СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Импортозамещение продовольственных продуктов в российской федерации


ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ПРОДУКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Для нашей страны 2014 г. являлся периодом крупных перемен, включающий ряд значимых событий. В первую очередь к данным мероприятиям относится присоединение Крыма к Российской Федерации, состоявшееся 18 марта 2014 г., данная дата является знаменательной и исторической для нашей страны. Немало важным исходом данного события считается ответная реакция России на антироссийские санкции зарубежных стран - введение правительством Российской Федерации продовольственного эмбарго для стран - агрессоров. В этой связи не случаен интерес к использованию механизма импортозамещения, потребность в котором объективно мотивирована складывающимися неблагоприятными внешними условиями для отечественной экономики. Ведь нарастающие геополитические риски стали вполне реальной угрозой для дальнейшего ее развития, усиливая действие ранее возникшего тренда к экономической стагнации. Запрет на ввоз зарубежной продукции может отразиться по-разному как на экономическую сферу, так и на политическую. Проблема данной ситуации заключается в том, что, неизвестно в какой мере изменятся цены на продукцию отечественных производителей и как это отразиться на покупательской способности потребителей.

Российское продовольственное эмбарго представляет собой запрет ввоза в Россию определенных видов продукции из всех 28 стран Евросоюза, США, Канады, Австралии, Королевства Норвегии сроком на один год.

В список «запрещенных ввозить сельскохозяйственных продукций, сырья и продовольствия» вошли:

мясо КРС, свежее и охлажденное;

мясо КРС, замороженное;

свинина свежая, охлажденная или замороженная;

овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды;

мясо и пищевые субпродукты домашней птицы: свежие, охлажденные или замороженные;

мясо соленное, в рассоле, сушенное или копченое;

живая рыба (исключение форель и мальки лосося атлантического);

рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные;

молоко и молочная продукция;

фрукты и орехи;

колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе;

пищевые или готовые продукты [1].

Агропромышленный комплекс России значительно отстает по результативности от развитых стран. Представляется, что навязанные ВТО условия были призваны заморозить это отставание и сделать нашу страну зависимой от импорта продовольствия. В результате столкновения геополитических интересов, Правительством РФ было принято решение ввести запрет в течение года на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия странам, которые ввели санкции против нее, что стало для них неожиданным.

Страны-участницы ВТО, применяя санкции против нашей страны, сами грубейшим образом нарушили правила этой организации, исказили условия внешней торговли, поставили в сложное положение собственных товаропроизводителей. В свою очередь, Россия продемонстрировала, что ее АПК, даже имея значительные проблемы, способен обеспечить продовольственную безопасность страны [5].

По официальным данным импорт основных продовольственных товаров в 2014 г. превысил 43 млрд. долл. США. Это 1285 тыс. т. мяса, 523 тыс.т. мяса птицы, 775 тыс. т. рыбы, 214 тыс. т. молока и сгущенных сливок, 135 тыс. т. масла сливочного и прочих молочных жиров, 1302 тыс. т. злаков, 447 тыс. т. картофеля, 853 тыс. т. томатов, 1348 тыс. т. яблок и т.д. Официальные данные не учитывают теневые объемы фиктивного импорта, на долю которых, по данным Изборского клуба, приходится едва ли не половина нашего продовольственного импорта, а это значит, что импорт превышает 50 млрд. долл. США. Для того, чтобы сократить импорт хотя бы на 50%, то есть на 25 млрд. долл. США, соответственно необходимо увеличить собственное производство продовольствия: мяса всех видов на 1200 тыс. т., молока и молочных продуктов - на 1500 тыс.т., картофеля - на 250 тыс. т., томатов - на 600 тыс. т., яблок - на 900 тыс. т. и т.д.

Министерство сельского хозяйства разработало критерии отнесения территорий к неблагоприятным для ведения сельского хозяйства. В соответствии с ними из 85 регионов неблагоприятными признаны 41. Сельское хозяйство в РФ работает в более сложных условиях, чем западные фермеры. Отрасль нуждается в господдержке аналогичной с западными странами. Европейские фермеры получают кредиты под 1%, наши - под 18%, поддержка в расчете на гектар посевной площади там от 300 до 1000 и более евро, у нас в десятки раз меньше. Следует изменить систему управления отраслью, существенно повысить роль государственного регулирования, изменить законодательную базу. Нужно разработать и принять продовольственную программу, где бы были расписаны меры по импортозамещению каждого конкретного продукта [4].

Таким образом, импорт из стран, наложивших на Россию санкции, скорее всего, будет замещаться не за счет наращивания собственного производства, а за счет импорта из стран, неприсоединившихся к санкциям. Это ведет к росту цен на импортную продукцию. Привезти продукцию из соседних стран значительно дешевле. Новые экспортеры пока не имеют достаточного количества продовольствия, чтобы заполнить нишу из стран, наложивших санкции. Для этого нужно нарастить мощности по дополнительному производству, а главное - иметь гарантии, что их продукция будет востребована в России [3].

На сегодняшний день важной задачей для РФ является увеличение отечественной сельскохозяйственной продукции наряду со снижением зависимости от импорта. Для решения данной задачи, правительство готово потратить 636 млрд. руб. на импортозамещение. Данные средства будут выделены на 2015-2020 гг., в том числе 86 млрд. руб. на 2015 г. По словам премьер-министра, сельское хозяйство остается одним из приоритетов для правительства, его работу оценивает не только государство, но и покупатели, которые все чаще выбирают отечественные продукты. «Сейчас у наших производителей есть шанс расширить свое присутствие на продовольственном рынке», - отметил Д. Медведев [2].

Подводя итог, можно сказать, что в связи с наложением эмбарго на продукцию западных стран, будут, несомненно, расти цены на продукты питания, и спрос в будущем будет иметь хаотичный характер, это лишь временная перестройка нашей страны на новый экономический уровень. Введение Россией продовольственного эмбарго носит в себе и положительную сторону, данная ситуация во-первых, позволит ограничить нашу страну от импортного продовольствия, во вторых, способствует российских потребителей к доверию отечественным производителям.

Список использованных источников:

О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс] // «Правительство России». URL: ips.pravo.gov.ru.

В России водятся меры по импортозамещению сельскохозяйственных продуктов. [Электронный ресурс] // «Актуальные комментарии». URL: actualcomment.ru.

Крутико В. Взаимосвязь производственной альтернативной деятельности на селе в условиях импортозамещения // АПК: экономика, управление. 2014. - № 12. - С. 69-74.

Милосердов В. Санкции, эмбарго продовольствия, импортозамещение // Экономика сельского хозяйства России. 2014. - № 11. - С. 13-20.

Рязанов В. Импортозамещение и новая индустриализация России, или как преодолеть стагнацию // Экономист. 2014. - № 11. - С. 3-19.


Мстоян С.К. магистрант Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ