СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Драйверы развития страхового рынка россии


ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИИ

Страховой рынок России в классическом своем понимании начал свое восстановление в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия, что, конечно, не может не сказываться на структуре и динамике его развития. При этом на начальном этапе современного становления страховых услуг преобладали следующие факторы: ориентация на Запад, полный отказ от отечественного опыта страхования, потеря денежных средств по долгосрочным договорам страхования в Госстрахе. Все это в итоге крайне отрицательно сказалось на дальнейшем восприятии страховой деятельности потенциальными потребителями данных услуг.

Формирование страхового рынка России с точки зрения количества представленных на нем страховщиков характеризуется неравномерностью развития. В первой половине девяностых годов наблюдается бурный рост количества страховых компаний до 2800 организаций в 1995 г., что было обусловлено отсутствием серьезных барьеров для вступления в отрасль и заинтересованностью государства в наращивании численности страховщиков [4].

Но по мере формирования страхового законодательства, ужесточения требований, предъявляемых к субъектам страхового дела, развития конкуренции их численность стала снижаться. Последние годы наблюдается серьезное сокращение количества страховщиков. Особенно резкое снижение количества субъектов страхового дела наблюдается в 2012 г., что во многом обусловлено ужесточением требований к минимальному размеру уставного капитала страховщиков - с 1 января 2012 г. он увеличен в 4 раза до 120 млн. руб. (для страховщиков жизни 240 млн. руб., для перестраховщиков 480 млн. руб.) (табл. 1).

По итогам 2015 г. с рынка ушло порядка 70 компаний, что объясняется жесткой политикой органа страхового надзора (с 2013 г. эти функции выполняет Банк России) к финансовой устойчивости и платежеспособности страховых компаний. На 1 января 2016 г. в едином госреестре насчитывается 334 страховые компании, из них у 27 приостановлены лицензии. Таким образом, фактически услуги по страхованию на сегодняшний момент предоставляют примерно 300 страховщиков.

Таблица 1

Динамика количества субъектов страхового дела в РФ за 2010-2015 годы*

Наимено
вание
субъекта
01.0:
1. 0
01.01.2
011
01.01.2
012
01.01.2
013
01.01.2
014
01.01.2
015
01.01.2
016
Страховые организации
702
618
572
444
420
404
334
Общества взаимного страхования
4
7
7
11
10
10
10
Страховые брокеры
142
165
188
172
165
151
134

*Таблица составлена на основе данных ФСФР и Банка России

Положительным моментом развития страхового рынка до 2013 г. являлся рост количества обществ взаимного страхования - на начало 2010 г. их насчитывалось 4, на конец 2012 г. - 11, что свидетельствовало о повышении страховой культуры в части самоорганизации физических и юридических лиц в целях защиты своих имущественных интересов. Однако с 2013 г. количество ОВС не меняется, и на сегодняшний момент в нашей стране действуют всего 10 обществ взаимного страхования, тогда как во многих странах мира это является самым распространенным и эффективным способом защиты имущественных интересов всех субъектов хозяйствования.

В процессе обсуждения вступления России в ВТО ожидался рост количества страховых брокеров, поскольку страховые посредники являются, по сути, тем институтом, который обеспечивает необходимый для цивилизованного рынка уровень качества страховых отношений. И до 2012 г. на страховом рынке России количество страховых брокеров увеличивалось в среднем на 14%, однако затем четко стала прослеживаться тенденция к сокращению брокеров (в среднем на 9%), что объясняется и упоминавшемся ранее ужесточением государственной политики в отношении субъектов страхового рынка, и последствиями мирового финансового кризиса [6].

Также можно отметить достаточно высокий уровень монополизации отечественного страхового рынка, который к тому же с каждым годом возрастает. По данным органа страхового надзора, на долю 10 крупнейших страховых компаний по итогам 2008 г. приходилось 40,5% рынка по добровольным видам страхования (по объему сборов), по итогам 2010 г. - 45,4%, по итогам 2012 г. - 57,5%, по итогам 2014 г. - 59,1%, на начало 2016 года - порядка 70% всех сборов по добровольным видам страхования [1]. Клиенты все больше понимают, что помимо цены для них важна надежность и финансовая устойчивость страховщика, поэтому идут страховаться в основном в лидирующие компании.

Следует отметить, что рынок страхования все последние годы показывает достаточно стабильный и устойчивый рост, превышающий рост ВВП страны. При этом статистика показывает, что до конца 2008 г. российский рынок страхования демонстрировал устойчивый рост по всем отраслям - в среднем рост составлял 10-20%. В 2009 г. страховой рынок России обвалился на фоне мирового финансового кризиса, однако уже в 2010 г. премия российских страховщиков выросла на 7-9%, а в 2011 г. продемонстрировала темпы роста лучше докризисных, увеличившись на 20-25%. Итоги 2012 г. показали рост премии по всем видам страхования на 21%, что в целом свидетельствовало о том, что страховой рынок России справился с последствиями кризиса и уверенно набирает обороты [4]. Однако в 2013 г. рост премий составил около 12%, а в 2014 г. - 9,2%, что объясняется осложнением макроэкономической ситуации: расширение санкций против России, волатильность курса рубля, нестабильность на банковском рынке и пр.

Таким образом, несмотря на снижение темпов роста, страховой рынок в целом развивается активнее большинства отраслей экономики. При этом наибольший прирост взносов вот уже несколько лет обеспечивают сегменты страхования жизни (за счет активного продвижения инвестиционного и накопительного страхования жизни) и автострахования (КАСКО и ОСАГО за счет роста тарифа).

Страхование жизни стало драйвером страхового рынка с 2011 г., показывая значительные темпы роста вплоть до 2014 г.: если за 2010 г. страхование жизни выросло на 29% по объему собранных премий, то за 2011 год рост составил 62,3%, за 2012 г. - 52,6%, за 2013 г. - 60,1%. В 2014 г. рынок страхования жизни увеличился на 28%, что, однако, почти в 3 раза превышает рост по страховому рынку в целом. При этом доля страхования жизни в общем объеме собранных страховых премий на страховом рынке России увеличилась с 6,5% в 2012 г. до 10,9% по итогам 2014 г. Наблюдается также устойчивый рост доли страхования жизни и в структуре личного страхования с 13,9% в 2009 г. до 33,1% на конец 2014 г. [5].

Следует отметить, что рост данного сектора страхового рынка напрямую связан с ростом банковского кредитования и страхования жизни заемщика. По оценкам экспертов, граждане нашей страны в течение 2012 г. увеличили свою задолженность перед банками с 5,6 трлн. руб. до 7,7 трлн. руб. или на 38%, а в течение 2013 г. задолженность выросла уже до 10 трлн. руб. или на 30%. По данным ЦБ РФ, общая кредитная задолженность населения по итогам 2014 г. поднялась на 21% до 10,6 трлн. руб. Последние годы главными продавцами полисов страхования жизни являются именно банки (доля этого канала продаж составляет порядка 70%), с помощью которых собирается около 70% премий по данному виду страхования [1].

По итогам 2015 г. страховщики жизни собрали 142,1 млрд. руб., что на 17,2% больше, чем годом ранее. В том числе по страхованию жизни было собрано 128,0 млрд. руб. премий (+21,1%), по иному личному страхованию - 14,1 млрд. руб. (-9,5%) [2].

Однако, несмотря на позитивную в целом картину, эксперты отмечают, что для дальнейшего эффективного развития страхования жизни необходимо усиливать небанковские каналы продаж и накопительные и рисковые продукты.

Что касается автострахования, то в 2015 г. рынок КАСКО потерял свои лидирующие позиции на фоне падения продаж новых автомобилей (в первом полугодии 2015 г. на 36%), которые традиционно являлись основным драйвером автокаско, и резкого повышения тарифов [7]. В целом, по оценке экспертов, рынок КАСКО в 2015 г. сократился на 12%. Для восстановления прежних позиций страховщикам необходимо, прежде всего, сфокусироваться на развитии продуктовой линейки, которая будет отвечать интересам клиентов, улучшить качество обслуживания, упростить процедуру покупки и урегулирования убытков, в том числе за счет использования онлайн-технологий».

Что касается рынка ОСАГО, то он по-прежнему остается драйвером развития страхового рынка, главным образом, за счет значительного повышения тарифов (в среднем стоимость полиса увеличилась на 50-60%). При этом эксперты отмечают снижение количества проданных полисов (за 1 полугодие 2015 г. порядка 380 тыс. водителей отказались оформлять полис ОСАГО), общие же сборы увеличились примерно на 50% [1].

Также нужно отметить ряд положительных моментов, характеризующих рынок ОСАГО: введение единой методики расчета ущерба, единой базы автострахования (по КАСКО и ОСАГО) и возможность покупки электронного полиса ОСАГО (с 1 июля до конца 2015 г. было продано более 50 тыс. полисов), что, несомненно, повысило доступность и качество страховых услуг (особенно в регионах).

Среди остальных сегментов страхового рынка можно выделить страхование недвижимости и добровольное медицинское страхование за счет средств граждан, которые также демонстрируют рост сборов выше общерыночных. В основном это связано с активностью ряда крупных страховщиков, сделавших это направление приоритетным для расширения операций на страховом рынке, а также с реформированием системы медицинского обслуживания населения: сокращение объемов бесплатных услуг и усложнение доступа к ним вынуждает население активнее пользоваться услугами платной медицины, оплачиваемой посредством ДМС.

Все это в конечном итоге приводит к тому, что все больше граждан начинают прибегать к услугам страховщика для защиты своих имущественных интересов. Об этом же говорят и результаты Центра стратегических исследований компании Росгосстрах по оценке потребительских предпочтений на страховом рынке за 2015 г.

Так, по итогам замеров, проведенных в 2015 г., 87% страхователей удовлетворены работой своего страховщика - этот показатель не изменился по сравнению с 2014 г. Доля страхователей, удовлетворенных процедурой и размером выплаты страхового возмещения, составляет 77%, что на 6 п.п. больше, чем в 2014 г. Доля клиентов, считающих своего страховщика надежным, сегодня составляет 91%, как и в 2014 году, 87% страхователей (86% по итогам 2014 г.) говорят, что их компания полностью выполняет взятые на себя обязательства. Сервис, представляемый в офисах страховщиков, считают качественным 85% клиентов (89% в 2014 г.) [3].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что страховой рынок России, несмотря на все экономические и финансовые трудности, растет, и основными драйверами его роста на сегодняшний момент являются страхование жизни и ОСАГО. Для полноценного же становления и развития страхового рынка как эффективного механизма защиты населения и субъектов хозяйствования необходимо урегулирование всех имеющихся политических и экономических проблем, дальнейшее совершенствование системы надзора за страховой деятельностью и повышение страховой культуры как страхователей, так и страховщиков.

Список использованных источников:

Официальный сайт «Агентства страховых новостей АСН» // [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http: //www.asn-news.ru.

Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: www.cbr.ru/

Официальный сайт Росгосстраха [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: www.rgs.ru/

Суслякова О.Н. Особенности развития современного страхового рынка России//Актуальные проблемы социальноэкономических исследований. Сборник 4-й Международной научно-практической конференции. Г. Махачкала, 2013. С. 7178.

Суслякова О.Н. Страхование как неотъемлемый элемент социально-экономического развития общества // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 1 (21). С. 270-274.

Суслякова О.Н. Страховые брокеры как посредники на страховом рынке России // Наука сегодня: Сб. науч. трудов по материалам международной науч.-практ. конф-ции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, 2015. С. 71-72.

Суслякова О.Н. Состояние и перспективы развития рынка КАСКО физических лиц // Новая наука: От идеи к результату. 2015. № 7-1. С. 225-229.


Суслякова О.Н. к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Калужский филиал Финуниверситета, Калуга





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ