СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Инновационная деятельность в республике беларусь: современное состояние


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Мировая экономика переживает усиление инновационной динамики. Основными стимуляторами ее роста выступают два фактора: глобализация и инновации. С высокой долей вероятности можно сказать, что мировая инновационная динамика после преодоления мирового финансового кризиса ускорилась. В пользу этого вывода говорит и история мировых кризисов, и возросшее количество стран - активных инноваторов, и нарастание глобальных и национальных проблем, решение которых опирается на инновации и даже практические антикризисные меры [3, с. 5].

Инновации - ключ к решению задач экономического и социального развития, экологической безопасности страны.

Все это достигается благодаря эффектам, которые обеспечиваются инновациями:

прямой экономический эффект - выражается в окупаемости инвестиций, вложенных в инновации, в эффективном использовании ресурсов, снижении издержек на единицу продукции, увеличении прибыли предприятий;

научно-технический эффект - проявляется в улучшении качественных, технических характеристик продукции, повышении конкурентоспособности продукции, росте научно-технического уровня производства;

экологический эффект - заключается в снижении неблагоприятного воздействия производства на окружающую среду благодаря использованию экологически чистых технологий, в повышении экологической безопасности продукции, распространении практики безотходного производства;

социальный эффект - проявляется в эффективном использовании рабочего времени, улучшении условий труда, росте заработной платы на основе роста производительности труда, сокращении численности безработных в стране, повышении спроса на образованных специалистов;

внешнеэкономический эффект - заключается в увеличении чистого экспорта, сокращении дефицита платежного баланса страны;

синергический, или системный, эффект - является результатом использования комплекса взаимодополняющих изобретений в одном объекте.

В развитых государствах мира 75-90 % прироста ВВП обеспечивается за счет роста инновационного сектора. В России и Беларуси данный показатель находится на уровне 3 % [2, с. 169].

Беларусь обладает ограниченными природными ресурсами и незначительным по масштабу внутренним рынком сбыта. В 2015 г. объем ВВП составил в сопоставимых ценах 96,1 % к уровню 2014 г., объем внешнего долга к ВВП - 22,7 % при пороговом значении в 25 %, внешнеторговый оборот за январь-ноябрь 2015 г. составил 73,9 % к уровню 2014 г. Наукоемкость ВВП Беларуси в 2014 г. составила 0,52 %, продемонстрировав снижение по сравнению с показателем 2013 г. - 0,67 % [1, с. 10].

В этой связи экспортно-ориентированная конкурентоспособная экономика как цель любых экономических инициатив в стране не вызывает сомнений. Инновационный путь развития как дальнейший сценарий развития экономики с вовлечением в процесс человеческого и научно-технического потенциала, объектов уже функционирующей инновационной инфраструктуры на базе структурных преобразований может сопровождаться производством многочисленных эффектов от инноваций.

Инновационное развитие подконтрольно государству и регулируется Законом Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», Законом Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики», Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.

Выбор стратегии инновационной деятельности зависит от комплекса факторов: финансовых ресурсов страны, наличия запасов сырья, уровня технологии производства в отраслях экономики, эффективности механизма регулирования экономических процессов, результатов рыночных преобразований.

Причины медленных темпов трансформации в республике, по мнению экспертов Европейского банка реконструкции и развития, лежат в областях приватизации и реструктуризации экономики, которые являются решающими процессами при переходе к рыночному хозяйству.

Так, частный сектор в Беларуси (заняты 54,4 % работающих в экономике) в настоящее время производит около 30 % ВВП, в Литве - 75 %, Латвии - 70 %, Польше - 75 %, России - 65 %, Украине - 60 %. Отраслевая структура хотя и изменяется согласно мировому тренду, а именно - уменьшается доля занятых в сельском хозяйстве и растет в сфере услуг ( 10 и 55 соответственно), но пока отстает от соседей: Литва - соответственно 9 и 66, Латвия - 8 и 68, Россия - 20 и 62, Украина - 16 и 62 от всех занятых в экономике [2, с. 118].

В последние годы научные, научно-технические и инновационные разработки в Республике Беларусь выполняли организации академического, вузовского, отраслевого и негосударственного сектора науки страны. Достижения белорусских ученых можно расценивать как вклад в улучшение позиций Республики Беларусь в международных рейтингах научнотехнического

и инновационного развития.

Международные рейтинги являются важным источником информации, обеспечивающим возможность оценки уровня развития компонентов НИС (национальной инновационной системы) и потенциала Беларуси в сопоставлении с другими странами. В настоящее время в мире рассчитываются 13 индексов в области инновационной деятельности и развития, по которым определяются рейтинги стран по комплексу индикаторов.

Так, в последних редакциях по индексу знаний Института Всемирного банка Беларусь в 2012 г. заняла 45-е место в рейтинге 142 государств мира, опередив все страны СНГ, кроме России ( 43-е место). По индексу экономики знаний республика заняла 59-е место, уступив среди стран СНГ только России (55-е место) и Украине (56-е место). Она улучшила свое место сразу на 11 позиций в первую очередь за счет совершенствования макроэкономических условий и ИКТ-инфраструктуры. По индексу развития ИКТ Беларуси присвоено 35-е место из 92 стран, в рейтинге электронного правительства - 61-е из 190 [2, с. 44].

В глобальном инновационном индексе 2015 г. Беларусь заняла 53 место в мире, в мировом индексе развития человеческого потенциала, составленном по итогам 2014 г., Беларусь укрепилась на 50-ом месте и входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития.

Обращает на себя внимание тот факт, что между положениями стран в глобальном инновационном индексе сохраняется инновационный разрыв. Рейтинги ведущих 10 и ведущих 25 стран в последние годы изменились, но список стран остается неизменным. Этот опасный с точки зрения последствий для ряда стран разрыв связан с тем, что государствам с менее инновационной экономикой трудно успевать за темпами прогресса в странах с высоким рейтингом. Авторы объясняют это тем, что «отстающим» странам трудно добиваться экономического роста и сохранять человеческие ресурсы, необходимые для устойчивых инноваций.

В целом, позиции Беларуси в международных рейтингах по инновационной деятельности близки к России и превышают усредненные значения стран с доходами выше среднего уровня по большинству показателей. Однако проблема придания инновационного качества экономическому росту остается открытой и актуальной для экономик обоих стран. Приоритетными областями научно-технического и инновационного сотрудничества до 2017 г. Беларуси с Российской Федерацией выступают космические технологии, высокопроизводительные системы обработки информации, наноматериалы и нанотехнологии, генная инженерия и биотехнологии. В Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020 г. содержится 10 пилотных проектов, в 9-ти из которых Беларусь - активный участник.

Список использованных источников:

Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь (2010-2014) / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2015. - 140 с.

Шимов В.Н., Крюков Л.М. Инновационное развитие экономики Республики Беларусь: движущие силы и национальные приоритеты: монография. - Минск: БГЭУ, 2014. - 199 с.

Шумилин А.Г. Национальная инновационная система Республики Беларусь: монография. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2014. - 255 с.


Лещиловская М.П. к.э.н., доцент кафедры экономической теории Белорусского государственного экономического университета, Республика Беларусь





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ