СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Причины и тенденции бедности в россии


ПРИЧИНЫ И ТЕНДЕНЦИИ БЕДНОСТИ В РОССИИ

В настоящее, довольно сложное для российской экономики время, причин бедности довольно много. Так, например, А.А. Разумов к причинам современной бедности в России относит низкую конкурентоспособность или вообще неконкурентоспособность ряда отраслей и производств; слабую адаптацию некоторых отраслей к мировым экономическим процессам; низкую производительность труда и слабую его организацию; довольно большое количество рабочих мест с низкой заработной платой, отсутствие рабочих мест [1].

Согласно данным Росстата в последние годы отмечается снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и абсолютной бедности. Исключением являются 2008 г. и 2011 г., когда отмечался их рост (табл. 1).

Следует отметить, что многие российские эксперты отмечают тот факт, что показатель абсолютной бедности не отражает экономическую действительность страны, потому что находится в определенной зависимости от прожиточного минимума. На начало 2016 г. прожиточный минимум составил 9452 руб. в месяц. Но его величины недостаточно для того, чтобы поддерживать на достаточно высоком уровне потребительский спрос. Благодаря занижению минимальных стандартов потребностей, динамика сокращения абсолютной бедности положительна. В случае повышения минимальных стандартов будет увеличиваться и абсолютная бедность [2].

Таблица 1

Численность населения с денежными доходами ниже ве

личины прожиточного минимума, дефицит денежного дохода и абсолютная бедность в России в 2000-2014 гг. [3]

Год
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:
Дефицит денежного дохода:
Абсолютная бедность, %
млн.
человек
в % от общей числ. населения
млрд.
руб.
в % от общего объема ден. доходов населения
2000
42,3
29,0
199,2
5,0
29
2001
40,0
27,5
238,6
4,5
2002
35,6
24,6
250,5
3,7
24,6
2003
29,3
20,3
235,3
2,6
2004
25,2
17,6
225,7
2,1
17,6
2005
25,4
17,8
288,7
2,1
17,7
2006
21,6
15,2
277,1
1,6
15,2
2007
18,8
13,3
272,1
1,3
13,3
2008
19,0
13,4
326,7
1,3
13,4
2009
18,4
13,0
354,8
1,2
13,2
2010
17,7
12,5
375,0
1,2
12,6
2011
17,9
12,7
424,1
1,2
12,8
2012
15,4
10,7
370,5
0,9
10,7
2013
15,5
10,8
417,9
0,9
11
2014
16,12)
11,22)
478,72)
1,02)
11,2

Более адекватным является показатель относительной бедности, который определяет положение семьи или человека в сравнении со средним доходом по стране. Согласно этому показателю, бедность в России имеет тенденции к увеличению даже в период экономического роста. Так, к началу 2000 г. она была равна порядка 18%, а уже к началу 2010 г. - 31% и продолжает увеличиваться сейчас.

Следует отметить, что в России перераспределительный механизм практически не оказывает влияния на распределение доходов. В результате чего появляется высокая дифференциация по заработным платам внутри предприятия, отрасли, между регионами. Различия в оплате труда не всегда связаны с результатом и условиями труда. В ряде случаев доходы работников не достигают прожиточного минимума.

В настоящее время в стране существует следующая взаимосвязь: с ростом валового регионального продукта (ВРП) на душу населения увеличивается бедность. Так, по расчетам российского экономиста Ю.А. Шевякова разница между абсолютной и относительной бедностью будет в 3-4 раза [5].

Очень часто к категории работающих людей, не достигающих прожиточного минимума, относятся люди с высшим образованием, работники бюджетной сферы. Нет гарантии со стороны государства в обеспечении прожиточного минимума пенсионерам и семьям с детьми. Лишь в некоторых регионах на 2016 г. был принят законопроект о прожиточном минимуме пенсионеров. Минимум был заложен на более высоком уровне, чем в предыдущие годы. Также рассматривались меры социальной поддержки школьников из многодетных и малообеспеченных семей, т.к. некоторым детям в школе уже исполняется 18 лет, после чего они перестают получать пособия. Предлагается продолжать выплату этих пособий до окончания обучения в школе. Но этих мер оказывается недостаточно [2].

Для того, чтобы охарактеризовать бедность, помимо ее размера важен ещё и профиль, показывающий группы населения, отличающиеся повышенным риском и глубиной бедности.

На рисунке 1 отражаются категории населения, входящие в состав бедных.

Категорию семей с детьми отличает максимальный риск бедности (примерно в 2 раза выше всероссийского уровня). Риск бедности растет с увеличением числа детей в домохозяйстве. Жители сельской местности примерно в 2 раза чаще оказываются в числе бедных.

Высокие риски для жителей сельской местности обусловлены ситуацией, сложившейся на рынке труда, т.к. именно в таких поселениях отмечается более высокий уровень общей безработицы и низкий уровень оплаты труда. Если рассматривать отраслевой разрез, то в сельском хозяйстве самая низкая средняя заработная плата в целом по экономике. Доступ к земле - один из основных адаптационных ресурсов сельских жителей. Он позволяет активизировать работу в личном подсобном хозяйстве. Но доходы, получаемые от продажи продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве, не могут в полной мере компенсировать дефицит денежных доходов. Важным материальным источником для сельских жителей, оказавшиеся за чертой бедности, является натуральное поступление продуктов питания. Но и личные подсобные хозяйства не спасают людей от бедности, т.к. они чаще всего являются малопродуктивными и низкотоварными. Немного семей использует личное подсобное хозяйство

в качестве источника получения дохода, а только те, кто имеет доступ к производственным ресурсам и возможности сбыта. Так, например, фактически заработать на личном подсобном хозяйстве могут семьи работников сельскохозяйственных организаций, проживающие неподалеку от городов или оживленных дорог [4].

Чтобы сократить бедность и дифференциацию доходов, необходимо провести комплексную социально-экономическую политику, направленную на стимулирование экономического роста. Также необходимо обеспечить приемлемый уровень прожиточного минимума, включающего не только товары первой необходимости и продукты питания, но и обеспечение доступа к определенному уровню образования, медицинской помощи, культурных благ; повысить минимальную оплату труда до уровня прожиточного минимума; предоставить адресную материальную помощь и различные социальные льготы группам населения с низким доходом; повысить финансовую устойчивость и эффективность пенсионной системы и социального страхования; провести реформы в системе социальных выплат.

Список использованных источников:

Разумов А.А. Обоснование и разработка «Национального плана борьбы с бедностью в Российской Федерации на период 2010-2012 гг. // Вестник научно-исследовательского института труда и социального страхования. 2010. №1 (2).

Кирьянова В.С. Проблема бедности в России и пути ее преодоления // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 4. [Электронный ресурс] // web.snauka.ru /issues/2013/04/23422

URL: //www.gks.ru

Беглова Е.И. Дифференциация бедности в региональном разрезе // Региональная экономика и управление (Электронный научный журнал). 2005. №4 (4) / [Электронный ресурс] region.mcnip.ru

Шевяков Ю.А. Социальная политика и реформирование распределительных отношений // Вестник Российской Академии наук. 2007. Т. 77. №3. - С. 195-210.


Нюхня И.В. соискатель кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ