СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Бюджетное кредитование публично-правовых образований федеральным казначейством


БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ

Долговая политика, проводимая публично-правовым образованием, является важным элементом государственного регулирования макроэкономической стабильности. В нынешних условиях остается актуальной проблема оценки эффективности долговой политики.

Падение доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на протяжении последних двух лет было достаточно резким. Если в 2010 и 2011 гг. последовательное падение доходов на 1,15 % и 0,46 % ВВП соответственно можно было объяснить постепенным сокращением расходов на осуществление антикризисных мер и восстановление экономики, то падение доходов в последующие два года, соответственно, на 0,70 % и 0,73 % ВВП серьезно повлияло на сбалансированность региональных бюджетов [1, 2]. Расходные обязательства региональных и местных бюджетов, напротив, выросли из-за необходимости реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. В результате по итогам 2013 г. в 77 субъектах Российской Федерации консолидированный бюджет был дефицитным и лишь в шести - профицитным. Это даже хуже, чем в кризисном 2009 г., когда соответствующее соотношение было 62 на 21.

Исполнение президентских указов продолжает тяжелым бременем сказываться на региональных бюджетах в условиях снижающихся бюджетных поступлений. Очевидно, что это влечет рост бюджетного дисбаланса консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Выявленные тенденции последних лет, а также перспективы финансового положения субъектов Федерации на период до 2018 г. позволяют говорить о критичности финансовой ситуации на субфедеральном уровне. Анализ бюджетных показателей свидетельствует о том, что отдельные регионы могут отказаться от исполнения социальных обязательств или объявить дефолт по своим долговым обязательствам. Ситуация требует незамедлительного принятия комплекса мер, направленных на повышение устойчивости и сбалансированности региональных бюджетов, а также изменения бюджетной политики федерального центра в отношении регионов.

Одним из решений стало введение нового механизма кредитования субъектов в 2014 г., а с 2015 г. - местных бюджетов. Сведения об объемах предоставленных бюджетных кредитов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Информация о предоставлении органами Федерального казначейства бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счетах бюджетов

Отчетная
дата
2014 год
2015
количество
кредитов,
ед.
сумма кредитов, тыс. руб.
количество кредитов, ед.
сумма кредитов, тыс. руб.
на 1 февраля
2
3600000,0
9
23234441,0
на 1 марта
13
15601000,0
38
101025422,0
на 1 апреля
24
41391288,0
76
192657431,0
на 1 мая
39
3971397
109
282229942,0
на 1 июня
54
54112431,3
144
366318270,0
на 1 июля
85
168889621,0
181
467295868,0
на 1 августа
118
241546506,0
220
570591068,0
на 1 сентября
146
310636578,0
254
664251602,0
на 1 октября
177
386177504,0
292
748117117,0
на 1 ноября
211
475376104,0
336
837180616,0
на 1 декабря
222
521610945,0
349
869607646,0

Источник: составлено автором по данным www. roskazna.ru

Представляется, что такое решение проблемы значительно сокращает издержки бюджетов на выплаты процентов по займам для финансирования текущего дефицита бюджета в условиях кризиса и недостаточной ликвидности единого счета бюджета.

В 2015 г. в практику такого бюджетного кредитования вовлекались муниципальные образования (табл. 2).

Отчетная
дата
на счетах бюджетов городских округов
на счетах бюджетов муниципальных районов
количество
кредитов,
ед.
сумма
кредитов, тыс.
руб.
количество
кредитов,
ед.
сумма кредитов, тыс. руб.
на 1 мая
8
1332654,0
2
26431,0
на 1 июня
20
4230255,0
8
83862,0
на 1 июля
52
10083927,0
15
135793,0
на 1 августа
94
19886928,0
25
213224,0
на 1 сентября
118
25855258,0
30
283655,0
на 1 октября
159
36281797,0
35
334596,5
на 1 ноября
195
45132631,6
39
373419,5
на 1 декабря
207
46786818,1
41
381645,0

Таблица 2

Информация о предоставлении органами Федерального казначейства бюджетных кредитов на пополнение остатка

средств местных бюджетов в 2015 г.

Источник: составлено автором по данным www. roskazna.ru

В 2014 г. из федерального бюджета было выделено средств на предоставление 222 кредитов на сумму 521 10 45,0 тыс. руб. В 2015 г. было предоставлено 597 кредитов на сумму 9167769,1 тыс. руб.

В 2015 г. в предоставлении бюджетных кредитов принимали участие 70 Управлений Федерального казначейства. В утвержденный перечень муниципальных образований по предоставлению бюджетных кредитов всего включено 128 публично-правовых образований, из которых 39 муниципальных районов и 89 городских округов. Более половины городских поселений и муниципальных районов имели возможность хотя бы раз взять кредитные средства с единого казначейского счета. На 2016 г. утвержден список из 112 муниципальных образований, в число которых входят 15 муниципальных районов и 97 городских округов.

Потребность регионального бюджета в сложных экономических условиях можно проследить на примере бюджета Калужской области (таблица 3).

Таблица 3

Движение денежных средств при предоставлении бюд-

жетных кредитов К
алужской области в 2014
г., руб.
Дата
Сумма выдачи кредита
Сумма возврата кредита
Сумма процентов, подлежащих уплате
Сумма
уплаченных
процентов
1
2
3
5
6
14.05.2014
950000000,00
0,00
0,00
0,00
02.06.2014
0,00
950000000,00
1018712,33
1018712,33
16.06.2014
400000000,00
0,00
0,00
0,00
15.07.2014
0,00
400000000,00
654684,93
654684,93
22.08.2014
450000000,00
0,00
0,00
0,00
01.09.2014
0,00
450000000,00
12328,77
12328,77
22.09.2014
500000000,00
0,00
0,00
0,00
21.10.2014
0,00
500000000,00
39726,03
39726,03
28.10.2014
400000000,00
0,00
0,00
0,00
25.11.2014
0,00
400000000,00
30684,93
30684,93
ИТОГО:
2700000000,00
2700000000,00
1756136,99
1756136,99

Источник: www. roskazna.ru

Очевидно, что в условиях снижения собственных доходов Калужская область имеет высокую потребность в заимствованиях такого порядка (таблица 4).

Таблица 4

Движение денежных средств при предоставлении

бюджетных кредитов Калужской области в 2015 г., руб.

Дата
Сумма выдачи кредита
Сумма возврата кредита
Сумма процентов, подлежащих уплате
Сумма уплаченных процентов
1
2
3
5
6
16.01.2015
2900000 000,00
0,00
0,00
0,00
13.02.2015
0,00
2900000000,00
230410,96
230410,96
24.02.2015
700000000,00
0,00
0,00
0,00
25.03.2015
0,00
700000000,00
57534,25
57534,25
31.03.2015
600000000,00
0,00
0,00
0,00
29.04.2015
0,00
600000000,00
49315,07
49315,07
15.05.2015
1500000000,00
0,00
0,00
0,00
11.06.2015
0,00
1500000000,00
115068,49
115068,49
18.06.2015
600000000,00
0,00
0,00
0,00
30.06.2015
0,00
600000000,00
21369,86
21369,86
06.07.2015
600000000,00
0,00
0,00
0,00
28.07.2015
0,00
600000000,00
37808,22
37808,22
14.09.2015
300000000,00
0,00
0,00
0,00
13.10.2015
0,00
300000000,00
24657,53
24657,53
19.10.2015
300000000,00
0,00
0,00
0,00
17.11.2015
0,00
300000000,00
24657,53
24657,53
ИТОГО:
7500000000,00
7500000000,00
560821,91
560821,91

Источник: www. roskazna.ru

Очевидно, что положительный опыт внедрения такого механизма краткосрочного кредитования дает возможность не только оценить такой финансовый инструмент, но и позволяет выявить «точки роста».

Отметим, что, если для субъектов РФ срок бюджетного кредита в 30 дней был реален, то для муниципальных образований, зависящих от очень ограниченного перечня источников поступлений, очевидна необходимость увеличения такого периода. С 2016 г. предоставление бюджетных кредитов осуществляется на срок, не превышающий 50 дней.

Таким образом, новые казначейские технологии позволяют сократить издержки бюджетов на выплаты процентов по займам для финансирования кассовых разрывов бюджетов в условиях кризиса и недостаточной ликвидности единого счета бюджета. Внедренные Федеральным казначейством инструменты кэш- менеджмента, в числе которых кассовое планирование и прогнозирование, расширение перечня инструментов, повышающих ликвидность Единого казначейского счета, консолидация бюджетных ресурсов через механизм предоставления целевых средств из федерального бюджета региональным и местным бюджетам под фактическую потребность, авансирование государственных контрактов через Казначейство России, позволяют обеспечить дополнительную устойчивость бюджетов бюджетной системы в рамках проводимых мероприятий по повышению эффективности управления общественными финансами.

Список использованных источников:

Балынин И.В. Комплексный анализ долговой политики в рамках рейтинговой оценки субъектов Российской Федерации по уровню риска несбалансированности региональных бюджетов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1. С. 217-222.

Балынин И.В. Комплексная оценка рисков несбалансированности региональных бюджетов в субъектах Российской Федерации Приволжского федерального округа // Научное обозрение. 2014. № 5. С. 221-226.

Иванова Е.В. Проблемы формирования и исполнения расходных обязательств бюджетов субъектов РФ и пути их решения // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2012. № 4 (4). С. 3-6.

Косихина О.П., Сергиенко Н.С. Реализация долговой политики Калужской области // Научное обозрение. 2014. № 9-1. С. 141-142.

Родионова В.М. Сбалансированность бюджетов: теоретический и правовой аспекты // Финансы. 2012. № 4. С. 54-60.

Силуанов А.Г. Оценка расходных потребностей субнациональных бюджетов в целях бюджетного выравнивания // Финансы. 2011. № 6. С. 3.

Сергиенко Н.С. Бюджетные кредиты для муниципальных образований // Актуальные вопросы развития экономики Материалы международной научно-практической конференции. Под ред. В.В. Карпова и А.И. Ковалева. Омск, 2015. С. 105-110.

Сергиенко Н.С. Бюджет Калужской области в условиях

реализации инвестиционной политики региона

//Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов. Челябинск, 2014. С. 54-57.

Сергиенко Н.С., Суслякова О.Н. Оценка долговой политики Калужской области // Проблемы социальноэкономического развития России на современном этапе. Материалы VI Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (заочной): в 2-х частях. Отв. ред. А.А. Бурмистрова. Тамбов, 2013. С. 236-244.

Суслякова О.Н., Сергиенко Н.С. Фармацевтический кластер как одно из направлений развития Калужской области // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Киров, 2015. С. 70-72.

Fedorova A.Yu., Polunin L.V., Cherkashnev R.Yu. The role of fiscal policy in the management of the national economy// Последние тенденции в области науки и технологий управления. 2013.Т. 1. С. 110-116.


Сергиенко Н.С. к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Финансовый университет при Правительстве РФ, Калужский филиал, Россия





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ