СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Факторы инновационного развития экономики села


ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СЕЛА

Современное развитие агропромышленного комплекса России характеризуется сложными социально-структурными и институциональными преобразованиями. Идет активный процесс развития многоукладной экономики, формирования инновационных хозяйственных укладов, изменения стратегий социальноэкономического поведения жителей села, что приводит к разрушению стихийно сформировавшихся в постперестроечный период механизмов адаптации сельского населения. Динамика развития сельского социума приобретает крайне неустойчивый характер. Модернизационные процессы 90-х гг. разрушили старые колхозно-совхозные социально-экономические структуры. Складывающиеся в процессе социально-экономических трансформаций инновационные рыночные структуры еще не играют ведущей роли в процессах воспроизводства человеческого и социального капитала села. Для определения тенденций дальнейшего устойчивого развития АПК, необходим анализ динамики социально-экономического развития сельскохозяйственных регионов России. Целью данной работы является исследование движущих сил и этапов развития инноваций в агропромышленном комплексе России. Эта проблема для устойчивого социально-экономического и политического развития России, является одной из важнейших, в том числе и для поддержания продовольственной безопасности. На формирование устойчивого развития АПК оказывают значительное влияние процессы глобализации, санкции западного мира и ответные санкции России. Основными ресурсами поддержания устойчивости АПК и способствующими процессу инновационного развития являются: во- первых, производственно-экономические, в том числе, степень оснащенности сельхозпредприятий техникой и технологиями; во-вторых, человеческие ресурсы, как правило - это профессиональные кадры, способные работать в условиях экономики переходного периода; в-третьих, уровень и направленность государственной аграрной политики, степень поддержки и воздействия региональной институциональной среды.

Можно выделить несколько основных факторов, так или иначе влияющих на инновационное развитие села и сельского социума:

государственная аграрная политика;

развитие человеческого капитала села;

становление многоукладной экономики.

Методика факторного анализа позволяет сформулировать основные критерии классификации факторов определяющих социально-экономическое развития сельского хозяйства. Экономические - основываются на определении их принадлежности к экономической сфере жизни села (социально-экономические ресурсы, транспортно-географическое положение, структура экономики, природные условия, наличие рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и др.). Социальные - относящиеся к динамике социальных связей и коммуникационных практик, например, размеры поселения, его административный статус, демографический потенциал населения и др. На основе классификации значимых факторов социально-экономического развития аграрного сектора экономики мы выделяем индикаторы определяющие структуру агропромышленного комплекса. Экономические индикаторы включают масштабы и товарность производства, определяют рентабельность и эффективность хозяйств, вес убыточных сельскохозяйственных организаций, ресурсы, доступные сообществу (социальные, институциональные, природные), характеризующие степень диверсификации форм трудовой активности жителей села, объем реального ВВП на душу населения и др. К социальным индикаторам относятся: денежные доходы и расходы населения, величина среднедушевых доходов, уровень бедности и социальной дифференциации, занятости и безработицы, субъективные показатели социального самочувствия, доля расходов бюджета на развитие социальной сферы; использование свободного времени и пр. А также показатели, характеризующие демографическую ситуацию (удельный вес и возрастной состав сельского населения, демографическая нагрузка трудоспособного населения, ожидаемая продолжительность жизни, миграционные процессы).

Классификация социально-экономических условий развития сельских поселений показала, что степень адаптированности сельского социума и его способность к восприятию инновационных процессов, в значительной мере зависит от структуры экономики (моноэкономика или диверсификация экономической специализации), размеров поселений, близости или удаленности рынков сбыта, уровня развития образовательной системы и профессиональной подготовки населения, безработицы и наличия возможностей альтернативной занятости, национальной структуры и др. Проведенные нами исследования развития сельскохозяйственных регионов Западной Сибири в 1995-2014 гг. показывают, что социально-экономические инновационные процессы в своем развитии прошло определенные этапы.

Первый - (90-е - начало 2000-х гг.) - стабилизационный. Его назначение - приостановить спад производства в области сельского хозяйства. Это было связано, с земельной реформой и изменением форм собственности. В сельском хозяйстве России складывается новый аграрный строй, основу которого составляют: приватизированные колхозы и совхозы, получившие в литературе название «крупхозы»; фермерские хозяйства; личные подсобные хозяйства.

Второй этап - (начало 2000-х - середина 2000-х гг.) - восстановительный. С начала 2000-х гг. государственная аграрная политика начинает приобретать определенные формы. Принимаются федеральные целевые программы, в которых определяются основные направления развития АПК: социальная сфера, ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, улучшение инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, обеспечение жильем молодежи на селе и др. Примерно с середины 2000-х гг. агропромышленный комплекс России начинает выходить из затяжного экономического и финансового кризиса, в аграрном секторе происходят качественные институциональные и социально-структурные изменения. В социально-экономическую структуру села активно внедряется новый инновационный хозяйственный уклад, который представляют агрохолдинги.

Третий этап - (середина 2000-х гг. - н.в.) - стратегический. Идет процесс выхода сельского хозяйства России на уровень наиболее развитых сельскохозяйственных стран, надежное закрепление ее места в мировом производстве и распределении аграрной продукции, расширение ассортимента. Определенный переворот в развитии государственной аграрной политики России произошел с принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". В этом законе впервые были сформулированы основные цели, задачи, принципы реализации государственной аграрной политики направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Были приняты крупные государственные программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 и на 20132020 гг.,

в которых сформулированы основные долгосрочные цели аграрно-продовольственной политики страны: обеспечение продовольственной независимости России; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках; устойчивое развитие сельских территорий; повышение жизненного уровня и качества жизни сельского населения. Сельское хозяйство, в перспективе, должно обладать основным набором социально-экономических факторов, содействующих интенсивному развитию агропромышленного комплекса России [1, с. 106-107].

Анализируя проблему инновационного развития сельских территорий и агропромышленного комплекса в целом, необходимо определить базисные факторы влияющие на этот процесс, выявить основные движущие силы инновационного развития села. В первую очередь отметим, в процессе модернизации агропромышленного комплекса идет активное развитие многоукладной экономики, требующей обновления производственной базы и технологий. При исследовании становления многоукладной аграрной экономики, важно определить наличие человеческих ресурсов, как правило - это профессиональные кадры, способные работать в условиях экономики переходного периода. Во-вторых, необходимо выявить направленность и степень влияния государственной аграрной политики относительно развития АПК, а так же уровень поддержки и воздействия региональной институциональной среды, формальных и неформальных институтов. Важно не забывать, что реформирование агропромышленного комплекса предполагает устойчивое развитие не только собственно производства, но и в первую очередь, всего российского села в целом. Складывающаяся в российском агропромышленном комплексе многоукладность есть результат глобальных, региональных и локальных социально-экономических, общественно-политических и культурных трансформаций. Этот процесс охватывает комплекс проблем социальноэкономического и политического характера, связанных с возможностями устойчивого развития села, и требует выработки экономической стратегии и социальной политики государства для обеспечения баланса интересов всех заинтересованных сторон. Агропромышленный комплекс России, в настоящее время, сложная социально-экономическая система, которая включает предприятия различных форм собственности. Хозяйствующие субъекты и население села имеют интересы и потребности, которые зачастую не совпадают по вектору развития.

На основе экономических критериев поляризации сельского социально-экономического пространства и изменений ориентаций сельского населения на рынке труда можно выделить две основные модели инновационного развития сельского социума и дать оценку их социальной эффективности.

Модель, основанная на развитии инновационной экономики, и представленная крупным фермерством и агрохолдингами, интегрированных с финансовым капиталом.

Модель, основанная на симбиозе экономики крупхозов и мелкотоварного производства, и опирающаяся на ресурсы сохранившихся крупхозов и экономику личных подсобных хозяйств.

Полученные нами результаты позволяют уточнить механизмы и факторы взаимодействия глобального и локального уровней социальной реальности, осуществить интерпретацию процессов трансформации аграрного сектора и их социальных последствий в зависимости от глубины социально-экономических изменений. Усиление влияния государства на агропромышленный комплекс, становление многоукладности в экономике села определили в аграрной сфере тенденции, свидетельствующие о начале существенных изменений в развитии сельских территорий [2]. Наиболее значимыми инновациями этого периода является модификация организационно-производственной структуры сельскохозяйственного производства в связи с внедрением в АПК финансового капитала и изменения социальноэкономических практик населения, обеспечивающих адаптацию сельского социума к условиям реформ, а также сокращение социально-экономического потенциала и значимости личных подсобных хозяйств, корректировке социальной ситуации в целом. В то же время, текущие успехи аграрного сектора нельзя переоценивать [3]. Государственные меры воздействия на экономику АПК имеют, с нашей точки зрения, противоречивый характер. Эти разногласия обусловлены объективно. Во-первых, несоответствием конечных целей государственного регулирования внутренним закономерностям рыночного развития. Во-вторых, нарушением интересов отдельных групп производителей и потребителей. В-третьих, неминуемыми внутренними разногласиями относительно любого решения вследствие наличия разных взглядов и интересов, отличий в понимании реальной действительности и результатов внедрения государственных мероприятий.

В целом можно зафиксировать, что развитие инновационных форм хозяйствования в АПК невозможно без выстраивания системы государственного регулирования аграрной сферы, которая должна соответствовать определенным принципам. Во- первых, это должен быть высокий уровень поддержки производителей сельскохозяйственной продукции с учетом региональных особенностей, регулирование инвестиционной политики. Во-вторых, необходимо усиление внимания государства к социальным проблемам развития села. В-третьих, с учетом участия России в ВТО и введением международных санкций, в условия непрекращающегося давления запада, необходимо повышение конкурентоспособности сельхозпредприятий и защита внутреннего рынка сельхозпродукции, т.е. обеспечение продовольственной безопасности страны. Государственная аграрная политика должна охватывать своим влиянием все стороны социально-экономического развития сельского социума.

В итоге можно отметить, институциональной основой социально-экономических трансформаций сибирского села послужило разрушение системы социальных общественных отношений. В результате либерализации, расширения социальных свобод, внедрения рыночных отношений, складывания новых форм собственности произошло изменение всего уклада жизни сельского населения, всей социально-экономической системы. Результатом развития этих процессов явилось формирование многоукладной аграрной экономики, развитие частного сектора, повышение производительности труда и рост валового продукта, становление широкого рынка сельхозпродукции. Самый важный аспект взаимодействия предыдущих адаптационных и инновационных элементов структуры сельского социума заключается в несовместимости укладных форм, сформированных в рамках различных адаптационных стратегий. Сосуществующие уклады по своей внутренней социально-экономической природе разно- полярны. Это можно объяснить тем фактом, что часть из них больше отражает общественно-коллективные интересы, а другая - частнособственнические.

Данные наших исследований позволяют сделать вывод, что социально-экономических механизмы стабилизации и поддержания социального равновесия в сельском социуме, сложившиеся в период 90-х - начале 2000-х гг. и основанные на пассивных стратегиях адаптации, в определенной мере исчерпали свой ресурс и на сегодняшний день не соответствуют вызовам изменившейся социально-экономической ситуации. Мы полагаем, что в российском сельском социуме, на уровне массовых ориентаций, происходит отказ от пассивных адаптационных стратегий [4, с. 97-98]. Они не способны в должной мере стимулировать население в полной мере задействовать имеющиеся ресурсы и реализовывать наиболее успешные адаптационные стратегии в рамках инновационного развития села.

Список использованных источников:

Шмаков В.С. Потенциал инновационного развития села // Вестник Новосибирского государственного ун-та. Серия: Философия. 2014. Т. 12, Вып. 2. С. 103-109.

Ушачев И.Г. Стратегические направления развития АПК России в условиях региональной интеграции и глобализации // Аграрная политика России в условиях международной и региональной интеграции. Труды международной научнопрактической конференции, посвященной 85-летию Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства. М., 2015. Ч.1. С. 5-20.

Алтухов А.И. Реализация государственной программы как базисный фактор развития аграрной сферы экономики // Агропродовольственная политика России. 2015. № 4. С. 2-13.

Шмаков В.С. Сельский социум России: динамика развития // Гуманитарные науки в Сибири. 2014. № 4. С


Шмаков В.С. дфилос.н., зав сектором социально-философских исследований Институт философии и права СО РАН, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ