СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


. 94-98. prospects of chinas investment in the economy of mongolia. opportunities for development of agriculture and the mining


. 94-98. PROSPECTS OF CHINA'S INVESTMENT IN THE ECONOMY OF MONGOLIA. OPPORTUNITIES FOR DEVELOPMENT OF AGRICULTURE AND THE MINING INDUSTRY OF MONGOLIA. REALITY AND THE FUTURE OF

Монгольско-китайские отношения на современном этапе. Монгольская экономика является слишком зависимой от эффективности и продуктивности работы горнодобывающей отрасли в рамках политики, направленной на увеличение прямых иностранных инвестиций в последние годы. Экономический рост экономики Монголии был обусловлен увеличением экспорта угля в Китай [1]. Однако, уже чувствуется экономический спад в отрасли и давление со стороны мирового рынка угля. Экспорт угля, по сравнению с прошлым годом, снизился. По мнению автора, для повышения экономического потенциала Монголии необходимо развитие и выход продукции на мировой рынок из другой отрасли. Как пример, потенциальной экспортобеспечивающей отраслью может быть сельское хозяйство и поставка продукции, произведенной в Монголии на мировой рынок. Показатели роста в этой отрасли увеличиваются в течение последних нескольких лет [1].

Китай, ближайший сосед Монголии, является страной, которая имеет сильную экономику и влияет на экономику Монголии. Все сельское хозяйство не может обеспечивать экспорт страны. В настоящее время, монгольско-китайское сотрудничество в секторе сельского хозяйства в основном направлено на отрасли животноводства. Китай испытывает дефицит земель для организации пастбищ и сенокосов. Однако, в Китае развито производство сельскохозяйственных культур. Развитие экономики и улучшение жизни граждан Китая невозможно без эффективного обеспечения производства и населения энергией. Одним из дешевых источников энергии, доступных сейчас, является уголь. Причем, монгольский уголь обеспечит сталелитейную промышленность коксовым углем. Он более экологичен, при его сжигании в атмосферу выбрасывается меньше пыли и образуется меньше смога. Удобное географическое расположение угольных запасов и близость границы Монголии с Китаем позволят сократить транспортные издержки и обеспечат рост промышленного потенциала соседнего с Монголией региона Китая - Внутренняя Монголия. Однако, такие перспективы успешного сотрудничества в угольной сфере, в будущем могут привести к перекосу экономики Монголии в целом. По негативному опыту России, экономика Монголии может сильно зависеть от колебаний цен на уголь (нефть, газ), от мировых лидеров, политики и мирового экономического пространства в целом. Таким образом, чтобы избежать очевидных негативных последствий перекоса в экономике Монголии, необходимо иметь еще одну экспортную отрасль. Перспективным для развития сельского хозяйства Монголии и ее животноводства, является привлечение иностранных инвестиций. Причем Китай, как мировой лидер среди инвесторов Монголии, может предложить наилучшие условия. Партнерские отношения строятся на взаимовыгодном сотрудничестве. Китай может обеспечить развитие экономики Монголии за счет внедрения своих новых технологий, использования современного оборудования и техники, привлечения своих специалистов (создание дополнительных рабочих мест для молодых специалистов за рубежом). Монголия, за счет иностранных инвестиций, сможет развить вторую экспорт обеспечивающую отрасль своей экономики, улучшить ситуацию с перерабатывающей отраслью, предоставить землю и воду для успешного производства высококачественной продукции питания у себя в стране и в последующем экспортировать эту пищевую продукцию и продукты питания в Китай, где она востребована и специально будет производиться для Китая. В обмен на вложенные деньги инвесторы из Китая получат возврат в ближайшее время продукцией, прибыль от сделок с акциями совместных предприятий, налоговые преференции (нет налога на импортно-экспортные поставки компаний задействованных в этих международных проектах), производство выгодное из-за дешевой рабочей силы.

Текущее состояние сельского хозяйства. Сельскохозяйственный сектор Монголии состоит из животноводства (КРС и МРС), зерноводства, лесного хозяйства. Сельскохозяйственный сектор в 2013 году имел долю в 14,5 % от валового внутреннего продукта (ВВП), составляет 8,6% от общего объема экспорта (табл. 1). В этой области задействовано 29,8 % от общей численности рабочей силы страны [2].

Таблица 1

Доля ВВП добавленной стоимости в сельском хозяйстве

Первая сельскохозяйственная перепись в 2011 г. в сельскохозяйственном секторе зарегистрировала в общей сложности 2455 предприятий. В которых, было задействовано в секторе животноводства 507 предприятий, в секторе зерноводства, лесного хозяйства, охоты и рыболовства было 1705 предприятий. 243 предприятия из общего числа имели нулевой баланс.

Монголия в конце 2010 г. имела 32,7 млн. голов скота, в том числе 1920,3 тыс. голов лошадей, 2176,0 тыс. голов КРС, 269,6 тыс. голов овец, 14480.4 тыс. голов коз, 13883.2 тыс. голов верблюдов. Это 15,9 % от валового внутреннего продукта и 12,5% от экспортной выручки, 33,5% создано в сельскохозяйственном секторе рабочих мест и работает в этой области. В общей сложности 80,2 % в сельскохозяйственном секторе приходится только сектор животноводства [2].

По данным доклада Комиссии Земельных отношений, геодезии и картографии Монголии в 2013 г. площадь сенокосов составляла 112,7 млн. га и снизилась на 0,3 млн. га (0,3 %) по сравнению с предыдущим годом, уменьшилось на 9,4 млн. га. (на 7,7%)

по сравнению с 1964 г. (это первый год, имеющий в наличии показатели статистики и экономики) [2].

Распределение земель в категории земель сельскохозяйственного назначения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Структура земель сельскохозяйственного назначения

С 1961 г. считается, что в Монголии с началом внедрения проекта «Атар» была заложена основа для инвестиционного развития сельского хозяйства. Работа в тесном сотрудничестве с Советским Союзом в результате привела к самым высоким уровням показателей сельскохозяйственного сектора в 1970-1989 гг. В полной мере были удовлетворены общие потребности страны-экспортеров (Китай, Россия, Украина, Турция и т.д.) в цельном зерне и овощах. Тем не менее, только в 1990 г. сельскохозяйственный сектор экономики Монголии потерпел крах, производство в сельскохозяйственном секторе остановилось. С распадом СССР сотрудничество двух стран ограничилось.

Очевидность реформирования социально-экономической системы Монголии и организация экономической безопасности страны под влиянием внешних факторов позволила с 2002 г. правительству Монголии реализовать успешные проекты и программы. В результате в области сельского хозяйства было восстановлено в общей сложности 1190 предприятий и 34,5 тысяч фермерских семей. В общей сумме это более 65,0 тысяч фермеров, механиков, землевельцев-садоводов ведущих хозяйство на 706 тыс. га земельной площади. В настоящее время в Монголии выращиваются пшеница, ячмень, овес, рожь, рис, соевые бобы, кукуруза, рапс, картофель и около 30 видов сельскохозяйственных овощей. В Монголии в период 1950-1960 г. было выделено для ведения сельского хозяйства пять зон. В то же время, общая площадь пригодных для сельского хозяйства территорий составляла 1269 тысяч гектаров, из которых доступные для хозяйственной деятельности 48,1% в одной центральной зоне (табл. 3).

Таблица 3

Распределение земель сельскохозяйственного назначение по пяти зонам

Области
(зоны)
Общая площадь сельскохозяйственных угодий, га
Использование области,га
Невозделываемые область, га
Используемая доля площади, %
Центральная
область
821 208
569 145
252 063
30,7
Высокогорье
139 768
44 098
95 670
68,4
Западный
регион
126 393
22 302
104 091
82,4
Восточный
регион
181 753
104 811
76 942
23,6
Гоби область
376
376
0
0

В центральной сельскохозяйственной зоне производиться в частном секторе более 60 % урожая, из которого более 50% картофеля и овощей. Агротехнологическими машинами и агрегатами укомплектованы хозяйства только на 30%. Производство зерна изменилось. Урожайность зерновых за последний 6 лет составляет 13,2-16.0 ц/га, 122,5-149,9 ц/га картофеля, 125,7-138.6 ц/га овощей.

В общей сложности с площади сельскохозяйственных земель 278,7 тысячи гектаров произведено в 2015 г. 211,3 тысяч тонн зерна, 163,9 тысяч тонн картофеля, 71,6 тысячи тонн овощей, 42,8 тысяч тонн кормов, 21 тонн семян растений (для производства масла) и 108 тонн мукомольной пшеницы [2].

Во всех 5 сельскохозяйственных районах тяжелые климатические условия: семена приходиться весной сеять в холодную землю, небольшое количество осадков обострило засуху весной, потом летом было много дней с высокой температурой воздуха, температура почвы увеличивалась, влага испарялась. Эти проблемы климата обуславливают необходимость организовать в Монголии системы мелиорации и ирригации, увеличить число хозяйства выращивающих продукцию в защищенном грунте.

В 1989 г. и 2011 г. (при анализе информации за последние 5 лет) было произведено больше всего в Монголии еды, овощей. Это составляет 62,6% (по сравнению с 2011 г.) от общего объема потребления овощей по сравнению с урожайным 1989 г. В 2014 г. было произведено 75% картофеля и корнеплодов, что обеспечило 95% потребности населения Монголии в картофеле [1,2,3].

Для восстановления сельскохозяйственного сектора Правительство Монголии приняло следующие экономические, законодательные и политические решения. Были разработаны и внедрены проекты «Сельскохозяйственная товарно-сырьева биржа», «Атар 3» (государственный перерабатывающий комплекс), «Национальная программа развития сельского хозяйства», «Экологическое земледелие», «Мясо», «Сертификация и качество продукции» , «Продовольственная безопасность», «Экспертиза и сертификация ввозимой продукции», «Закон о пищевых продуктах», «Закон об урожае», «Закон о торговле», «Закон об НДС». Внесены поправки в закон «О таможенных пошлинах». Все это привело к увеличению внутреннего производства, наблюдается восстановление сельскохозяйственной отрасли.

В последние годы правовая политика стабилизации экономики, проводимая Правительством Монголии направлена на увеличение прямых иностранных инвестиций и разработку мер ее реализации в горнодобывающей промышленности. Это позволило восстановить монгольскую экономику в течение некоторого времени, по одной отрасли. Однако один экспортный продукт в условиях мирового экономического кризиса делает экономику Монголии уязвимой с 2015 г. Остановить падение экономики, восстановить сельское хозяйство (до уровня обеспечения внутренней потребности страны) в короткие сроки удалось за счет привлечения иностранных инвестиций в основную отрасль экономики Монголии - горнодобывающую промышленность.

Основной механизмы восстановления экспорт-импортного сельского хозяйства Монголии - это сельскохозяйственная кооперация. В 2014 г. Министерство пищевой промышленности активно работает с 17 странами, в том числе Всемирным и Азиатским банками развития, с международными организациями, такими как Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, с странами - РФ и Китай.

Прямое сотрудничество с соседними странами, в первую очередь с Россией и Китаем связано с моментами современной истории Монголии. Сельскохозяйственный сектор традиционно и исторический был связан с взаимодействием с Россией в период «Народной революции». Специалисты для сельского хозяйства обучались в России. Климатические условия Монголии позволили запустить программы интродукции советских сортов растущих в погодных условиях Монголии, имеющих ранние сроки созревания, устойчивых к болезням и засухе сортов растений. Однако с распадом СССР эффективное сотрудничество прекратилось.

В 1950 г. между Китаем и Монголией были установлены дипломатические отношения и реализуется торгово-экономическое сотрудничество. В 2014 г. по итогам VI международной конференции, проводимой Министерством сельского хозяйства Монголии, было предложено поддержать животноводство, производство продукции животноводства, торговлю сельскохозяйственными продуктами на трансграничной территории. Стартовала программа сотрудничества «Юг-Юг», которая позволит за два года на территории Монголии интенсифицировать животноводство, пчеловодство, рыбоводство, птицеводство (куры), производство кормов и овощей.

Монгольско-китайское сотрудничество. С 1989 г. Монголия импортирует овощи. В 1990-2002 гг. в стране был сельскохозяйственный упадок, снабжение населения осуществлялось из резервных источников питания (государственные склады).

В то же время с 1998 г. Китай стал крупнейшим торговым партнером и крупнейшим инвестором Монголии. С 1999 г. и до сих пор эта связь сохранилась. В 2007 г. китайско-монгольской объем торговли между двумя странами впервые превысил 2 млрд. долл., что составляет 51,5% от общего объема внешней торговли Монголии. В 2010 г. общий объем торговли составил 39,8 млрд. долл. [3].

В 2012 г. Монголия экспортирует продукцию в Китай и еще в 58 стран мира. От общего объема производимой продукции экспорт в Китай составляет 4,06 мил. долл., (92,5%). Большинство продукции горнодобывающей промышленности, шерсти и кожи, продуктов животного происхождения. Китайскомонгольский торговый оборот составил 5,9 млрд. долл. (53,2% от внешнеторгового оборота Монголии). Китайские инвесторы в 2013 г. инвестировали 6189 бизнес-проектов, на долю которого приходится около 50% от общего объема иностранных инвестицией компаний [1,3].

Проблемы Монгольско-китайского сотрудничества.

Хотя объемы двусторонней торговли и инвестиций достигли исторически высокой отметки, однако остаются вопросы, которые любой экономист задает себе:

экономическая эффективность использования ресурсов Монголии (бесконтрольное использование грунтовых вод, интенсивная нагрузка на природные растительные сообщества при выпасе скота и ведения сельского хозяйства) в краткострочных инвестиционных проектах;

затраты в бюджете страны на охрану окружающей природной среды и лечения людей, связанны с развитием химической, горнодобывающей и другой промышленности (в частности добыча, обогащение и захоронение урана) в приграничных районах и на территории Монголии;

продуктовая безопасность страны, от ввозимых импортных некачественных продуктов. Уже сейчас через коридор СЭЗ ввозятся на территорию Монголии с приграничных районов Китая товары с просроченным сроком годности и низкого качества, которые не сертифицированы в Монголии;

перекос транспортной инфраструктуры Монголии, так как автомобильные и железные дороги в основном сосредоточены на востоке страны и в центре, остальные районы отрезаны от инфраструктуры страны;

экономическая и политическая зависимость Монголии от государства-инвестора Китая, стратегическая безопасность инвестируемой китайцами сельскохозяйственной и горнодобывающей отраслей. Ближайшие соседи Монголии это регионы Китая - Внутренняя Монголия, Синьдзян, Манчжурия имеют на границе свободную экономическую зону (СЭЗ). Однако, в китайских провинциях тоже ведется умелое сельское хозяйство, развита легкая промышленность, переработка продукции растениеводства и молока, сборка сельскохозяйственной техники. В СЭЗ в равных законодательных условиях китайские производители имеет экономическую поддержку со стороны своего государства, в отличии от производителей из Монголии. Однозначно, что инвестиции Китая в СЭЗ с Монголией направлены прежде всего на развитие своих приграничных районов, имеющих по сравнению с Монголией, меньше природных ресурсов.

Сотрудничество и кооперация отраслей двух стран может быть взаимовыгодной в сельском хозяйстве. Особенно для Монголии, так как позволит удовлетворить потребности в товарах и обеспечит товарооборот монгольских товаров, увеличит занятость местного населения, позволит замещать импортируемые из Китая товары, поможет развитию национального производственного цикла импорта. Без иностранных (китайских) инвестиций развить производство двух составляющих бюджет страны отраслей маловероятно. Поэтому, целесообразно учитывать возможности Китая, как выгодного инвестора.

В отличии от Китая, в Монголии очень короткое лето и рано наступают морозы. Однако имеется возможность раннего отопительного сезона, поэтому целесообразно для Монголии развивать в приграничных районах растениеводство в защищенном грунте, причем учитывая технологии и характеристики культур, методы строительства и материалы китайского производства. Так же, чтобы увеличить производство продукции в Монголии, созданы предпосылки успешного производства пшеницы, бобовых растений, картофеля и кукурузы, за счет создания новых семян в Китае. Россия ограничила помощь Монголии.

Эффективность краткосрочных инвестиционных вложений в будущем очевидна для простых людей. Однако, для экономистов остается не решенными вопросы долгосрочных перспектив сотрудничества. Эти страхи обусловлены не совершенством и технологической отсталостью промышленности Монголии, проблемами законодательства о праве собственности на землю и выпасу животных, необходимости защищать плодородие почв, организации грамотного использования ресурсов, чтобы не оказаться в ситуации экономической и политической зависимости от государства- инвестора.

Список использованных источников:

Центральный Департамент статистики Монголии [Электронный ресурс] //www.sta.mn

Министерство сельского хозяйства Монголии [Электронный ресурс] //www.mofa.gov.mn

Центральный банк Монголии [Электронный ресурс] //http: //www.mongolbank.mn


Gombosuren Munkhtsetseg master, Inner Mongolia Agricultural University, China





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ