СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Инновационное развитие регионов на примере республики казахстан


ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Для повышения конкурентоспособности экономики Республики Казахстан на современном этапе, необходимо инновационное развитие регионов и отраслей экономики, обеспечивающих выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Производственная инфраструктура, человеческий капитал, природно-ресурсный потенциал определяют широкие перспективы инновационного развития экономики страны с выходом на мировой рынок в будущем. В связи с этим необходим комплекс мер, стимулирующих развитие бизнеса, способствующих укреплению взаимовыгодного сотрудничества между научными, учебными организациями и производственными предприятиями Казахстана [5].

При анализе инновационного потенциала регионов в Казахстане за основу можно принять территориальную модель, состоящую из четырех групп, соответствующих условиям хозяйствования, ресурсно-производственному потенциалу, специализации и характеру решаемых задач.

К первой группе можно отнести области с высокими научно-производственным потенциалом и достаточно благоприятными экономическими условиями для создания высокотехнологичных наукоемких производств. Эти области могут стать опорными в технико-технологическом прорыве, поскольку имеют самый высокий стартовый уровень индустриально-инновационного развития.

Во вторую группу можно отнести области, обладающие уникальными запасами минеральных ресурсов стратегического характера и достаточно высоким уровнем развития научнопроизводственного потенциала. В этой группе крайне нерациональная отраслевая структура народного хозяйства (абсолютное преобладание отраслей по добыче и частичной переработке минерального сырья). К третьей группе относятся области, агропромышленные комплексы которых являются ведущими в формировании продовольственного потенциала республики. Четвертую группу составляют области, имеющие экстремальные техникотехнологические условия, жестко лимитирующие возможности экономического маневра, крайне нерациональную отраслевую структуру, а также районы экологического кризиса [8].

Из зарубежного опыта известно, что разные стартовые возможности регионов не являются преградой для интенсивного развития экономики в целом. Естественно, что регионы имеют различные условия для научно-технологического развития, что обусловливает дифференцированный подход к поиску путей выбора стратегии их социально-экономического развития. Относительно высоким научно-производственным потенциалом обладают регионы Восточного и Центрального Казахстана, средним - Западного и Северного Казахстана и самым низким - Южного Казахстана. Обобщенная информация представлена в таблице 1.

Таблица 1

Группы регионов Республики Казахстан, различающиеся условиями хозяйствования, потенциалом, характером решаемых задач

Группа
регионов
Характеристика группы регионов
Регионы, попадающие в ту или иную группу
i
Области, имеющие высокий стартовый уровень индустриально-инновационного развития
Карагандинская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская
2
Области, обладающие богатыми запасами минеральных ресурсов стратегического характера
Атырауская, Актюбинская, Мангистауская, ЗападноКазахстанская
3
Области, АПК которых являются ведущими в формировании продовольственного потенциала республики
Костанайская, СевероКазахстанская, Акмолинская, Южно-Казахстанская, Алматинская, Жамбылская
4
Области, имеющие экстремальные техникотехнологические условия, районы экологического кризиса
Кызылординская
Источник: Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года

Решающую роль в успешном развитии регионов играет их инициатива, поскольку они выступают основным инструментом реализации Государственной Программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР). Каждый регион уникален, и решение проблем любой из областей требует отдельного подхода. Региональные инициативы тесно связаны с развитием экономики региона, рациональным использованием местных ресурсов, цель которых - повышение уровня жизни населения. Сегодня инновационное развитие регионов и рыночная трансформация в целом сдерживаются деформацией структурноинвестиционных процессов, а также разными возможностями самофинансирования территории. Поэтому основное назначение каждого региона в новых условиях - создание инвестиционной среды. [7]

Следовательно, ускоренная модернизация регионов требует качественного по базовым направлениям прорыва, основанного на инновациях, создании новых точек роста экономики, концентрации производственных и трудовых ресурсов. Правительство Казахстана разработало основные направления инновационной политики, соответствующие национальным интересам, но реализуемые на региональном уровне. Сегодня особую важность приобретает способность государства не просто генерировать новые знания, развивать науку, но и быстро и эффективно внедрять передовые технологии и знания со всего мира в отдельных регионах республики. Заметна резкая дифференциация регионов и в инновационной активности бизнеса. Действенная поддержка Акиматами инновационных процессов в регионах является одним из ключевых факторов, обеспечивающих формирование инновационного климата и производство конкурентоспособной продукции. Научноисследовательские организации становятся составной частью инфраструктуры региона. [2].

Экономика нашей страны в 2014 г. развивалась в условиях замедления экономической активности в мире. В текущем году сохраняется неопределенность развития в мировой экономике. Прогнозируется снижение темпов экономического роста в странах - основных торговых партнерах Казахстана таких, как Российская Федерация и Китай, что может оказать негативное влияние на рост производства в нефтегазовой сфере, промышленности и сельском хозяйстве, а также на экспорт отечественной продукции и услуг, являющиеся основой экономического состояния отдельных регионов.

Для обеспечения запланированного роста и стимулирования развития регионов и отраслей реализуется Дорожная карта первоочередных мер социально-экономической политики на 2015 г. и План мероприятий по обеспечению экономического роста до конца 2015 г. На фоне замедления экономической конъюнктуры принятие стимулирующих мер Дорожной карты и Плана мероприятий позволит обеспечить устойчивый экономический рост в текущем году. В целом поступательное развитие страны будет обеспечено за счет проведения мер рациональной макроэкономической политики, включающей сбалансированное использование инструментов денежно-кредитной, фискальной, инвестиционной и отраслевой политик страны в целом и регионов в частности. [6].

Главную роль в инновационном развития регионов Казахстана играют государственные институты развития, в частности и АО «Инвестиционный фонд Казахстана». В 2012-2014 гг. в АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (далее - Фонд) на рассмотрение поступило 362 проекта на общую сумму 9,8 млрд. долл. США. Структура поступивших в 2012-2014 гг. на рассмотрение проектов показывает охват всех регионов республики. Наибольшее количество поступивших проектов из Алматинской области - 67 проектов на общую стоимость - 776,8 млн. долл. США, из Алматы - 36 проектов, Южно-Казахстанской области - 35 проектов [4].

В отраслевом разрезе наибольшее количество составляют проекты по производству строительных материалов - 98 проектов на общую сумму 1,8 млрд.долл. США и пищевых продуктов и переработки сельскохозяйственного сырья - 66 проектов на сумму 788,75 млн.долл. США, наименьшее - производство электроэнергии, тепла, нефте-, газо-, горнодобывающая промышленность - 28 проектов на общую сумму 307 млн. долл. США.

По состоянию на 1 июля 2014 г. Фондом профинансировано (участие в уставном капитале) 27 проектов общей стоимостью свыше 861,4 млн.долларов США. Участие Фонда - 185,7 млн. долл. США.

К сожалению, в Казахстане до сих пор не сложилась культура прямых инвестиций, а Инвестиционный фонд так и не смог стать пионером в этой отрасли. Один из главных проблемных моментов, связанных с портфелем фонда - это заложенное при инвестициях ограничение доходности на капитал. Основополагающим принципом прямых инвестиций является изначальная нацеленность инвесторов на выход из компании с максимальной прибылью через продажу своей доли по рыночной цене. Таблица 2

Структура поступивших проектов и концепций по регионам

Регионы Республики Казахстан
за 2012-2014 год
Кол-во проектов
млн. долларов США
Акмолинская область
15
240,5
Актюбинская область
19
570,8
Алматинская область
67
776,8
Атырауская область
7
210,9
Восточно-Казахстанская область
28
619,1
г. Алматы
36
365,4
г. Астана
8
133,24
Жамбылская область
20
1642
Западно-Казахстанская область
16
676,6
Карагандинская область
26
665,2
Костанайская область
12
330,2
Кызылординская область
7
500
Мангистауская область
17
864
Павлодарская область
11
954,5
Северо-Казахстанская область
15
226
Южно-Казахстанская область
35
338,7
прочие
11
532.8
за пределами РК
12
194,7
Общий итог
362
9,8
Источник: данные Комитета по статистике МНЭ РК

Важно, что потери с одних проектов перекрываются прибылью с других, позволяя получить итоговую положительную доходность по всему портфелю. Именно этот принцип в ИФК не соблюдался.

В настоящее время в вопросах инновационного развития Казахстан подошел уже с конкретными результатами. Так, на сегодня в стране создана необходимая инфраструктура поддержки инноваций. Работают такие институты развития, как Национальный инновационный фонд, Фонд науки, венчурные фонды, региональные технопарки, офисы коммерциализации, отраслевые конструкторские бюро, международные центры трансферта технологий. Начато строительство первой очереди Парка инновационных технологий. Существенно возросла эффективность региональных технопарков, запущена полноценная система коммерциализации технологий, создаются центры распространения знаний.

[3].

Вместе с тем, следует отметить, что все еще необходима государственная поддержка инновационного развития регионов, в следующих основных формах:

определение приоритетов инновационного развития и разработка инновационных программ;

создание необходимых организационных и экономических условий, обеспечивающих привлечение инвестиций для реализации государственной инновационной политики;

формирование инновационной инфраструктуры;

целевое финансирование из государственного бюджета;

участие государства в создание конкурентоспособных производств;

обеспечение гарантированных рынков сбыта инноваций, созданных по государственному заказу

продвижение отечественных инноваций на внешние рынки и др. [1].

В этой связи, основные цели индустриально-инновационной политики должны исходить стратегических интересов Республики Казахстан, одной из которых является снижение зависимости от сырьевой направленности экономики к развитию отраслей перерабатывающей промышленности.

Таким образом, государственная поддержка развития инновационной деятельности позволит регионам Казахстана активизировать привлечение инвестиций с целью обновления свих основных фондов, расширения диверсификации производства и дальнейшего обеспечения финансовой устойчивости своей хозяйственной деятельности.

Список использованных источников:

Закон РК «Об инновационной деятельности» от 3 июля 2002 г. № 333-2.

Каренов Р.С. Приоритеты стратегии индустриально- инновационного развития горнодобывающей промышленности

Казахстана. - Астана: Изд-во КазУЭФМТ, 2010. - 539 с.

Кошанов А. Форсированная индустриализация и инновационная стратегия // Мысль. - 2011. - № 5. - С. 29-36.

Официальный сайт Комитета по статистике МНЭ РК. - www.stat.gov.kz/

Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана: Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана // Мысль. - 2013. - № 3. - С. 2-14.

Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2015-2019 гг.

Сакенов М. Форсированное индустриальноинновационное развитие экономики Казахстана // Промышленность Казахстана. 2009. № 6. С. 10-13.

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года: Утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 г. № 922 // Мысль. 2010. № 3.С. 15-42.


Жамиева А.Е. ст. преподаватель кафедры «Финансы», Евразийский Национальный Университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Республика Казахстан





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ