СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Значение человеческого капитала для экономического роста


ЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Аннотация. В статье приведены некоторые теории «человеческого капитала». Рассмотрены место и роль системы образования в достижении устойчивого экономического роста. Проанализированы проблемы, имеющиеся на сегодняшний день в системе высшего профессионального образования.

Зачастую под «человеческим капиталом» понимается совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые этот термин ввел в научный оборот Т. Шульц, который обосновал значение человеческого капитала как производительного фактора. Экономический подход к человеческому поведению был обоснован Г. Беккером, он же развил теорию об эффективности вложений в человеческий капитал. Современное же понятие человеческого капитала можно считать близким определению, данному С. Фишером, который определял человеческий капитал как меру, воплощенную в человеке способности приносить доход. По его мнению, человеческий капитал включает в себя врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию [7]. Э. Денисон в своей классификации факторов экономического роста, на первое место выдвигал качество рабочей силы. Среди современных российских экономистов исследовавших человеческий капитал и оценивающих его влияние на экономические процессы, можно выделить А. Баранова, В. Гимпельсона, Т. Горбачеву, Е. Гвоздеву, А. Добрынина, С. Дятлова, А. Лукьянову, В. Марцинкевич. Среди ученых Кыргызстана, занимающихся научными исследованиями в данной области исследований, следует выделить работы Н.Х. Кумско- вой, Е.П. Черновой, Г.В. Кумскова.

С другой стороны, устойчивый экономический рост может стать ключевым фактором сокращения бедности в долгосрочной перспективе, а слишком большое неравенство в доходах способно затормозить экономический рост, отмечают эксперты Международного Валютного Фонда Э. Дж. Берг и Дж. Остри в исследовании «Неравенство и неустойчивый рост: две стороны одной медали». Известно, что 85% современного населения земли - это бедные (60%) и развивающиеся (25%) страны [2]. В Кыргызстане доля бедного населения по итогам 2014 г. составила 30,4 % [4]. Для значительного сокращения бедности необходим быстрый рост в течение длительного периода времени. Вызвать рост намного проще, чем поддерживать его в долгосрочном периоде. Даже беднейшие страны способны время от времени стимулировать подъем своих экономик. Однако в отличие от развитых государств, этот повышательный тренд в бедных странах оказывается недолгим. Так, страны Латинской Америки и Африки, по мнению Берга и Остри, не страдают от недостатка периодов роста (в середине 90-х многие государства южнее Сахары пережили экономический подъем). Но если в развитых экономиках и в экономиках Азии периоды роста длятся десять и более лет, то в Латинской Америке и Африке эти периоды зачастую заметно короче. Еще дно наблюдение: Африка растет интенсивнее, но периоды роста здесь заканчиваются глубокой депрессией. Тогда как в развитых странах и в Азии выход из периода роста происходит без серьезных негативных последствий [1].

Рост наиболее устойчив в странах, чьи экономики ориентированы на внешний рынок, где есть приток прямых иностранных инвестиций, незначительный внешний долг или бюджетный дефицит и стабильная макроэкономическая ситуация.

Эксперты отмечают, что существует большая, статистически значимая взаимосвязь между неравенством и продолжительностью роста. Уменьшение неравенства на 10 процентилей (показатель, который ряд стран испытывают в периоды роста, означает меру, в которой процентное значение общих значений равно этой мере или меньше ее) повышает ожидаемую продолжительность роста на 50%. Экономический рост и политика по сокращению неравенства, вероятно, усиливают друг друга и помогают создать основу для устойчивого роста.

Важный момент - активная политика на рынке труда, направленная на создание и сохранение рабочих мест, поскольку рост безработицы связан с ухудшением распределения доходов. Эффективные инвестиции в образование могут содействовать устойчивому росту и равенству.

Без образованных людей невозможно создать современную инфраструктуру, эффективный государственный аппарат, обеспечить благоприятный бизнес-климат. В связи с этим на современном этапе представляется особенно важным смещение акцентов в системе образования. Необходимо обратить внимание на повышение конкурентоспособности образования, в целях развития человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан, обеспечения устойчивого роста экономики путем обеспечения доступности качественного образования граждан. Для этого, а также в целях подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров и развития инновационной деятельности вузов, представляется важным проведение совместных исследований в целях создания конкурентоспособных продуктов интеллектуальной собственности с последующим обеспечением защиты прав интеллектуальной собственности. Нужно разработать меры экономического стимулирования частного сектора по их вовлечению в научную и инновационную деятельность. По мнению П. Сорокина, в современном обществе институты образования представляют собой один из наиболее важных каналов вертикальной циркуляции, причем это проявляется в самых разнообразных формах. Не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь какого-либо заметного положения среди высоких правительственных рангов и во многих других областях, и наоборот, выпускник с отличным университетским дипломом легко продвигается и занимает ответственные правительственные посты вне зависимости от его происхождения и его семьи [5]. Многие социальные сферы и ряд профессий практически закрыты для человека без соответствующего диплома. Труд выпускников высших учебных заведений оплачивается выше. Этим и объясняется происходящий в наше время большой наплыв студентов в университеты и колледжи. Однако сегодня роль канала, которую исполняют современные институты, становится все более значимой, ведь, по сути, они взяли на себя функции, ранее выполняемые церковью, семьей и некоторыми другими институтами. Например, в некоторых регионах Кыргызстана, учеба в вузе - это способ «занять делом» безработную молодежь. Все возрастающая социальная значимость институтов образования открывает для них возможность либо приносить большую общественную пользу - в случае хорошей организации, либо, в противном случае, огромный вред.

Однако на сегодняшний день в Кыргызской Республике существует ряд проблем в системе образования, особенно высшего профессионального. Разросшаяся без учета потребностей экономики система высшего профессионального образования, в основном, в сторону увеличения набора на гуманитарные и экономические специальности, где не требуется создания материальнотехнической базы, уже создает дефицит в квалифицированных инженерно-технических кадрах. Погоня за массовостью привела к снижению качества образования, девальвации дипломов, оттоку потенциальных кадров из системы профессионально-технического образования. Почти каждый вуз выпускает экономистов и менеджеров, однако, отсутствует приток профессиональных управленцев среднего и высшего звена «новой формации» во всех сферах деятельности, включая государственное управление.

По данным Национального Статистического Комитета КР, в 2013-2014 учебном году выпустились 1136 дипломированных специалистов естественнонаучных направлений, что составляет только около 10% от числа выпускников гуманитарных направлений.

Рис. 1. Распределение численности выпускников вузов по группам специальностей [3]

Структура обучающихся по профилю получаемых специальностей свидетельствует о том, что среди молодежи нашей страны наиболее популярны такие профессии как юрист, переводчик с иностранного языка, бизнесмен, программист, экономист, врач. Однако наблюдается и положительная динамика в сторону увеличения среди молодых людей выбирающих естественнонаучные направления. За последние несколько лет численность абитуриентов поступивших на данные специальности выросла в 1,3 раза.

Рост числа выпускников-специалистов естественнонаучных специальностей благоприятно скажется на повышении уровня экономического роста. Потому как, согласно данным Министерства труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики, только около 26 % выпускников с высшим образованием административно-гуманитарного направления устраиваются на работу по специальности, в то время как 78 % выпускников высших учебных заведений находят себя в профессионально-технических специальностях.

А такой дисбаланс в свою очередь, не может не сказываться отрицательно на развитии экономики страны. Особенно в период, когда страна, приняв во внимание все объективные причины, взяла курс на устойчивое развитие.

В «Программе по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 гг.» [6] главная цель системы образования определена как в обеспечение за счет эффективного использования внутренних и внешних ресурсов развития личностной и профессиональной компетентности человека и обеспечения государства и общества кадрами, необходимыми для устойчивого развития страны. И за последние несколько лет здесь для нашей страны наметились положительные тенденции.

Во-первых, Кыргызстан уже является частью общемирового процесса выполнения Стратегии ЕЭК ООН по ОУР и Глобальной Декады ООН по образованию для устойчивого развития.

Во-вторых, на Конференции ООН по устойчивому развитию РИО+20 «Будущее, которое мы хотим», которая состоялась 20-22 июня 2012 г. в Рио-де-Жанейро, Кыргызстан выразил свою активную позицию в реализации концепции Устойчивого развития в качестве основополагающего подхода для стратегии развития страны. Было отмечено что, особая роль в условиях развития рыночной экономики и усиления ее воздействия на природу Кыргызстана, должна быть отведена образованию. По мнению экологических НПО, образование - это не сфера социальных затрат и расходов, а сфера инвестиционных вложений.

И для этого необходимо работать над реализацией следующих шагов:

разработать и принять Национальную стратегию по образованию для Устойчивого Развития и систему индикаторов для оценки прогресса по ее выполнению (ОУР);

поддерживать разработку и распространение учебнометодических средств и пособий по ОУР;

провести экспертизу состояния школьных действующих предметных стандартов и куррикулумов на предмет реализации механизмов устойчивого развития, энергоэффективности и безопасности жизнедеятельности;

продвигать программы и проекты, позволяющие сделать сами учебные здания экологичнее, с тем, чтобы они служили наглядной демонстрацией преимуществ устойчивого образа жизни;

разработать комплексную стратегию повышения информированности общественности о путях реализации идей устойчивого развития, зеленой экономики для повышения качества жизни населения и сохранения естественных экосистем страны. Наладить регулярное освещение данных вопросов в средствах массовой информации;

разработать и ввести стандарты в образовании для устойчивого развития как один из компонентов системы оценки и контроля образования в Кыргызстане;

поддержка разработки специальных образовательноинформационных материалов по возобновляемым источникам энергии и энергоэффективности для местных сообществ;

укреплять национальные сети и способствовать включению Кыргызстана в программы и проекты ОУР на глобальном уровне.

Устойчивый экономический рост возможен лишь при условии взаимодействие традиционных и новых факторов производства. Новые факторы, такие как наука, знания и информация обуславливают использование традиционных факторов. Устойчивый рост возникает благодаря свободному и сбалансированному накоплению активов, при государственной поддержке образования, здравоохранения и природных ресурсов.

Список использованных источников:

Программа по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 гг. от 30 апреля 2013 г. № 218. Бишкек.

Berg A., Ostry J.D., Zettelmeyer J. What Makes Growth Sustained? // IMF Working Paper 08/59, Washington, D.C.: International Monetary Fund. 2008.

Berg A., Ostry J.D. Inequality and Unsustainable Growth: Two Sides of the Same Coin?// International Monetary Fund. 2008.

Образование и наука в Кыргызской Республике 20092013 // Статистический сборник. Бишкек. 2014 [Электронный ресурс] // www.stat.kg/media/publicationarchive/e92fa220- 6092-4b80-ab66-9941553f73e3.pdf

Официальный сайт ИА «24.kg». URL: http ://24. kg/ekonomika/15879/

Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность. - М., 1992. С. 302-373.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономическая теория. - М., Юнити, 2002.


Маслова Л.И. преподаватель программы «Экономика», докторант программы PhD Бишкекская финансово-экономическая академия, Кыргызстан





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ