внушительный объем валютных операций, что повышает вероятность колебания рыночных индексов и рубля при незначительных сделках в иностранной валюте.

Многие экономисты настоятельно высказывались по поводу исключения расчетов в иностранной валюте в том случае, если товары, активы или услуги произведены в России и они продолжают оставаться в стране или готовятся к экспорту за рубеж. Все эти предпосылки диктуют необходимость регулирования не столько отдельных сегментов банковской системы, сколько всей денежно-кредитной политики государства [1].

Глобальные события последнего времени определили, что взаимовлияние политических, социальных, экономических, правовых аспектов на современные денежно-кредитные отношения стало неотвратимой реальностью.

Можно с уверенность утверждать, что принятие закона о мегарегуляторе - это достаточно уверенный шаг к устойчивой и развивающейся экономике страны. Повышенное внимание к деофшоризации экономики - положительная тенденция к сокращению теневой экономики.

Решение Правительства РФ о создании национальной платежной системы было принято 18 апреля 2014 г. после того, как некоторые российские банки ощутили на себе последствия международных санкций, введенных против России. Тестовое подключение банков к этой системе начались 8 декабря 2014 г. Результаты этого проекта покажет время, но создание собственной национальной платежной системы должно стать серьезным фактором укрепления всей финансовой системы страны [9].

В совокупности все указанные меры и действия должны положительно отразиться на всех сферах жизни страны. Это приведет к укреплению позиций государства в важнейших внешнеэкономических вопросах, а также усилит независимость и устойчивость экономики страны в целом.

Хочется надеяться, что геополитический сдвиг - необходимый организационный толчок для реальных процессов по интеграции усилий, которые направлены на объединение всех промышленных и финансово-кредитных структур для воплощения идеи возрождения мощи и независимости экономики России, преодоления ее хронического отставания от западных стран и ухода от постоянной сырьевой стратегии. Однако на сегодняшний момент финансовая среда находится в так называемом переходном периоде, и необходимо делать все возможное, чтобы этот процесс завершился быстро и качественно, а экономика России четко приобрела новое направление развития.

Список использованных источников:

Доклад Президента - председателя правления Банка ВТБ А. Костина // Официальный сайт Президента РФ.

Доклад Президента РСПП А. Шохина // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. URL: www.kremlin.ru/news/20237 (дата обращения: 8.03.2015).

Заявление о создании национальной платежной системы: Выступление Президента В. Путина // РИА Новости. 27.03.2014 [Электронный ресурс]. URL: ria.ru/economy/20140327/ 1001307487.html (дата обращения: 12.03.2015).

Зражевский В.В. Принципы управления рыночными рисками в коммерческом банке // ФОРИНШУРЕР страхование: статьи. 24.05.2004 [Электронный ресурс]. URL: forinsurer.com/public/04/05/24/1205 (дата обращения: 10.03.2015).

Коротаева Н.В., Борисова Т.В. Тенденции развития банковской системы России в современных условиях // Социальноэкономические явления и процессы. 2014. № 3 (61). С. 51-56.

Набиев Р.А., Еромолов М.Г. Достижение конкурентных преимуществ коммерческих банков с использованием сделок слияния и поглощения // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 1 (26). С. 134-137.

Наша задача - защитить массового вкладчика: Интервью

с А. Турбановым // Независимая газета. 14.02.2005 [Электронный ресурс]. URL: www.ng.ru/gareta/2005-02-14/ (Дата обращения: 10.03.2015).

Негров В.П., Радюкова Я.Ю. Основные формы и виды банковской конкуренции // В сборнике: Саяпинские чтения Сборник материалов круглого стола. В.М. Юрьев. Тамбов, 2015. С. 117-126.

О целях создания национальной платежной системы и перспективах рубля как региональной резервной валюты: Выступление Президента - председателя правления группы ВТБ А. Костина // Известия. 10.04.2014 [Электронный ресурс]. URL: izvestia.ru/news/568938 (дата обращения: 10.03.2015).

Смагин И.И. Вызовы и угрозы банковскому сектору России: насколько критична ситуация? // В сборнике: Саяпинские чтения. Сборник материалов круглого стола. Отв. ред. А.А. Бурмистрова. Тамбов, 2014. С. 131-141.

Стенографический отчет о заседании съезда РСПП // ФБУ «Нижегородский ЦСМ» [Электронный ресурс]. URL: nncsm.ru/content/view/315/95/ (дата обращения: 7.03.2015).

Экономика: Fitch изменило прогнозы по рейтингам российских банков // Новостное интернет-издание РБК [Электронный ресурс]. URL: top.rbc.ru/economics/25/03/2014/ 913217.shtml (дата обращения: 10.03.2015).

URL: kremlin.ru/news/18162 (дата обращения: 7.03.2015).


Чернышова О.Н. к.э.н., доцент кафедры «Финансы и банковское дело» ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Шестакова Ю.В. Студентка 4-го курса профиля "Финансы и кредит " ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ