СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Зарубежный опыт государственного регулирования страховой деятельности


ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Во всех странах мира страховой рынок регулируется государством в силу особой значимости данного сектора экономики с точки зрения социально-экономической стабильности и финансовой безопасности общества и страны в целом. В системе регулирования можно выделить несколько направлений, важнейшей из которых является надзор и контроль за деятельностью субъектов страхового рынка. Как правило, такой надзор осуществляет специально уполномоченный государственный орган, который проводит лицензирование страховой деятельности, проверку деятельности участников страхового рынка, а также следит за их платежеспособностью, порядком формирования и размещения страховщиками страховых резервов, способствуют развитию страхования, в ряде случаев утверждают тарифы премий.

При несоблюдении или нарушении страховщиками тех или иных нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность, органы страхового надзора могут применять к ним санкции (штрафы, выдача предписаний, приостановка или отзыв лицензии) [3].

По мере все более глубокого проникновения российского страхового рынка в международные страховые отношения возникает все большая потребность знать нюансы функционирования страховых субъектов в той или иной стране мира, для чего необходимо, в первую очередь, познакомиться с практикой государственного регулирования страховой деятельности в зарубежных странах.

Мировой опыт выделяет две модели регулирования страхового дела: континентальная (Германия, Франция, Италия, Испания, Япония) и либеральная (США, Канада, Великобритания) [2].

Континентальная модель характеризуется регламентацией всех сторон деятельности страховщиков, контролем соблюдения законодательства при проведении страховых операций. Контроль финансового состояния компаний на основе их финансовой отчетности, отсутствие жесткой регламентации страховых операций, утверждения страховых тарифов и др. характеризуют либеральную модель.

В связи с федеративным устройством территории РФ наиболее удобно будет использовать децентрализованное регулирование страховой деятельности. Это связано также с различными климатическими, социально-экономическими условиями на территории страны. Страхование может быть хорошим инвестором или аккумулировать финансовые ресурсы в рамках региона.

Для рассмотрения децентрализованной модели государственного регулирования страховой деятельности следует обратиться к опыту США, где регулирование на федеральном уровне отсутствует, но сформировались независимые системы регулирования в штатах [1]. Для каждого штата сформирована своя автономная система норм функционирования и отчетности страховщиков на данной территории. Основным регулятором страховой деятельности являются органы страхового надзора в штатах, на федеральном уровне регулируются лишь отдельные участки деятельности страховых компаний. Таким образом, в разных штатах страховщики находятся в разных условиях по некоторым позициям.

Среди инструментов регулирования страховой деятельности в США можно выделить требования платежеспособности и регулирование страховых тарифов в страховании жизни и здоровья [4].

Страны Европейского союза сохраняют свою самостоятельность в вопросах законодательства и регулирования страхового дела. Во всех странах обязательно лицензирование страховщиков, осуществляется строгий надзор по обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности, отчетности и т.д. Сегодня 5000 страховых компаний продают свои продукты во всех европейских странах по разрешению, полученному от своей сраны (принцип единственной лицензии) и предлагают услуги 400-500 видов страхования своим клиентам [1].

Межгосударственная система регулирования на европейском уровне сочетает саморегулирование и регулирование страховой деятельности государством. Саморегулирование осуществляется международными объединениями страховщиков, главное из которых в Европе - Европейский комитет по страхованию (Comite Europeen des Assurances, CEA), созданный за 5 лет до образования ЕС - в 1953 г., как консультативный и координационный центр, призванный способствовать развитию страхованию в Европе и представлять интересы европейского мирового рынка в международном масштабе [4].

Направления работы ЕКС - это содействие формированию страховой культуры в обществе, организация конференций, издательская деятельность в области страхования, развитие информационного обеспечения страховщиков, участие в разработке международных норм права, защита экономических интересов участников национальных рынков во взаимоотношениях с их правительством и др.

Интересен с точки зрения изучения зарубежного опыта регулирования страховой деятельности может быть опыт Китая, страховой рынок которого является логичным продолжением культурным наследия этой страны. В настоящее время в Китае государство оказывается значительное воздействие на деятельность национальных страховых компаний. Современную законодательную базу страхового рынка Китая составляют: Правила заключения договоров страхования имущества (1981 г.); Временные правила по управлению страховыми компаниями (1985 г.); Временные меры по управлению страховыми компаниями с иностранным капиталом в Шанхае (1992 г.); О страховании (от 30.06.1995г.) и др. [5].

Страховые компании, действующие на территории страны, обязаны иметь оплаченный уставный капитал не менее 500 млн. юаней, компании, действующие только на определенной территории страны - 200 млн. юаней, отделения в провинциях, городах центрального подчинения, городах с отдельным планированием должны иметь капитал для осуществления деятельности в размере не менее 510 млн. юаней. При этом законом установлено, что 60 % работников страховой компании должны окончить вузы со специальностями по страхованию или должны иметь опыт работы в страховом бизнесе.

Ответственность за контроль и регулирование рынка страховых услуг несет Департамент финансового контроля и регулирования (ДФКР) при Народном банке Китая, осуществляющий свою деятельность под руководством Госсовета КНР. В 1998 г. было разделено управление банковской и страховой деятельностью.

С этой целью создан Центральный финансовый рабочий комитет за банковскими структурами и Комиссия по регулированию страховой деятельностью CIRC (Commission of Insurance Regulation of China) основными задачами которых являются:

разработка планов, норм и политики развития страховой деятельности;

наблюдение и управление процессами в страховом бизнесе;

исполнение наказаний, предусмотренных законом, за нелегальную деятельность в страховой сфере;

создание системы выявления и предупреждения рисков с целью их снижения [5].

Особенностью функционирования страховых компаний Китая является создание филиалов. Согласно законодательству этой страны, при увеличении доходов на 100 млн. юаней компания обязуется заявить о создании еще одного филиала на территории своей деятельности, при каждом увеличении доходов на 50 млн. юаней филиал должен заявить о создании одного отделения в зоне его действия. При каждом увеличении доходов на 20 млн. юаней филиал и отделение должны заявить о создании одной конторы в зоне их действия. Страховые организации, не имеющие филиалов, могут действовать только на территории регистрации, а страховые организации лишь на территории утвержденной Народным банком Китая. Также к особенностям деятельности страховых компаний Китая можно отнести то, что в одной провинции, автономном районе, городе центрального подчинения они должны применять единые страховые условия, ставки премии и пределы колебания ставок премий не должны превышать 30% [5].

Рассмотренные примеры государственного регулирования страховой деятельности показывают, что российская практика надзора за рынком страхования не сильно отличается от зарубежной практики. Как и во многих странах, контроль за деятельностью субъектов страхового дела в нашей стране осуществляет Банк России (с 2013 г.), который выдает лицензии субъектам страхового дела, осуществляет проверки их деятельности, в т.ч. по жалобам страхователей, устанавливает требования к финансовой устойчивости, платежеспособности, размеру собственных средств и инвестиционной деятельности страховщиков, а также имеет право наказывать тех субъектов, кто не отвечает предъявляемым требованиям.

При этом следует отметить, что работа по совершенствованию системы надзора за страховым рынком продолжается и изучение зарубежного опыта в этой сфере может быть крайне полезным с целью выведения отечественного страхового рынка на новый качественный уровень, соответствующий мировым стандартам и обеспечивающий социально-экономическую стабильность нашего государства.

Список использованных источников:

Андреева Л.А., Чупина Э.В. Правовое регулирование страхования за рубежом (сравнительный анализ) // Вопросы современной юриспруденции: сборник статей по материалам XXXVII международной научно-практической конференции.

Жилкина М.С. Государственное регулирование страхового рынка [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: www.insuranceconsulting.ru/publik/gos_regul.html (Дата обращения 12.01.2016).

Суслякова О.Н. История становления и развития страхового надзора в России//Актуальные вопросы развития экономики. Материалы Международной научно-практической конференции. Редакторы: В.В. Карпов, А.И. Ковалев. 2014. С. 481-485.

Турбанова А.В., Евстратенко Н.Н. Об изменениях правового регулирования систем страхования депозитов в США и ЕС под влиянием мирового финансового кризиса // Банковское право. 2010. № 6.

Федякова Н.И. Особенности формирования и функционирования страхового рынка в Китае // Управление общественными и экономическими системами. 2008. №2.


Зайцева Н.В. студентка 3 курса финансово-учетного факультета Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Калуга Научный руководитель: Суслякова О.Н. к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит», Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Калуга





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ