СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Экономический рост в россии: пути его повышения


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ: ПУТИ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ

Экономический рост является главным показателем благосостояния страны и отражает основу повышения качества жизни населения. Содержание экономического роста представляет собой долгосрочное увеличение уровня реального ВВП. Это важнейший показатель, отражающий эффективность деятельности государства. Актуальность данной темы связана с тем, что в России с 2014 г. и до настоящего времени отмечается тенденция к снижению стабильности динамики экономического роста, а также общее снижение экономического потенциала страны. Западные санкции вместе с существенным снижением цен на нефть, выявили все недостатки и уязвимость действующей на данный момент национальной экономической системы [7]. Для того что бы понять сущность кризисного состояния экономики РФ, необходимо рассмотреть причины ее экономического спада.

Главной предпосылкой регресса стали структурные дисбалансы в развитии разных секторов экономики. В условиях достаточно высокого уровня цен на нефть, и свободного доступа к рынку международного капитала, данные перекосы не выражались настолько очевидно. Однако после изменения внешней среды в худшую сторону, внутренние проблемы стали очевидны и привели к падению ВВП.

Банковская сфера в первую очередь ощутила влияние последствий западных санкций. Основной проблемой, с которой столкнулось большинство финансовых учреждений, стало ограничение доступа к финансам западных стран. В результате данного обстоятельства многим банковским структурам пришлось прибегнуть к поддержке государства.

Так же существенные потери понесли такие субъекты экономических отношений как энергетические компании. Снижение цены нефтяной продукции оказало влияние на показатели крупнейших нефтяных компаний, являющиеся основными налогоплательщиками. Таким образом, падение цен на нефть оказывает сильное влияние практически на все сферы экономики. Россия является ресурсодобывающей страной и в связи с этим находится в высокой зависимости от экспорта сырья и цен на него. Это обстоятельство приводит к замедлению темпов экономического роста государства в долгосрочном периоде и ухудшению экономической обстановки в целом [6].

Прогнозирование будущего экономического состояния страны имеет неоднозначный характер. Главные экономические эксперты разделились в своих мнениях по поводу скорого выхода страны из кризиса, а так же возобновления экономического роста.

Для более наглядного представления прогнозов, стоит привести таблицу от Минэкономразвития по всем основным показателям социально-экономического развития РФ на основе базового, целевого и консервативного вариантов (табл. 1). Основу данным вариантам дает единая гипотеза роста мировой экономики. Она предполагает среднегодовые темпы в 2016-2018 гг. на уровне 3,4-3,6 процента.

Базовый вариант описывает основные макроэкономические характеристики развития экономики страны в условиях сохранения сложившихся ранее направлений на изменение внешних факторов и консервативной бюджетной политики.

Целевой вариант прогноза разрабатывался в соответствии с поручениями Президента РФ и подразумевает выход экономики государства на траекторию устойчивого экономического роста с темпами, не ниже уровня среднемировых. Этот вид сценария показывает переход к новой, наиболее эффективной модели экономического роста.

Консервативная вариация прогноза рассматривает дальнейшее развитие экономики России в условиях наиболее низкой динамики цен на нефть и природный газ. При данных условиях важнейшие показатели макроэкономического развития будут иметь резко выраженную негативную динамику.

Таблица 1

Основные показатели прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации на 2015-2018 _ гг. [1]

2014
2015
2016
2017
2018
Валовой внутренний продукт, темп роста %
базовый
0,7
1,9
2,4
консервативный
0,6
3,9
-1,0
1,3
2,3
целевой
2,3
3,3
4,4
Цены на нефть Urals (мировые), долл. США/барр
базовый
50
52
55
консервативный
97,6
53
40
40
40
целевой
50
52
55
Инвестиции в основной капитал, %
базовый
-2,7
-9,9
-1,6
2,1
2,6
консервативный
-6,4
0,6
1,4
целевой
3,1
6,0
8,3
Экспорт - всего, млрд. долларов США
базовый
331
344
365
консервативный
498
343
292
293
299
целевой
335
351
374
Импорт - всего, млрд. долларов США
базовый
200
212
223
консервативный
308
197
175
178
183
целевой
206
217
230

Так в Правительстве страны уверены, что высшая точка спада экономики уже пройдена. Глава Минэкономразвития А. Улюкаев считает, что в следующем году ожидается рост российской экономики на 2,3% несмотря на падение ВВП в 2015 г. на 3%. По его мнению, ожидается постепенное повышение цен на “черное золото”, что станет преобладающей тенденцией вплоть до 2018 г. Кроме того, глава Минэкономразвития дает прогноз снижения темпов оттока денежных средств, что должно положительно сказаться на темпах роста ВВП. Улюкаев заверяет, что возобновление экономического роста произойдет уже в 2016 г. и спадет его зависимость от внешних рынков. Так же в

Минэкономразвития рассчитывают на инвестиционный характер дальнейшего развития экономики [2].

Данную точку зрения поддерживает Правительство РФ, уверяя, что в скором времени произойдет окончание кризиса. По мнению главы Минфина А. Силуанова банковский сектор уже достаточно восстановился после произошедших потрясений, и в скором будущем будет готов к наращиванию кредитования. По его прогнозам восстановление экономического роста ожидается в конце текущего - начале следующего года. [3]

Однако многие Эксперты не разделяют оптимистичной точки зрения Правительства. Восстановление экономики займет значительно большее количество времени, а значение экономического роста в следующем году остается не известным.

Эксперты “Альфа банка” в своем прогнозе на 2016 г. ожидают Рост ВВП на уровне 0,3% (до этого ожидался рост на 1,5%).

По их мнению, экономический рост в ближайшие несколько лет не будет превышать отметки 1%, что будет обусловлено влиянием двух основополагающих факторов:

сокращение инвестиций, наблюдаемое с 2013 г. Представители отраслей ориентированных на экспорт, особенно остро испытают на себе влияние проблем с капиталом. Действующие санкции привели к удорожанию кредитных ресурсов и сворачиванию многих инвестиционных проектов;

развитие рынка труда. Происходит постепенное сокращение количества трудоспособного населения, за счет чего уровень безработицы в скором времени может принять минимальное значение. Такая ситуация ограничивает потенциал предложения рабочей силы. При этом производительность труда продолжает уступать показателям Европы и США в несколько раз.

Опрошенные ВШЭ эксперты, также имеют достаточно негативные прогнозы по поводу темпов экономического роста. По их мнению, не ожидается роста выше 0,3% и более того допускается продолжение рецессии в 2016 г.

По оценкам Международного Валютного Фонда, из-за нынешних ограничений произошла потеря ВВП около 9%, и характер этой тенденции будет долгосрочным. Вследствие чего падение экономики в 2016 г. будет составлять 3,4%, а рост ВВП не превысит 0,2%. [4]

Таким образом, можно выявить основные факторы, препятствующие восстановлению экономики:

низкий уровень цены на нефть;

сокращение инвестиций;

ограничения трудовых ресурсов;

санкции со стороны европейских государств.

Выходом из сложившейся ситуации может являться повышение производительности труда, а также оптимизация государственных расходов, путем направленных на эти проблемы структурных реформ.

Д. Медведев озвучил ряд приоритетных направлений, стоящих перед финансово-экономическим сектором правительства.

Первое. Значительное сокращение инвестиций. Это тревожит, заметил премьер-министр, поскольку от инвестиционной активности сегодня зависят темпы развития российской экономики в будущем. Важно создавать такие условия, сказал Медведев, чтобы в реальный сектор шли не только государственные инвестиции, хотя без них в этот период не обойтись, но все-таки продолжали поступать и частные деньги.

Второе. Неоправданно высокий, критический уровень издержек. В том числе и из-за темпов роста заработной платы, которые, как известно, не были подкреплены соответствующим ростом производительности труда. Об этом все говорят последние лет десять, но ситуация тем не менее не менялась. Еще одна составляющая затрат - тарифы естественных монополий.

Третье. Развитие малого и среднего бизнеса. На этом надо сегодня сделать особый акцент. Для того чтобы облегчить жизнь небольшим компаниям, до 2018 г. вводится мораторий на увеличение налоговых ставок, ставок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды. Также должны быть приняты меры для повышения доступности для них кредитных ресурсов, включая национальную гарантийную систему. Нужно продолжить развитие индустриальных парков, инновационных кластеров и центров компетенции.

Четвертое. Программа импортозамещения. Она подготовлена, чтобы поддержать российских производителей, в том числе через преференции для государственных и муниципальных компаний по участию в закупках. Но делать это нужно аккуратно, чтобы не сокращать конкурентную среду.

Пятое. Научные и прикладные разработки. Необходимо более активно работать в плане их стимулирования, а также коммерческого внедрения инноваций. "Без новых технологий нам никаких успехов не видать, - подчеркнул премьер-министр и конкретизировал. - Важно сконцентрировать внимание на перспективных направлениях, включая Национальную технологическую инициативу. И внедрять эти инновации как раз в тех традиционных секторах, где у нас наиболее высоки издержки. Я имею в виду, естественно, ЖКХ, теплоснабжение, в частности, строительство и некоторые другие" [5].

Исходя из последних событий, происходящих в мире, можно сделать вывод, что Россия становится все более зависящей от политических и экономических решений отдельных стран и интеграционных группировок. В частности от международных организаций, таких как всемирная торговая организация, которая ущемляет круг интересов Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности. Следует отметить, что значительная зависимость государства от внешних обстоятельств - это неверный путь, который не никуда не приведет.

Как известно, за Россией закрепился статус сырьевого поставщика. И многие российские эксперты высказывают опасения, что зависимость национальной экономики от мировых цен на нефть в конечном итоге может привести Россию в безысходное положение. Позитивным является факт разработки правительством Российской Федерации антикризисных мер, которые могут помочь в условиях глобальной нестабильности и острого снижения всемирных цен на нефть адаптироваться к ситуации и сгладить неуравновешенность в экономике страны. Но, безусловно, не стоит забывать о необходимости структурных изменений в области возобновления и развития реального сектора экономики государства [8].

Введение ограничивающих санкций со стороны США и Европейского союза, и, конечно же, снижение цен на нефть почти целиком обнажили несостоятельность действующей экономической системы нашей страны. Поэтому в связи со сложившейся ситуацией на мировой арене, России абсолютно необходимо наращивать свой экономический потенциал на основе внутренних ресурсов. Это позволит наиболее стойко переносить неблагоприятные для страны процессы в мире. Важно подчеркнуть, что интеграция в современных условиях не всегда является залогом успеха, и не стоит целиком надеяться на союзные государства. По этой причине стоит развивать внутренний потенциал страны. Помимо этого, ограничивающий режим санкций еще больше усугубляет ситуацию в стране и не позволяет в полном объеме применить стратегию импортозамещения.

Для выхода из кризисного состояния экономики есть несколько сценариев развития дальнейшего сотрудничества с другими странами.

Первое - это изменение ориентации национальной экономики в направлении азиатского рынка и углубление сотрудничества с государствами-партнерами в этом регионе.

Второе - это налаживание сотрудничества с главными представителями мировой экономики, таких как США, Япония, Германия и так далее.

Третье - направление на усиление взаимодействий с государствами-партнерами входящих в группы стран БРИКС и СНГ.

Четвертое - возобновление и расширение сотрудничества в направлении стран Европейского союза и углубление геополитической позиции на евроазиатском пространстве.

Уже долгое время многие российские ученые говорят о необходимости хорошей стратегии импортозамещения и возможности применения ее в системе экономики нашей стран. Но, к сожалению, правительство вспомнило о данной стратегии в не самый подходящий для страны период, а именно в тот момент, когда происходит существенный отток иностранных инвестиций, падение мировых цен на нефть, увеличение ставки финансирования Центрального Банка. И конечно же, стоит отметить, что за два десятилетия ситуация сложилась не в нашу сторону и Россия стала в большей части зависима от импортных составляющих и за данный период сформировалась импортная инфраструктура, взамен отечественной.

Данный факт очень важно принять во внимание, так как за короткий промежуток времени невозможно восстановить ключевые отрасли национальной экономики и наладить собственное производство. Импортозамещение не должно означать освоение новых рынков с целью дальнейшего экспорта товаров, а предполагает развитие собственной инфраструктуры производства, что, к сожалению пока не происходит в рамках всей нашей страны. Поэтому ключевыми направлениями развития национальной экономики страны являются восстановление и развитие обороннопромышленного комплекса, агропромышленного комплекса страны, создание современной инфраструктуры (социальной и транспортной), развитие жилищного строительства.

На основании изложенного выше материала, можно сказать, что Российская экономика находится на стадии кризиса и выход из этого положения зависит от грамотной экономической политики правительства РФ. Основными задачами, которые стоят перед правительством являются: повышение качества национального продукта, развитие легкой и тяжелой отечественной промышленности, усиление сотрудничества со странами в разных направлениях, оптимизация инвестиционной политики и другие. Многочисленные санкции со стороны Европейских государств и низкие цены на нефть оказали сильное негативное влияние на экономический рост страны и выявили недостатки существующей системы. Именно поэтому требуется коренное переустройство расходной части федерального бюджета для оптимизации и роста эффективности бюджетных затрат, кардинальный пересмотр государственных программ РФ с целью соответствия главным ориентирам и показателям целевого состояния социальноэкономического развития нашей страны. К сожалению, правительство не принимает так необходимых на данном этапе усиленных мер по переустройству страны и ориентированность ее производительных сил на внутренний рынок, что может привести к губительным последствиям.

Список использованных источников:

Прогноз социально-экономического развития российской федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Минэкономразвития России [Электронный ресурс] // economy.gov.ru/

Бизнес Клуб Онлайн: Прогноз экономики России на 2016

год. [Электронный ресурс] //

biznesklubonline.com/prognozy/465-prognoz-ekonomiki- rossii-na-2016-god/

Минфин России: Пресс-центр [Электронный ресурс] // minfin.ru/ru/press-center/?id_4=33140

Экономический прогноз на 2016 г. для России [Электронный ресурс] // 2016-god.com/ekonomicheskij-prognoz-na- 2016-god-dlya-rossii/

Минфин России пресс-служба: материалы СМИ [Электронный ресурс]

//minfin.ru/common/upload/library/2015/04/main/Materialy_S MI_27.04.15.pdf

Радюкова Я.Ю., Пахомов Н.Н. Формирование конкурентных преимуществ национальной экономики на основе модернизации промышленной политики // В сборнике: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Тамбовского регионального отделения Вольного экономического общества России Тамбов, 2015. С. 126-135.

Смагин И.И., Смагина В.И. ^циальная адаптация населения: жизнь от кризиса к кризису // В сборнике: Саяпинские чтения: Сборник материалов круглого стола. Отв. ред. Я.Ю. Радюкова. Тамбов, 2016. С. 222-231.

Смагина В.В., Журавлева Г.П., Чернышева О.Ю. Сценарный подход стратегического развития национальной экономики в условиях глобализации // В сборнике: Современные хозяйственные отношения: вызовы глобализации Труды международной научной конференции. под редакцией В.И. Бархатова, Д.А. Плетнева. 2013. С. 67-77.


Чернышова О.Н. к.э.н., доцент кафедры «Финансы и банковское дело» ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Громова Л.С. студентка 3-го курса профиля "Финансы и кредит " ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ