СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Расходы федерального бюджета на здравоохранение в 2014-2016 гг


РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В 2014-2016 ГГ.

Состояние здоровья населения - чрезвычайно важный индикатор социально - экономического развития страны в целом. В России в последние десятилетия можно увидеть отрицательные значения по таким важнейшим показателям, как обеспеченность медицинской помощью, продолжительность жизни. С каждым годом россиян становится все меньше, в первом квартале 2015 г. по данным Росстата смертность в России выросла на 5,2% относительно первого квартала 2014 г., а так же у государства значительно сократились возможности для бесплатной медицинской помощи населению [5].

К основным проблемам в области системы здравоохранения Российской Федерации на 2015 г. можно отнести дефицит и неоптимальную структуру медицинских кадров, недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях, оснащенность и неэффективное использование дорогостоящего оборудования, низкие объемы ВМП, сохраняется неудовлетворительное качество медицинской помощи, сокращается и без того недостаточное государственное финансирование системы здравоохранения, снижается эффективность расходования ресурсов системы здравоохранения России.

Современные финансовые ресурсы в бюджете направлены

на различные цели, в том числе к ним относятся и расходы на финансирование здравоохранения. Самым главным механизмом, который позволяет государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ведущее звено которой это бюджетная система. Преимущественными целями бюджетной политики в сфере здравоохранения является улучшение качества жизни и здоровья, а так же повышение эффективности использования ресурсного потенциала системы здравоохранения. Достижение аналогичных целей может быть осуществлено с помощью обеспечения финансовых основ государственных гарантий медицинского обслуживания населения и взаимодействия системы защиты населения [6].

Расходы на здравоохранение охватывают такие направления, как:

здравоохранение;

прикладные научные исследования в области здравоохранения;

другие направления.

Финансирование мероприятий по совершенствованию здравоохранения основывается на приоритетах, определяемых Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной Правительством РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387, в которой отражены принципы дальнейшего развития здравоохранения в России.

Рассмотрим более подробно структуру расходов федерального бюджета на здравоохранение, представленную в таблице 1.

Таблица 1

Структура расходов федерального бюджета на здраво

охранение

Направление расходов
2014 г., тыс.руб.
2015 г., тыс.руб.
2016 гг. тыс.руб.
Стационарная медицинская помощь
71679824,2
70223630,3
70120580,3
Амбулаторная помощь
27809499,7
21524346,4
16821476,1
Скорая медицинская помощь
145763935,6
72720991,7
80361633,4
Санаторно-оздоровительная
помощь
10345266,0
10614920,4 9
9695227,5
Санитарноэпидемиологическое благо-
55194319,2
42314144,4
43905155,4
Направление расходов
2014 г., тыс.руб.
2015 г., тыс.руб.
2016 гг. тыс.руб.
получие
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов
7453617,0
5730997,5
4896863,5
Прикладные научные исследования в области здравоохранения
472159,1
485959,0
494461,5
Другие вопросы в области здравоохранения
11920406,7
11911054,4
11924244,7

Таким образом, на основе данных представленной таблицы 1 просматривается тенденция снижения ресурсного обеспечения государственных программ в области здравоохранения за счет средств федерального бюджета. Это обусловлено снижением доходов бюджета, а также увеличением его расходов на национальную оборону и национальную экономику.

На протяжении рассматриваемого периода значимый удельный вес занимают расходы на скорую медицинскую помощь, которые на протяжении этих лет постоянно снижаются и к 2016 г. составляют 80361,6 млн. руб., что в 1,7 раз меньше, чем в 2014 г. Это связано, прежде всего, с тем, что оказание скорой медицинской помощи, её финансовое обеспечение, подразумевает использование высокотехнологического медицинского оборудования, которое требует значительных инвестиций.

Также можно отметить снижение расходов на амбулаторную помощь с 27809,5 млн. руб. в 2014 г. до 16821,4 млрд. руб. в 2016 г. Несмотря на то, что амбулаторная помощь является самой распространенной помощью населению, поскольку большинство болезней не требуют госпитализации больного [2]. Кроме того, в рассматриваемый период наблюдается снижение расходов на санаторно-оздоровительную помощь.

Тем не менее, стоит отметить рост ассигнований на прикладные научные исследования в области здравоохранения. Это является немаловажным фактором, оказывающим влияние на развитие и модернизацию отрасли.

Несмотря на незначительный рост ассигнований в сфере прикладных исследований, средств, выделяемых бюджетами явно не достаточно, не говоря уже о здравоохранении в целом, где расходы значительно ниже рекомендуемого ВОЗ уровня. Однако, помимо недостатка расходов на социальную сферу, возникает и вопрос об эффективности использования имеющихся ресурсов. Поэтому, целесообразно рассматривать проблему финансирования здравоохранения в свете двух аспектов: количественного и качественного.

В рамках количественного подхода можно выделить несколько существенных проблем. На первом месте, отметим существенный дефицитденежных средств, выделяемых из бюджетов, который, в свою очередь, ведет к тотальному недофинансированию государственной системы здравоохранения. Как следствие, мы наблюдаем отсутствие достойной заработной платы работников соответствующих медицинских учреждений; значительную нехватку высококвалифицированных специалистов и оборудования; высокие показатели смертности населения; слабые стимулы соблюдения современных стандартов лечения [4]. В современных реалиях государство не имеет возможности в должной мере снабжать медицинские и оздоровительные учреждения современным оборудованием и расходными материалами.

Отсутствие гарантий финансирования, определенного минимума бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, негативно сказывается на динамике расходов бюджетов на данную сферу деятельности, не позволяет говорить об ее стабильности.

Рассматривая качественный аспект, можно также выделить ряд острых проблем.

К одной из таких проблем относится недостаточно эффективное распределение бюджетных средств между различными уровнями (например, между уровнями медицинских и оздоровительных учреждений). Таким образом, распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации и соблюдение принципа их целевого использования (как его понимают финансовые органы) не позволяет осуществлять маневрирование ресурсами в зависимости от конкретных условий и для решения конкретных задач [1]. Кроме того, наблюдается замедленное движение финансовых потоков, связанное с действующей структурой финансовых органов, которая содержит множество промежуточных звеньев. Также нельзя забывать и о коррупционной составляющей. Так, акцент в государственных программах делается на плохо контролируемые, имеющие высокий риск коррупционных платежей инвестиционные расходы (строительство и закупка дорогостоящего оборудования) вместо развития кадрового потенциала [3].

Не менее важной проблемой является недостаточно эффективное использование бюджетных средств внутри самих организаций. Это может быть связано как с нехваткой кадров для управления финансированием и собственностью, так и с их некомпетентностью и коррумпированностью.

Отсутствие системы показателей экономического развития для учебных и медицинских заведений снижает их заинтересованность в поиске путей более эффективного использования выделяемых бюджетом денежных средств.

Следовательно, анализ проблемы финансирования образования и здравоохранения должен включать в себя как количественную, так и качественную характеристику, в результате того, чтобы определить не только размеры дефицита бюджетных ресурсов в данных сферах, но и недостатки существующего механизма бюджетного финансирования, включая его организацию и институциональное оформление [1].

Наиважнейшим механизмом для решения обозначенных проблем и повышения качества и доступности системы образования и здравоохранения может стать возросшая автономность учебных и медицинских заведений, которая достигается через делегирование им соответствующих задач и полномочий. Равным образом, данные учреждения должны стать более подотчетными в части их финансовой деятельности и реализуемой стратегии [1], однако это не должно влиять на степень их самостоятельности.

Необходимо ускорить разработку законодательной базы, что приведет к скорейшей интеграции политики в области образования, здравоохранения и экономики. Помимо того, очень важно выработать определенные гарантии финансирования выше перечисленных сфер, закрепить их законодательно и ввести жесткий контроль за их соблюдением.

Требуются поиск альтернативных способов финансирования на основе их детальной разработки на теоретическом и правовом уровнях, а так же дополнительные внебюджетные инвестиции. Для стимулирования внебюджетного финансирования уместно надлежаще обеспечить необходимые финансовые побудительные мотивы (к примеру, снизить налоговую нагрузку).

Список использованных источников:

Агранович М.Л., Беляков С.А, Клячко Т.Л., Озерова Н.Б. Система финансирования образования и здравоохранения: анализ эффективности (Интернет-конференция): [Электронный ресурс] - URL: www.mirkin.ru/

Балынин И.В. Финансовое обеспечение здравоохранения в Российской Федерации в 2008-2020 гг. // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 1. C.355-359.

Лукьянова А.Н. О проблемах финансового обеспечения

здравоохранения, Аналитический вестник Совета Федерации: [Электронный ресурс] www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2009/VS F_NEW200909211827/VSF_NE

Улумбекова Г.Э. Система здравоохранения российской федерации: итоги, проблемы, вызовы и пути решения // Вестник РосЗдравНадзора. 2012. № 2.

Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс] //www.gks.ru/

Федорова А.Ю., Толстых Т.Н., Радюкова Я.Ю. и др. Развитие финансовой системы в условиях модернизации экономики России / Федорова А.Ю., Толстых Т.Н., Радюкова Я.Ю., Самойлова С.С., Коротаева Н.В., Чернышова О.Н., Кожевникова Т.М., Зобова Е.В., Бакуменко Б.М., Сутягин В.Ю., Рябов Ю.П., Турлачева М.А., Черкашнев Р.Ю., Полунин Л.В., Пахомов Н.Н., Смагин И.И., Дорожкина НИ., Шепелев О.М., Горностаева Л.А. Коллективная монография / Тамбов, 2013.


Кульбацкая А.Э., Студентка 3-его курса финансово-учетного факуьтета Калужскийфилиал ФГОБУВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации» Личман Н.С. Студентка 3-его курса финансово-учетного факуьтета Калужскийфилиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Научный руководитель: Сергиенко Н.С. к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Финансовый университет при Правительстве РФ, Калужский филиал, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ