СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


О некоторых аспектах состояния рынка труда в тамбовской области


О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Постоянно меняющиеся условия хозяйствования, обусловленные во многом нарастающим экономическим кризисом в России, поставили перед регионами много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем следует отнести область обеспечения занятости населения, которая является многоаспектной проблемой рыночного хозяйства.

Отход от плановых методов управления экономикой, формирование рыночного механизма хозяйствования, вхождение России в систему международного разделения труда, сопровождаются возникновением новых проблем в сфере обеспечения занятости населения, которые сосуществуют с рядом негативных явлений, как унаследованных от прошлого, так и порождаемых современным кризисом [1].

Основополагающим принципом политики государства в области обеспечения занятости населения и на рынке труда, является ее ориентация на достижение стратегической цели развития трудовой сферы. В соответствии с Конвенцией №122 МОТ эта цель состоит в обеспечении полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Для регионов особо актуально толкование этой формулировки в единстве всех ее составляющих.

Сегодня в нашей стране в целом, в том числе, и в нашем регионе, происходят серьезные изменения в сфере организации труда. Здесь можно выделить немало положительных моментов. Очевидно, что решение поставленных задач развития экономики может быть достигнуто только путем качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полного использования профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышения его эффективности, а также компетентности, дисциплины и разумной требовательности.

Исходя из сделанного анализа рынка труда и занятости населения Тамбовской области, можно говорить о положительной динамике обозначенных процессов в последние годы, целенаправленности и определенной результативности проведенных мероприятий по решению имеющихся проблем в данной сфере. Однако нами был выявлен ряд проблем, связанных с обеспечением занятости населения государственным органами занятости районов области сегодня.

Анализ статистических данных за 2014-2015 гг. показывает, что рост числа граждан, получивших статус безработного, особенно в сельской местности, зачастую наблюдается за счет наметившейся тенденции объединения территорий сельских поселений, ликвидации в сельской местности организаций бюджетной сферы [5]. Таким образом, для безработных, проживающих в сельской местности, подходящая работа во многих случаях отсутствует. Можно констатировать несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах по области в целом. Оно касается профессионального состава, запросов и притязаний работников, характера предлагаемой работы. Указанная диспропорция, в большей или меньшей степени проявляется во всех отраслях хозяйства. Это свидетельствует

о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Такое положение не может скрыть факты, отталкивающие работников от свободных рабочих мест: низкий уровень заработной платы, неудовлетворительные условия труда, а также отсутствие льгот и поощрений.

Мы считаем, что выявленные проблемы можно решить способом организованных мероприятий, направленных на совершенствование деятельности ЦЗН в области обеспечения занятости населения. Следует заметить, что к числу наиболее эффективных мероприятий опережающего характера, необходимо отнести повышение уровня информированности населения о состоянии рынка труда в районах области в целом, отдельно в той или иной отрасли и по конкретным профессиям. Целью всей этой деятельности должно стать решение проблемы вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами.

Информация поможет выявить:

проблемы в сфере труда и определить меры в поддержку занятости;

обеспечить трудовое посредничество для различных категорий населения [2].

Одним из направлений взаимодействия государственных и частных структур может стать обмен информацией о вакансиях и претендентах на вакантные места: иногда орган службы занятости не может подобрать работу высококвалифицированному специалисту из-за отсутствия подходящей вакансии, а в банке данных частных структур есть сведения о работодателях, которым такие специалисты требуются. И, наоборот, в частных организациях по трудоустройству есть заявка от работодателя на подбор большого числа работников определенной профессии, а они не в состоянии выполнить ее из-за отсутствия требуемого количества претендентов на вакансии - в таком случае орган государственной службы занятости может назвать лиц, которые подойдут работодателю.

Также считаем необходимым заметить, что система профессионального образования в Тамбовской области пока недостаточно гибко реагирует на процессы, происходящие в экономическом пространстве района. Определение профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка учащихся, зачастую происходит без учета реальных потребностей рынка труда.

В этой связи предлагаем следующие мероприятия, направленные на снижение напряжения в области переквалификации рабочей силы:

определение профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка и переподготовка учащихся, должна осуществляться, в первую очередь, исходя из анализа сведений о наличии вакантных должностей на предприятиях, организациях, учреждениях области;

развитие учебно-материальной базы совместно с администрацией Тамбовской области.

Оценивая напряженность на рынке труда районов, можно говорить о размере показателя уровня занятости применительно к женщинам, т. к 60% общего банка вакансий продолжает оставаться ориентированными на мужскую занятость, 20% - на смешанную, со склонностью в каждом индивидуальном случае к мужской, тогда как среди безработных 70% составляют женщины.

По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области средняя заработная плата по области в 2015 г. составила примерно 20000,5 руб. [4]. Однако исследование данных районных администраций позволяет нам сделать вывод о том, что в районах средняя заработная плата значительно ниже и для рабочих специальностей составила 11906,1 руб., что больше соответствующего периода предыдущегого года на 13,6%. Среднемесячная начисленная заработная плата по крупным и средним предприятиям и некоммерческим организациям составила в среднесм за прошлые годы 12019 руб. Однако, имеются сведения о наличии вакантных должностей на предприятиях, организациях со средней заработной платой вакантных рабочих специальностей, составляющей сумму до 10000 руб.

Но основную причину данной проблемы мы видим в разрушении когда-то цельной и непрерывной цепочки подготовки рабочих: профориентация в школе - училище (техникум) - завод.

В числе мероприятий по решению данной проблемы предлагается:

целесообразно развивать подготовку рабочих кадров в средних специальных учебных заведениях;

увеличение объема услуг, оказываемых учебными заведениями, по обучению и переобучению исходя из анализа результатов мониторинга рынка труда;

формирование молодёжных трудовых отрядов;

организация встреч с работодателями;

организация подготовки рабочих не в сфере образования, а на самих предприятиях. Но следует учесть, что в данном случае задача состоит в том, чтобы человек соответствовал современным требованиям производства, а производство отвечало его интересам и потребностям.

Следующая, по нашему мнению, проблема, косвенно относящаяся к обеспечению занятости населения, - низкая инвестиционная привлекательность территории, и как следствие, недостаточное развитие малого предпринимательства, способного обеспечить значительное количество рабочих мест. Данная проблема не стоит особо остро в крупных муниципальных образованиях, скорее, она характерна для удаленных сельских территорий.

Значительное место в развитии малого и среднего предпринимательства занимает имущественная поддержка, основной целью которой является сохранение за субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемых ими помещений, находящихся в муниципальной собственности. Одним из наиболее востребованных мероприятий поддержки является предоставление субсидий из федерального бюджета для безработных граждан по организации самозанятости и грантов начинающим субъектам малого предпринимательства. В масштабах всей области достигнутых показателей явно недостаточно.

В связи с обозначенной проблемой, нами предлагаются следующие мероприятия:

статистической службе разработать мониторинговую систему анализа состояния малого предпринимательства;

организовать регистрацию предприятий и частных предпринимателей по принципу: «одно окно»;

приглашение предпринимателей, представителей органов законодательной и исполнительной власти, СМИ на встречи с желающими трудоустроиться;

необходимо объявить развитие малого предпринимательства главным приоритетом экономической политики администраций наиболее экономически зависимых районов на ближайшие 2-3 года;

организация работы регионального «бизнес-центра» (коллективный офис для начинающих предпринимателей);

разработка системы мер по повышению общественной значимости и имиджа предпринимателя.

Проблема усиливающейся внутренней миграции рабочей силы становится все более заметной для экономики Тамбовской области, особенно, в условиях неблагоприятной демографической ситуации и общего старения населения. Основные причины выезда на заработки за пределы области - отсутствие подходящей работы и неудовлетворенность заработной.

В связи с этим можно преложить ряд мероприятий, позволяющих в какой-то степени облегчить проблему внутренней миграции рабочей силы.

Разработка системы стимулирования предпринимателей при помощи администраций районов, согласных платить своим работникам более высокую заработную плату.

Разработка системы «моральных» стимулов.

В качестве системы моральных «стимулов» могут быть применены:

стимулирование свободным временем (отгулы, дополнительные выходные);

трудовое стимулирование - предоставление возможности продвижения по службе;

предоставление качественного медицинского обслуживания, путевок в дома отдыха, как сотрудникам, так и членам их семей;

налаживание работы в культурной сфере (проведение вечеров, концертов)[2].

Разработка программы адаптации новых сотрудников. Особо предлагается обратить внимание на развитие наставничества, которое в последние годы было незаслуженно забыто.

Считаем, что данные мероприятия по улучшению кадровой политики, позволят, повысить удовлетворенность сотрудников работой, снизить уровень внутренней миграции рабочей силы. При этом система мероприятий по созданию рабочих мест, сохранению кадрового потенциала в сочетании с превентивными мерами по предотвращению роста безработицы должна осуществляться не отдельно силами Центров занятости населения и администрациями районов, но должна представлять собой консолидированные усилия всех органов власти, бизнес-кругов, общественности, иных структур, заинтересованных в развитии экономики территории.

Таким образом, наиболее эффективен комплексный подход к решению проблем занятости и безработицы с учетом экономических и социальных факторов, способствующих обеспечению занятости населения в соответствии с потребностями рынка труда.

Особенности социально-экономического развития, а также состояние рынка труда и занятости регионов как объекта государственного регулирования делают неизбежным различия в направленности региональной политики занятости населения. В условиях рыночной экономики особое значение приобретает планирование экономического развития на местном уровне, которое должно решить ряд основополагающих задач: по выработке местной экономической политики, определению направлений развития местной экономики, разработке и осуществлению мер по ее реализации [3].

В заключении следует сказать, что государственная политика в области содействия занятости населения подразумевает, в том числе, сочетание самостоятельности органов местного самоуправления с согласованностью их действий при реализации федеральных программ содействия занятости населения с действиями органов государственной власти РФ.

Список использованных источников:

Викторов И.С., Макашева А.Ж. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения // Трудовое право. 2009. № 8.

Выжимова Н.Г., Иванова Е.Ю. Регулирование занятости и трудоустройства в современных экономических условиях: управленческий аспект / В сборнике: Актуальные проблемы управления. Материалы международной научно-практической конференции. А.Е. Куцерубов (отв. ред.); ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина». Тамбов, 2014. с. 33-42.

Иванова Е.Ю. Государственная кадровая политика: сущность и актуальные проблемы // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 1-2 (23-24). С. 92-97.

Динамика среднемесячной номинальной и реальной

начисленной заработной платы на 18.01. 2016 /Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области. Электронный ресурс свободного доступа.

tmb.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ tmb/ru/statistics/employment/

Смагин И.И., Смагина В.И. Социальная адаптация населения: жизнь от кризиса к кризису // В сборнике: САЯПИН- СКИЕ ЧТЕНИЯ Сборник материалов круглого стола. Ответственный редактор Я.Ю. Радюкова. Тамбов, 2016. С. 222-231.


Выжимова Н.Г. к.п.н, доцент кафедры "Кадровогоуправления” ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ