СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Реализация плана нации рк: финансовые возможности и инициативы


РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА НАЦИИ РК: ФИНАНСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ

В условиях рыночной конкуренции залогом устойчивого развития экономики государства является ее оптимальное финансовое обеспечение, под которым понимается обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами, достаточными для развития государства. Финансовое обеспечение предполагает бесперебойность процесса движения денежные средства государства из средств бюджета и внебюджетных фондов, для решения различных задач и функций государства. В настоящий момент все задачи, стоящие перед народом страны определены в подробном плане реформирования страны, названный «Планом Нации».

Известно, что этот план включает в себя «100 конкретных шагов» по реформированию Казахстана и призван стать «ответом на глобальные внутренние вызовы» и одновременно стратегией «по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях». Предполагается, что программа эта призвана заложить фундамент «коренных преобразований в обществе и государстве», при этом главной целью ее станет «лечение системных заболеваний, а не сглаживание их внешних симптомов». На сегодняшний день «План Нации» уже включает в себя «100 конкретных шагов» по реализации 5 институциональных реформ [3].

Для каждой из указанных реформ прописаны задачи, которые должны быть выполнены для ее реализации, вместе они и образуют список из «100 конкретных шагов» по преобразованию страны. Предполагалось, что реформирование по «Плану Нации» в Казахстане позволит не только продолжить активное внутреннее развитие самой республики, но и внешнее - через укрепление международного имиджа страны и еще большее сплочение ее со своими давними партнерами. А это, в свою очередь, благоприятно должно было сказаться и на Евразийском экономическом союзе.

Таким образом, в стратегическом «Плане Нации» 50 из 100 объявленных реформ посвящены блоку «индустриализации и экономического роста». Приоритетной задачей является стимулирование роста в перерабатывающем секторе за счет финансовых и технологических инвестиций из-за рубежа. С этой целью предстоит «интеграция таможенных и налоговых систем», упрощении таможенной очистки посредством введения процедур оформления «постфактум» и режима «единого окна» для импортеров и экспортеров. Казахстан по-прежнему вынашивает планы по созданию мультимодального транспортного «Евразийского трансконтинентального коридора», соединяющего Европу и Азию [1].

По итогу прошедшего времени можно сделать определенные выводы по реализации намеченных программ, в рамках Плана Нации. Были выполнении и решены приоритетные задачи Плана, можно говорить о положительной динамике развития государства, вот некоторые примеры.

В 2015 г. кредитный портфель предприятий рос быстрее, чем объем займов населению. Банковское финансирование горнодобывающей промышленности увеличилось на 53%, транспорта - на 40%, сельского хозяйства - на 35%. По итогам 2015 г. совокупный кредитный портфель БВУ РК увеличился на 4,7%, до 12,67 трлн. тенге (рис. 1). При этом объем займов юридическим лицам показал более высокий рост (5,2%), чем физическим (3,7%). Годом ранее наблюдалась обратная ситуация: при общем росте портфеля

физ.лица Оюр. Лица

Рис. 1. Кредитный портфель БВУ (трлн. тг.) (составлено авторами проекта)

Отраслевая статистика также показывает опережающий рост кредитования предприятий. Портфель займов в непроизводственной сфере (в том числе кредитов населению, индивидуальным предпринимателям, сервисным компаниям) за год сократился на 5,6%, а его доля в общем объеме кредитов БВУ снизилась с 50,9% до 46,9%.

Вместе с тем банковское финансирование горнодобывающей промышленности выросло на 52,8%, сектора связи - на 41,1%, транспортной отрасли - на 40,2%, сельского хозяйства - на 35%. Объем кредитов предприятиям обрабатывающей промышленности, а также сфере торговли увеличился более чем на 9,3%.

Помимо непроизводственной сферы, отраслью, где портфель банковских кредитов сократился, является строительство (-13,3%). Однако это скорее связано с тем, что застройщики в 2015 г. получили значительную государственную поддержку на более выгодных условиях.

В региональном разрезе наиболее заметной тенденцией выглядит рокировка между двумя столицами. Так, доля Алматы в общем кредитном портфеле снизилась за год с 57,1% до 53,3%. В то же время доля Астаны выросла с 13,4% до 17,9%. В общей сложности доля двух мегаполисов за год увеличилась с 70,5% до 71,2% [2].

В 2015 г. объем кредитов, выданных в столице, увеличился на 644,5 млрд. тенге, прибавив почти 40%. Хороший рост также показала Акмолинская область - на 15,6%, что вывело в целом

Астанинскую агломерацию на лидерские позиции по темпам роста кредитования.

Свыше 215 млрд. долл. инвестиций привлечено в Казахстан за последние 10 лет. В 2015 г. идет общая мировая тенденция перетока капитала из развивающихся рынков в развитые. Конечно, это не могло не коснуться и Казахстана. Мы видим, что очень уменьшился объем инвестиций в горно-добывающую промышленность - порядка 64%, добычу сырой нефти - порядка 73%, строительство и торговлю - порядка 50%. На фоне этого обрабатывающий сектор показывает большую прочность, и мы видим, что по полугодию эта цифра составила порядка 10%. В настоящий момент, главная задача - не допустить снижения темпов иностранных инвестиций именно в обрабатывающий сектор. Около 74% всех иностранных инвестиций в обрабатывающий сектор пришлись на годы госпрограммы индустриально-инновационного развития, которая была принята по поручению главы государства. В целом, за последние 10 лет Казахстан привлек более 215 млрд. долл. инвестиций, основная часть которых была вложена в добывающий сектор [4].

Взаимная торговля Республики Казахстан со странами ЕАЭС просела на 29% (табл. 1).

Таблица 1

Взаимная торговля РК со странами ЕАЭС

(млн. долл. СШ
[А)
2015г.
2014г.
%
Всего
15772,2
22095,6
71,4
экспорт
4886,8
7155,1
68,3
Россия
4343,4
6388,5
68
Беларусь
47,7
61,3
77,8
Армения
0,716
0,405
176,7
Кыргызстан
495
704,8
70,2
импорт
10885,4
14940,5
72,9
Россия
10232,4
13807,7
74,1
Беларусь
472
773,8
61
Армения
3,869
7,807
49,6
Кыргызстан
177,1
351,2
50,4
(составлено авторами проекта)

В январе-декабре 2015 г. взаимная торговля РК со странами ЕАЭС составила - 15 772,2 млн. долл., что на 28,6% меньше, чем в январе-декабре 2014 г., в том числе экспорт - 4 886,8 млн. долл. (уменьшился на 31,7%), импорт - 10 885,4 млн. долл. (меньше на 27,1%).

В структуре экспорта Республики Казахстан преобладают минеральные продукты (43,9% к общему объему экспорта в страны ЕАЭС), продукция химической промышленности (19,4%), металлы и изделия из них (17,7%), продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары (8,6%).

Из стран ЕАЭС в РК в большей степени завозятся машины и оборудование (29,7% к общему объему импорта из стран ЕАЭС), минеральные продукты (15,0%), продукция химической промышленности (14,0%), металлы и изделия из них (13,8%), продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары (13,2%).

Объем розничной торговли в январе 2016 г. составил 492,8 млрд. тенге или 92,7% к уровню соответствующего месяца 2015 г. (рис. 2).

Рис. 2. Объем розничной торговли по областям РК, % (составлено авторами проекта)

Объем реализации товаров торгующими предприятиями составил в январе 2016 г. 270,5 млрд. тенге, или на 9,6% меньше,

чем в январе 2015 г. В структуре розничной торговли преобладают непродовольственные товары (67% к общему объему розничной торговли). Розничная реализация непродовольственных товаров уменьшилась на 7,8% по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года, продовольственных товаров - на 5,5%. На 1 февраля 2016 г. объем товарных запасов торговых предприятий в розничной торговле составил 345,2 млрд. тенге, в днях торговли - 77 дней. Наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли республики в январе 2016 г. приходится на Алматы (31,2%), Астану (11,1%) и Караганду (9,1%).

Несмотря на положительную динамику и реализацию отдельных задач Плана Нации РК, наблюдаются и негативные моменты. Так, по оценкам макроэкономических показателей, 2016 г. обещает стать непростым для экономики Казахстана. Однако активные меры, предпринимаемые руководством РК в рамках антикризисных мер позволят поддержать экономическую активность, ограничить сложности с платежным балансом и снизить инфляцию к концу 2016 г. [3].

Невысокий рост глобальной экономики, слабые темпы укрепления основных торговых партнеров, сохранение низких цен на нефть не придают основным экономическим отраслям уверенности. Тем не менее, обрабатывающая промышленность, строительство и некоторые отрасли сферы услуг получат определенный стимул к развитию благодаря переходу на гибкий режим обменного курса и улучшающейся внешней конкурентоспособности.

Также среди благоприятных факторов отметим вступление Казахстана в ВТО, реализацию структурных государственных реформ, в том числе направленных на укрепление частного сектора экономики, а также стимулирование экономики в рамках антикризисных мер, способное поддержать доходы населения и инвестиционную активность.

Однако, несмотря на улучшение внешней конкурентоспособности, сохраняется вероятность формирования дефицита СТО (счет текущих операций) в силу ограниченных возможностей в наращивании экспорта и высоких потребностей в импорте.

Тем не менее, благодаря большим объемам международных резервов внешняя устойчивость республики остается на высоком уровне. Состояние государственных финансов может улучшиться в 2016 г. в силу принимаемого комплекса мер по оптимизации расходов и доходов госбюджета.

По нашему мнению, несмотря на замедление роста ВВП и снижение внешнего товарооборота, рост доходов госбюджета сохранился положительным по итогам 2015 г. Это объясняется активным использованием средств Нацфонда РК на фискальные нужды, а также резким увеличением налоговых поступлений в четвертом квартале 2015 г. - подобный эффект был достигнут в результате позитивного влияния девальвации на объемы налоговых отчислений крупных налогоплательщиков, в частности сырьевых экспортеров.

Сохранение позитивного роста доходов госбюджета на фоне активных мер по консолидации и оптимизации расходов существенно ограничило дефицит госбюджета по итогам года.

Между тем, высокие темпы инфляции могут сохраниться в течение всего I полугодия 2016 г., однако во второй половине 2016 г. они должны снизиться под воздействием жесткой денежнокредитной политики, ограниченного внутреннего спроса и внешних дефляционных факторов. По итогам года экономика зафиксировала замедление роста ВВП до 1.2%, в сравнении с 4,3% в 2014 г. Неблагоприятный внешний фон сильно сказался на промышленности. На этом фоне сельское хозяйство, строительство и некоторые сферы услуг выступили в качестве основных драйверов роста. Эти отрасли получили поддержку в качестве антикризисных мер со стороны государства, направленных на стимулирование потребительского и инвестиционного спроса.

Таким образом, предполагается, что реформирование по «Плану Нации» в Казахстане позволит не только продолжить активное внутреннее развитие самой республики, но и внешнее - через укрепление международного имиджа страны и еще большее сплочение ее со своими давними партнерами. А это, в свою очередь, благоприятно скажется и на Евразийском экономическом союзе.

Список использованных источников:

План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева, Астана, май 2015 г.

Послание Президента народу Казахстана «Нурлы Жол», Астана, 2015 г.

Стратегия Президента «Казахстан-2050»: Вхождение в 30 самых развитых стран мира.

Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 30 ноября 2015 г. «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие».


Стацурина Ю.А. к.э.н., доцент, зав. кафедрой «Экономических и математических дисциплин» Евразийского гуманитарного института, г.Астана, Казахстан





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ