СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Инновационная экономика россии: перспективы развития


ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

###к.э.н., доцент кафедры "Финансов и банковского дела” ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Инновации - это принципиально новый продукт (знание), способный усовершенствовать технологический процесс. Внедрение инновационных элементов в производство обеспечивает революционное развитие отрасли, а в некоторых случаях - всей экономики. Большинство индустриально развитых стран связывают свой долгосрочный устойчивый экономический рост с переходом на инновационный путь развития, который характеризуется широким использованием в промышленности, хозяйстве современных достижений науки и техники. Разработка новейших технологий, выход с ними на мировые рынки и развертывание международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках мировой экономики стали стратегической целью экономического роста для индустриально развитых стран, где интеллектуальные ресурсы вместе с новейшими технологиями служат показателем уровня экономической независимости и национального статуса.

Поэтому конкурентоспособность страны во многом зависит от того, насколько модернизированы производственные процессы. Развитие инновационной системы представляет собой комплексную структуру, которая функционирует и развивается согласно инновационной политики. Инновационная политика регионов России призвана обеспечить жизнеспособность всей национальной инновационной системы. Очевидно, что инновационная политика каждого региона строится с учетом местных особенностей: ресурсной базы, отраслей специализации, финансового благосостояния и прочих факторов. Однако важно уделять внимание развитию всех регионов страны [7].

Региональная инновационная система представляет собой комплекс институтов, деятельность которых направлена на поддержку инновационной деятельности, разработку, реализацию и успешное внедрение в производство инновационных проектов. Инновационная система при таком подходе является одной из значимых подсистем наряду с финансовой системой, рынком труда, системой производственных отношений и т.д. Главной ее задачей является генерация и внесение изменений во всю экономическую систему путем внедрения продуктов нового знания - инноваций - в различные ее элементы [8]. Посредством этого вклада обеспечивается рост объемов экономики, модернизация систем производства, продукции, услуг. Эффективность системы и возможность ее выполнять свою модернизирующую функцию напрямую зависят от того, насколько удовлетворительно развитие других подсистем. Также нельзя отрицать и значимость

уровня "внешних" факторов, таких как: образование, наука, законодательство и культура.

Таким образом, можно выделить некоторые определяющие особенности складывания и функционирования региональной инновационной системы:

расширение интеграции ресурсов науки и образования с производством и рыночной инфраструктурой;

большое значение участия государства в формировании и развитии системы по стратегическим направлениям;

важность роли инвестиционных ресурсов в развитии инноваций [3].

Следует отметить, что инновационная система имеет свою определенную структуру. В нее входят такие базовые элементы, как государство, бизнес и образовательная система.

Так, малый и средний бизнес также играют одну из ключевых ролей в развитии инновационного процесса. При этом, активность малого и среднего бизнеса напрямую зависит от доступности венчурного капитала (капитала инвесторов, направляемого на инвестирование новых проектов - долгосрочные инвестиции и вложения). Так становится очевидной взаимосвязь политики государства в отношении среднего и малого бизнеса, частного предпринимательства, инвестиционной политики и качества функционирования инновационной системы. Из этого следует и многообразие факторов, определяющих развитие этой системы в том или ином государстве. К этим факторам относятся: соотношение государственного и частного сектора; присутствие иностранных компаний; соотношение фундаментальных и прикладных исследований и разработок; динамика развития и отраслевая структура инновационной деятельности [5].

Однако, несомненно, главную роль в запуске инновационного вектора развития экономики принадлежит государственным институтам. Государственная поддержка инноваций, может осуществляться с помощью ряда мер, таких как льготное налогообложение, субсидирование, прямое бюджетирование, кредитование (в т.ч. на особых условиях), организация венчурных фондов и содействие их развития, обеспечение актуальной нормативно-правовой базы и т.д. [9]

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом.

В условиях перехода к инновационной модели экономического развития именно государство должно вырабатывать национальную стратегию развития, создавать основные условия инновационного развития, механизмы саморегулирования и становления эффективных институтов инновационной среды, выполнять задачу обеспечения восприимчивости экономики к инновациям и нововведениям.

К сожалению, в настоящее время показатели инновационного развития в Российской Федерации ниже среднего мирового уровня [2].

Как показывает изучение зарубежного опыта, исходными условиями для инновационного развития на Западе рассматривают:

технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса;

постоянный рост числа участников инновационной "цепочки", в т.ч. в результате вовлечения в нее новых социальных групп;

институциональную систему (включающую как формальные, так и неформальные элементы), ориентированную на инновационное развитие;

востребованность инноваций большинством хозяйствующих субъектов, НИС в целом.

По оценке экспертов, ни одно из перечисленных исходных условий в современной России не наблюдается [4].

Во многом по этим причинам, место России в мировых инновационных процессах пока не пропорционально имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. Дальнейшая консервация сложившейся ситуации чревата окончательной потерей перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, отставанием при переходе ведущих мировых держав на технологии постиндустриальных укладов.

Исследование проблем инновационного сектора российской экономики позволяет выделить следующие факторы, которые являются, на мой взгляд, серьезным препятствием его развития: противоречивость и непоследовательность курса правительства; слабое финансирование научного сопровождения инновационных проектов; практически полное отсутствие платежеспособного спроса на инновационные продукты; низкий уровень концентрации производства и капитала; несовершенство правовой инфраструктуры инновационных процессов; низкое качество профессионализма управленческого аппарата и др.

Сложившееся положение дел в инновационной сфере российской экономики свидетельствует о глубоком инновационном кризисе, имеющем специфические формы проявления:

значительная часть технологических инноваций финансируется не промышленными предприятиями - разработчиками, а правительственными структурами, которые, как правило, не занимаются непосредственным внедрением разработанных ноу-хау, в результате чего последние не доходят до своего потребителя;

исследования в большинстве своем ведутся в традиционных направлениях, прежде всего, в отраслях тяжелой промышленности, несмотря на то, что емкость внутреннего рынка промышленных инноваций крайне невелика; спрос стран-аутсайдеров ограничен финансовыми возможностями; высокоразвитые страны предъявляют спрос на инновации нетрадиционного типа, обеспечивающие развитие новых наукоемких отраслей на стыке различных областей знаний [11];

не востребованность значительной части пионерных продуктов и технологий на российском рынке инноваций, что обусловлено, в значительной мере, несоответствием уровня развития общественного производства и потенциала научноисследовательского комплекса страны.

Изложенное свидетельствует, что инновационный кризис в России является следствием причин, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Для создания эффективного института налоговых льгот необходимо широко использовать мировые уроки, проявившие себя зарубежные схемы и способы развития и поддержки инноваций. Учитывая мировой опыт в области налоговой политики, направленной на поддержание инновационной деятельности, и текущее состояние налогового стимулирования российской экономики, целесообразно предусмотреть такие дополнения и изменения в нормах отечественного налогового законодательства, которые будут распространяться на все субъекты инновационной деятельности и станут фактором роста инновационной активности. В России постепенно формируется новая структура государственного управления и законодательная база, создающая условия для функционирования всей инновационной сферы в рыночных условиях. В связи с этим основными целями современной налоговой системы Российской Федерации должны быть формирование стимулов развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства и обновления основных фондов предприятий, снижение общей налоговой нагрузки на экономику и бизнес [6].

Однако в условиях современного кризиса и экономической неопределенности вопросы запуска механизма инноваций отходят на второй план. Властные структуры, прежде всего, заняты решением насущных проблем, связанных с обеспечением нормальной жизнедеятельности страны. В связи с этим развитие инновационной политики в России требует грамотных управленческих решений в области распределения средств, организации контроля над исполнением распоряжений, а также достаточной финансовой поддержки со стороны государства.

Для изменения ситуации в стране принята Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2020 г., положения которой в качестве стратегически важного направления государственной политики в современных условиях предполагают обеспечение инновационного развития экономики, создающего основу динамичного, качественного роста национального хозяйства, определяющего его конкурентоспособность на международном рынке.

Стратегия предусматривает выработку и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Она предусматривает осуществление всех видов регулирования инновационной деятельности: организационные, экономические, финансовые, нормативно-правовые.

Следует отметить, что уже сейчас проделана огромная работа в данном направлении.

Правительство Российской Федерации уделяет огромное внимание государственным институтам развития по технологическому обновлению российской экономики.

В современный состав действующей в России системы институтов развития, оказывающих государственную поддержку инновационной деятельности, входят: ОАО "РВК", ОАО "Роснано", Внешэкономбанк, ОАО "МСП Банк", Фонд "ВЭБ Инновации", Фонд "Сколково", АИФ "Росинфокоминвест", Фонд содействия инновациям, ФГАУ "РФТР", Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд перспективных исследований.

На институты развития Правительством РФ возложены задачи снижения рисков частных инвесторов и предпринимателей, действующих в наиболее технологически сложных отраслях экономики, повышения эффективности их инвестиций, содействия в получении финансовой и экспертной поддержки.

За счет предоставления государством институтам развития масштабных финансовых ресурсов, которые они могли распределять, указанные организации обеспечивали идентификацию и преодоление институциональных "фиаско" рынка и региональных дисбалансов, поддержку рисковых отраслей, имеющих перспективу развития в глобальном масштабе, диверсификацию российской экономики.

Важнейшими задачами, возложенными на институты развития, являются: развитие инновационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить снижение стоимости научных разработок и внедрение в производство новых технологий; поддержка стратегически важных технологических направлений и обеспечение доступности знаний и образования в сфере инновационного развития и венчурного бизнеса.

Уже по состоянию на 1 января 2014 г. указанным институтам развития предоставлены средства в объеме свыше 1 трлн. руб. В результате оказанной поддержки было создано более 76 тыс. рабочих мест (из них в 2013 г. - более 20 тыс. рабочих мест), в федеральный бюджет перечислено налоговых отчислений в объеме более 91 млрд. руб. (из них в 2013 г. - 20 млрд. руб.), при этом объем привлеченных средств в проекты превысил 258 млрд. руб. Компаниями, получившими поддержку институтов развития, подано свыше 1,7 тыс. заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности (789 заявок - в 2013 г.). Объем продаж, получивших поддержку компаний за период с 2007 по 2013 г., составил около 380 млрд. руб., в том числе в 2013 г. - около 197 млрд. руб., включая экспорт - около 30 млрд. руб.

Данные затраты уже принесли существенные результаты. Так, например, хорошие темпы развития по состоянию на начало 2015 г. показал Инновационный центр «Сколково» (табл. 1).

Таблица 1

Плановые и фактические показатели развития

В компаниях - участниках проекта создано 17,7 тыс. высокотехнологичных рабочих мест. Их совокупный объем выручки за период с 2013 г. по июнь 2015 г. составил более 53 млрд. руб. Суммарный объем частных инвестиций в проекты компаний- участников и Сколковский институт науки и технологий за тот же период составил 10,4 млрд. руб.

Также, в рамках Программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации поддержано создание организаций инфраструктуры в области инноваций и промышленного производства (в 2010-2015 гг. на указанные цели выделено 8,4 млрд. руб.).

В 2014 г. общее количество заявок на выдачу патента Российской Федерации на изобретение, поступивших в Роспатент,

составило 40308 заявок (89,74% к 2013 г.

- 44914 заявок), в том числе:

от российских заявителей - 24072 заявки (83,69% к 2013 г. - 28765 заявок);

от иностранных заявителей - 16236 заявок (100,54% к 2013 г. - 16149 заявок).

Значительная часть из выделенных средств была инвестирована государством в институты развития, ориентированные на поддержку достаточно крупных проектов на завершающих стадиях. Это отражало потребности экономики страны в скорейшем практическом внедрении уже полученных результатов прикладных исследований, освоение которых было отложено вследствие отсутствия адекватных финансовых вложений в 1990-х годах. Так, суммарный объем предоставленных государственных средств Внешэкономбанку и ОАО «Роснано» для целей поддержки инновационных проектов, включая государственные гарантии, составляет 813,7 млрд. руб. Эти ресурсы позволили реализовать масштабные проекты с длительными экономическими и социальными эффектами.

За время работы ОАО «Роснано» проинвестировало 105 проектов. Объем инвестиций компании по состоянию на 1 сентября 2015 г. составил 166,4 млрд. рублей, а совокупный бюджет проектов - более 464 млрд. руб. Введено 60 заводов и центров исследований и разработок в 29 регионах России. [10]

Объем продаж компаний, поддерживаемых институтами развития, за период с 2007 по 2013 г. составил около 380 млрд. руб. В результате поддержки инновационных проектов было создано более 76 тысяч рабочих мест. Объем привлеченных средств в проекты, поддержанные институтами развития, за 2007-2013 гг. превысил 258 млрд. руб. Количество заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, поданных получившими поддержку институтов развития компаниями, в течение 2007-2013 гг. составило свыше 1,7 тысяч ед. [1].

Существует два основных направления деятельности, реализуемых институтами развития в инновационной сфере.

Одно из них заключается в оказании финансовой поддержки в реализации инновационных проектов, в т.ч. в форме грантов,

участия в уставном капитале портфельных компаний, предоставлении кредитов.

Другое направление - это оказание нефинансовой поддержки инновационной деятельности. Это направление включает: содействие формированию проектов, удовлетворяющих критериям инвесторов, или предоставление поддержки на ранних стадиях, в т.ч. через развитие объектов инновационной инфраструктуры, реализацию программ дополнительного образования; содействие продвижению продукции инновационных компаний на внутреннем и внешнем рынке и др.

К настоящему времени можно признать в целом решенными задачи первого направления формирования системы институтов развития: осуществлена отработка различных форм и механизмов поддержки инновационной деятельности, компенсирующих наиболее существенные фиаско рынка, которые не могут быть оптимально решены рыночными механизмами; накоплены необходимые компетенции для поиска и отбора инновационных проектов; сформирован широкий инструментарий поддержки инновационной деятельности; продемонстрированы отдельные успешные примеры деятельности институтов.

Однако следует отметить, что институты развития осуществляли поддержку, прежде всего, проектов с определенными отраслевыми ограничениями. А непосредственное развитие конкретных отраслей, технологий отнесено к задачам только ОАО "Роснано", Фонда инфраструктурных и образовательных программ и кластеров Фонда "Сколково".

В качестве позитивных результатов деятельности институтов развития можно выделить следующие:

отработка различных новых и сложных схем поддержки инновационной и инвестиционной деятельности, формирование предпосылки для распространения соответствующих квалификаций и навыков в частный сектор;

обеспечение динамичного развития инновационной инфраструктуры, расширение процессов взаимодействия и обучения в инновационной сфере, формирование новых инновационных команд;

демонстрация успешных примеров поддержки стартапов, формирования партнерств бизнеса и науки, коммерциализации исследований и разработок, создания новых высокотехнологичных производств;

привлечение внимания и ресурсов к развитию отдельных новых секторов и рынков (наноиндустрия, биомедицина, энергоэффективность, ИТ-индустрия), повышение интереса иностранных инвесторов к работе на российском рынке;

формирование специализированной национальной биржевой инфраструктуры для финансирования инновационных компаний и информационно-торговой площадки для привлечения инвестиций в непубличные компании и подготовки их к выходу на публичный рынок капитала.

Предлагаются следующие основные направления изменений системы институтов развития и отдельных элементов инновационной системы:

расширение условий для устойчивого потока инновационных проектов и формирования новых инновационных команд;

повышение капитализации институтов, расширение финансирования средних по масштабам проектов в сочетании с мерами по определению промышленной политики и настройки на ее задачи условий и параметров средних проектов;

развитие механизмов поддержки партнерств, расширение инфраструктурной деятельности институтов развития по распространению опыта и обучению;

усиление демонстрационного эффекта от функционирования институтов развития, привлечение к их деятельности стратегических и институциональных инвесторов как механизм замещения бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях.

Ключевыми группами институтов развития должны стать университеты и научные центры, объекты инновационной деятельности, компании, федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного управления.

Активное участие институтов развития в программах преобразования крупных секторов на основе инноваций - энергетика, строительство, медицина и ЖКХ - позволит создать естественный спрос на инновации, переориентировать соответствующие отрасли с потребления устаревших технологий. В то же время в целях преодоления "инерции" традиционных групп интересов требуется сочетание инновационной и промышленной политики с долгосрочным планированием.

Список использованных источников:

Барменкова Н.А. Оценка инновационного потенциала региона на примере Центрального федерального округа // Экономика и предпринимательство. 2014. № 7 (48). С. 268-273.

Валентей С. Контринновационная среда российской экономики. Вопросы экономики // 2014. № 10. С. 133.

Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. М., 2013.

Иванова Н.И. Формирование и эволюция национальных инновационных систем. М.: ИМЭМО РАН, 2011.

Поляк Г.Б. Региональная экономика: учебник для студентов вузов. 5 изд., перераб. и доп., - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

Радюкова Я.Ю., Бушуева Е.Н. Совершенствование конкурентной политики как инструмент развития предпринимательства в России // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 1 (35). С. 133-140.

Радюкова Я.Ю., Пахомов Н.Н. Формирование конкурентных преимуществ национальной экономики на основе модернизации промышленной политики // В сборнике: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Тамбовского регионального отделения Вольного экономического общества России Тамбов, 2015. С. 126-135.

Смагин И.И., Чекулина Т.А. Вопросы совершенствования категориального аппарата в контексте формирования концепции инновационного развития России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 12-2 (104). С. 433-439.

Смагина В.В., Стрекалов Н.В. Формирование динамической модели инновационного развития аграрных регионов России на примере Тамбовской области // Социальноэкономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 6. С. 81-88.

Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс] govemment.ru

Чернышова О.Н., Сутягин В.Ю. Анализ инновационных продуктов кредитного рынка и их внедрение в условиях современной экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014.№ 1.С. 184-190.


Харитонова К.Г. магистрант 1 года обучения программа "банковское дело" ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ