СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Система здравоохранения республики беларусь: состояние и перспективы развития


СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики Республики Беларусь является хорошо функционирующая современная система здравоохранения. Регулированию данной сфере уделяется особое внимание, так как здоровье граждан - залог успешного развития государства в долгосрочном периоде.Под здравоохранением понимают комплекс медицинских мер, направленных на профилактику заболеваний, оказание медицинской помощи и поддержку общественной гигиены и санитарии.Это важнейшая составляющая социальной сферы, максимально приближенная к людям и несущая основную ответственность за сохранение жизни и здоровья граждан, профилактику и снижение заболеваемости населения.

В Республике Беларусь в последние годы имеет место положительная динамика основных показателей деятельности организаций здравоохранения - отмечен рост рождаемости (коэффициент рождаемости вырос с 11,4% в 2010 г., до 12,5% в начале 2015 г.), снижение общей смертности (с 14,4% в 2010 г. до 12,8% в начале 2015 г.) и другие положительные тенденции. Приняты меры по усилению профилактической направленности в работе отрасли и расширению диспансеризации населения. В соответствии с комплексом государственных программ продолжалась работа по реконструкции, ремонту, переоснащению операционных залов и реанимационных мест, перинатальных центров, республиканских научно-практических центров, учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности.

Вложенные в здравоохранение за годы суверенитета Республики Беларусь значительные государственные ресурсы, пристальное внимание правительства к проблемам здравоохранения, позволило стране по многим показателям качества оказания медпомощи, индикаторам здоровья населения не только выйти на лидирующие позиции среди стран СНГ, но и обеспечить по отдельным из них среднеевропейский уровень, подтвержденный экспертными заключениями Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ).

ВОЗ констатировала достижение здравоохранением Республики Беларусь«Целей развития тысячелетия». Так, по показателю детской смертности Республика Беларусь лучшая в СНГ; лидирует в СНГ по темпам снижения распространенности ВИЧ/ СПИДа и охвата антиретровирусной терапией; по темпу снижения заболеваемости туберкулезом опережает Финляндию, Швейцарию, Австрию, Норвегию.Республика Беларусь занимает высокую позицию по доступу населения к медицинским услугам. По уровню доступа к услугам по охране репродуктивного здоровья мы соответствуем уровню Франции, Финляндии, Люксембурга и входим в список 50 лучших стран мира по ведению беременности, организации родов с привлечением квалифицированного медперсонала [4].

Главной целью развития здравоохранения является охрана здоровья человека, которая включает в себя совокупность различных по содержанию и направлениям применения мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, обеспечивающих каждому человеку:

сохранение и укрепление его физического и психического здоровья;

поддержание его долголетней и активной жизни;

предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Охрана здоровья граждан - важнейшая задача государства, которое гарантирует ее каждому человеку в соответствии с внутренним законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.

Охрана здоровья граждан в нашей стране базируется на принципах, закрепленных Конституцией Республики Беларусь,Законах Республики Беларусь «О здравоохранении», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которыми каждый гражданин Республики Беларусь имеет право:

на бесплатное медицинское обслуживание, лечение в рамках целевых программ и социально значимых заболеваний;

приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

доступность медико-санитарной помощи;

соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья;

социальную защищенность в случае утраты здоровья;

ответственность органов государственной власти, предприятий и организаций за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь, стратегической целью развития системы здравоохранения выступает увеличение продолжительности здоровой жизни населения.

В качестве основных критериев эффективности и качества развития системы здравоохранения выступают:

увеличение продолжительности жизни населения, скорректированной с учетом нарушений здоровья (DALE) до 69 лет к 2030 г. (против 62лет в 2015г.);

снижение уровня заболеваемости на 10% и тяжести первичной инвалидности населения до 60% к 2030 г.

На первом этапе (2016-2020 гг.) развитие системы здравоохранения будет нацелено на укрепление здоровья граждан и улучшение качества оказываемых услуг, достижение к 2020 году устойчивого снижения преждевременной смертности по четырем основным группам неинфекционных заболеваний (сердечнососудистых, онкологических, сахарного диабета, болезней дыхательной системы) за счет создания единой профилактической среды и развития межведомственного взаимодействия (табл. 1).

Таблица 1

Планируемые показатели здравоохранения в Республи-

ке Бела
Русь
Показатели здравоохранения
2015
2020
2025
2030
Продолжительность жизни, скорректированная с учетом нарушений здоровья, лет
62,0
64,3
66,0
69,0
Охват антиретровирусной терапией людей, живущих с ВИЧ, и больных туберкулезом, % от общего числа заболевших
90
98
99
99
Доля врачей, занятых в первичном звене, % от числа врачей
10
30
30
30
Уровень потребления алкоголя, литров абс. алк. на чел. в год
11,6
8,9
7
6,3

Примечание - собственная разработка на основе [2].

Основными направлениями деятельности в этот период станут:

развитие целостной системы управления качеством медицинской помощи на основе стандартизации, использования доказательных технологий, разработки системы показателей качества и методики их оценки;

оснащение учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием и новыми лекарственными препаратами, внедрение в практику здравоохранения современных медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации;

повышение структурной эффективности системы организации медицинской помощи за счет приоритетности развития амбулаторного звена и пересмотра механизма финансирования системы здравоохранения;

реформирование первичного уровня здравоохранения путем стопроцентного перехода участковой терапевтической службы к общеврачебной практике;

обеспечение приоритетности охраны здоровья матери и ребенка как фундаментальной основы здоровья нации на базе создания современных региональных перинатальных центров; снижение детской инвалидности;

сокращение уровня смертности от внешних причин на основе усиления охраны труда и разработки комплекса мер по профилактике дорожно-транспортных происшествий и др.;

достижение всеобщего доступа к комплексной профилактической, диагностической, лечебной помощи и уходу для пациентов с наиболее опасными инфекционными заболеваниями (ВИЧ, туберкулез, вирусный гепатит, ИППП);

профилактика ВИЧ, наркомании, курения и алкоголизма у населения, кризисных состояний у подростков и молодежи, укрепление психического здоровья и профилактика суицидального поведения путем усиления профилактической направленности системы здравоохранения, в том числе проведение активной информационной компании о здоровом образе жизни;

расширение источников финансирования здравоохранения, включая систему добровольного медицинского страхования, а также выработка материальных методов стимулирования населения в укреплении своего здоровья.

Основной целью в период 2021-2030 гг. является создание государственного механизма стимулирования здорового образа жизни как необходимости (введение «моды на здоровье» среди населения). Предстоит выработать единую концепцию здорового образа жизни населения, направленную на формирование нравственной личной ответственности человека за сохранение своего здоровья и членов его семьи. Акцент будет сделан на создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья населения в процессе его жизнедеятельности (охрана и условия труда, качество окружающей среды, развитие физической культуры и спорта и др.).

Меры и механизмы реализации поставленной цели:

формирование конкурентной модели деятельности учреждений здравоохранения всех форм собственности и развитого рынка медицинских услуг путем обеспечения равного доступа всех учреждений к бюджетному финансированию, наделения полной ответственностью и самостоятельностью государственных учреждений;

увеличение объемов высокотехнологичных видов медицинской помощи и их доступности, особенно на районном уровне, в том числе путем создания высокотехнологичных межрайонных медицинских центров, формирования эффективной системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных медицинских кадров;

развитие телемедицины, дистанционной формы мониторинга здоровья за счет ускоренной информатизации системы здравоохранения, развития ее материально-технической базы.

Для успешного выполнения планов достижения демографической безопасности система здравоохранения Республики Беларусь должна быть эффективной и постоянно модернизируемой. Исследования свидетельствуют, что в основе решения проблемы повышения эффективности функционирования системы здравоохранения лежат выявление и решение ряда организационных проблем. В группе организационных проблем здравоохранения необходимо выделить первоочередное развитие амбулаторно-поликлинического звена, укомплектованность кадрами, рациональное использование коечного фонда при акценте на развитие стационарзамещающих технологий, профилактики и предупреждения заболеваний.

Концепция развития здравоохранения нашего общества отразила современный взгляд на процессы реформирования здравоохранения и общемировую тенденцию по его оптимизации - это развитие зоны первого контакта с медициной - первичной

медико-санитарной помощи - и ее максимальное приближение к населению.

Перед здравоохранением республики стоят серьезные задачи по оптимизации оказания медпомощи, управления отраслью.

Основное внимание должно быть направлено на:

избыточность объемов медпомощи (числа госпитализаций, выездов СМП, посещений);

нерациональное использование больничной сети, коечного фонда;

повышение объема и качества медико-социальных услуг;

укомплектование должностей медработников и повышение качества подготовки медицинских кадров;

повышение зарплаты медработников и обеспечение экономического стимулирования труда работников здравоохранения;

совершенствование нормативной правовой базы.

Эффективность использования имеющихся ресурсов будет

достигаться путем:

реализации режима жесткой экономии и бережливости при исполнении бюджетов, осуществлении инвестиционной деятельности и реализации государственных программ;

концентрации ресурсов на объектах с высокой степенью готовности и максимальной эффективностью;

безотлагательного решения вопроса использования (сдачи в аренду, передачи в другую собственность на уровне района (города) и т.п.) пустующих площадей в организациях здравоохранения;

принятия мер по дальнейшему развитию и популяризации среди населения добровольного медицинского страхования;

приобретения лекарственных средств и медицинских изделий в соответствии с республиканскими формулярами с проведением централизованных закупок, с учетом архива цен [3]. Осуществление закупки лекарственных средств и медицинских изделий вне формулярных перечней за счет иных источников финансирования, в том числе ДМС;

внедрения современных систем управления, неукоснительного соблюдения трудовой дисциплины, оптимизации численности, повышения качества и снижения себестоимости медицинских услуг;

повышения спроса с руководителей органов управления и организаций системы Минздрава за результаты финансовохозяйственной деятельности, не допускать лояльности и терпимости при выявлении фактов бесхозяйственности;

направления сэкономленных средств на повышение заработной платы медицинских работников.

Законодательством страны предусмотрены социальные обязательства государства по видам, структуре, объемам и условиям предоставления бесплатной медпомощи в рамках территориальных программ госгарантий. Необходимо планировать лишь тот объем, который будет предоставлен гражданам за счет бюджета. Все, что сверх данного гарантированного объема, - за деньги па

циента.

Таблица 2

Сравнительные данные о населении и системе здраво-

Страна
Чис
ленность
насе
ления,
млн.
чел
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет
Затраты на здра- воохра- нение в % к ВВП
Затраты на здра- воохра- нение от общих затрат государства, %
Об
щие
рас
ходы
в
сред
нем
на
душу насе- ле- ния, $ США
Крите
рий
группи
ровки
1
2
3
4
5
6
7
Азер
байджан
9,4
74,2
5,6
3,5
436
Числен
ность
населе
ния
Бела
РУсь
9,5
72,6
6,1
13,5
463
Венгрия
9,9
75,35
8
10,2
1056
Швеция
9,6
81,75
9,7
15
5680
Россия
143,5
70,7
6,5
8,4
957
Страны-
Украина
55,5
71,25
7,8
12,2
313
соседи
Латвия
2
74,1
5,7
9,8
874
Литва
3
74,3
6,2
12,1
966
Польша
38,5
76,95
6,7
11,1
895
Герма
ния
80,7
81,1
11,3
19,4
5006
Страны с высоким
уровнем системы здраво- охранения, а также страны, в кото- рыхбыли проведены реформы системы здраво- охранения
Грузия
4,5
74,15
9,4
6,7
350
Канада
35,2
81,45
10,9
18,5
5718
Норве
гия
5,1
81,5
9,6
18,3
9715
Велико
британия
64,1
81
9,1
16,2
3598
США
316,1
78,9
17,1
20,7
9146
Финлян
дия
5,4
80,9
9,4
12,1
4449
Швейца
рия
8,1
82,8
11,5
22,1
9276
Япония
127,3
83,4
10,3
20
3966

Примечание - собственная разработка на основе [1] и

:4].

Исходя из представленных ниже данных в таблице 2 можно сделать вывод, что Беларусь по сравнению со странами, близкими по численности населения, имеет самый низкий показатель продолжительности жизни при рождении, затраты на здравоохранение в процентах от ВВП превышают лишь показатель Азербайджана, реальные затраты в среднем на одного человека также довольно низкие.

Аналогичная ситуация наблюдается и в сравнении со странами, которые имеют развитую систему здравоохранения или в которых были проведены реформы данной сфере в недавнем прошлом.

Лишь в сравнении со странам-соседями (и только с теми, которые не являются членами Европейского Союза) Беларусь имеет показатель продолжительности жизни выше, но при этом уступает в затратах на здравоохранение как в процентном выражении к ВВП, так и реальных в сопоставимых ценах.

Таким образом, проведя анализ направлений развития системы здравоохранения можно сделать вывод, что настало время для проведения реформы системы здравоохранения в Республике Беларусь. Данная реформа, в первую очередь, должна быть направлена на решение проблемы недостаточного финансирования сферы здравоохранения, на построение новых принципов оказания качественной медицинской помощи, на улучшение существующих стандартов диагностических и профилактических мероприятий. Кроме того постепенно должны решаться вопросы организационного характера. Параллельно с этим, частные медицинские учреждения должны получать большую экономическую свободу, что создаст реальную конкуренцию государственным учреждениям здравоохранения и благосклонно скажется на качестве предоставляемых услуг населению. Необходимо отметить, что либерализация данной сферы невозможна без привлечения больших инвестиционных средств. Такие средства можно аккумулировать в государственных и частных страховых организациях, поэтому следует развивать и данное направление финансового сектора экономики.

Список использованных источников:

Национальный статистический комитет Республики Бела

русь / Официальная статистика / Социальная сфера / Здравоохранение - Минск, 2016. - [Электронный ресурс] //

www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya- sfera/zdravoohranenie_2.

Национальная стратегия устойчивого социальноэкономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. / Министерство экономики Республики Беларусь / ГУ НИЭМ. - Минск, 2014. С. 37-39.

Жарко В.И. Об итогах работы органов и организаций здравоохранения Республики Беларусь в 2013 г. и основных направлениях деятельности на 2014 г. (доклад на итоговой коллегии Министерства здравоохранения Республики Беларусь 29 января 2014) // Вопросы организация и информатизация здравоохранения. 2014. №1.

Global Health Observatory Data Repository // Всемирная организация здравоохранения - [Электронный ресурс] // apps.who.int/gho/data/?theme=home.


Ходас А.К., к.э.н., доцент, доцент кафедры экономической политики, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь Гринцевич П. С., студент 5 курса факультета международных экономических отношений, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ