СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Сущность туристического бизнеса: виды, формы, участники


СУЩНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА: ВИДЫ, ФОРМЫ, УЧАСТНИКИ

Туристический бизнес - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Значение туризма в мире постоянно увеличивается, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.

Туристический бизнес привлекателен для предпринимателей по следующим причинам:

небольшие стартовые инвестиции;

растущий спрос на туристические услуги;

высокий уровень рентабельности;

минимальный срок окупаемости затрат.

Эффективность туризма складывается из следующих функций:

Туризм - источник валютных поступлении и средство обеспечения занятости населения
1—
Г "ч
Туризм развивает отрасли, обслуживающие сферу туризма
/" "Ч
Туризм расширяет платежный баланс страны
Ч. _J

Рис. 1. Функции туризма для экономики страны

Комплексность туристических услуг раскрывается через их классификацию. Существует несколько классификационных подходов, основанных на различных признаках.

Необходимо установить основные классификационные признаки туризма, ими являются географический признак, направления туристического потока, цель поездки, способ передвижения, средства размещения туристов, количество участников, организационно-правовые формы и т.п.

Главным является деление туризма на внутренний и международный.

Внутренний туризм представляет собой миграционные потоки людей в пределах страны постоянного проживания с туристическими целями. Национальная денежная единица, используемая повседневно, продолжает оставаться средством платежа, а родной туристу язык - средством общения. Такие путешествия сравнительно легко организовать. По некоторым оценкам, на долю туризма приходится 80-90% всех туристических поездок, а общий объем расходов на внутренний туризм является 5-10 раз превышает затраты туристов на международные поездки.

Международный туризм охватывает поездки лиц, путешествующих с туристическими целями за пределы страны постоянного проживания. Пересечение государственной границы

для них связано с определенными формальностями: оформлением загранпаспортов и виз, прохождением таможенных процедур, валютным и медицинским контролем. Эти правила вводятся государством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т.д. и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение туристами паспортно-визового режима, требований о вакцинации (прививок), правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты [4].

Национальный туризмвключает внутренний и выездной туризм и соотносится с категорией (ВНП).

Путешествия с целью развлечения и отдыха составляют основу международного туристического обмена. На их долю приходится около 70% мирового туризма. Они объединяют оздоровительные, познавательные, любительские спортивные поездки и т. д.

Туризм въездной - путешествия в пределах страны лиц, не проживающих в ней постоянно, с туристическими целями без занятия оплачиваемой деятельностью.

Туризм выездной - путешествия лиц, постоянно проживающих в одной стране, в другую страну с аналогичными целями без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемой стране.

Рекреационный туризм. Туризм с целью отдыха для ряда государств является наиболее массовой формой. Поездки иностранных туристов в Испанию, Италию. Францию, Австрию преследуют прежде всего именно эту цель. Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, входящих в маршрут, широким использованием авиационного транспорта и прежде всего чартерных рейсов.

Поездки с целью отдыха отличаются большим разнообразием и могут включать зрелищно-развлекательные программы (театр, кино, фестивали и т.д.), занятия по интересам (охота, музыкальное и художественное творчество), этнические походы, связанные с изучением национальной культуры страны пребывания.

К рекреационному туризму относятся различные разновидности туризма с целью отдыха, знакомства с достопримечательностями (Excursions), занятий спортом (Skiing, Diving, Fishing), осуществление походов (Activity & Adventure), экзотический отдых (Exotic Travel), тематические поездки (Theme Trips, based around cultural themes in arts, history, archaeology, etc.).

Оздоровительный отдых имеет личный, индивидуальный характер. Однако нередки случаи, когда туристы объединяются для совместных поездок. Обычная продолжительность тура на лечение - 24-28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма.

Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на организм человека подразделяется на климато-, бальнео-, море -, грязелечение и т. д.

Познавательный (экскурсионный) туризм. Экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции расширения кругозора и интеллекта. Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм. В сравнении с путешествиями другими видами транспортных средств, поездки на автомашинах и автобусах предоставляют туристам гораздо большую познавательную возможность.

Профессионально-деловой туризм. К этому виду туризма относятся поездки с деловыми целями. Жизнь в современном цивилизованном обществе вызывает необходимость международных контактов. Поездки представителей деловых кругов в последнее время стали носить массовый характер.

Ряд туристических фирм специализируется на организации групповых поездок бизнесменов с различными целями. Большим преимуществом делового туризма является возможность его организации в напряженный сезон. При этом турфирмы могут оказывать как чисто туристические услуги (транспортные, размещение, питание, экскурсионное обслуживание), так и специфические (изучение информации, сбор данных о возможных торговых партнерах, переводы, предоставление необходимых экономических материалов, организация деловых встреч и т.д.). Специально для этого создаются большие конгресс-центры, имеющие залы для заседаний и средства для размещения посетителей. Нередко участников конгресса сопровождают члены их семей, для которых организаторы форумов вместе с туристической фирмой предлагают чисто туристическую программу. Часто и сами участники знакомятся с достопримечательностями города, а после завершения конгресса делают туристические поездки по стране.

Отличительной чертой этого вида туризма является то, что участники деловых встреч тратят во время пребывания в стране значительно больше денег, чем обычный турист. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и других подобных мероприятий.

К деловому туризму относится также и поощрительный туризм (инсентив-туризм).

Он постепенно завоевывает позиции и на рынке стран Восточной Европы, вытесняя традиционный социальный туризм. Это туристические поездки, организуемые предприятиями и фирмами для своих сотрудников как средство поощрения и как вознаграждение за добросовестный труд. Особенностью таких туров являются интересные программы пребывания, предусматривающие, наряду с отдыхом и экскурсиями, меры социального содержания: профессиональные встречи, посещение предприятий и учреждений, проживание в семьях, организация развлечений и т.д. Бурный рост поощрительного туризма в мире привел к созданию ряда ассоциаций этого профиля, проведение конференций, организации выставок и издание специальных каталогов. В мире расходы на организацию инсентив-туризма составляют 5-6 млрд. долл. США.

Научный туризм. Его еще называют конгрессный туризм (Conference Travel). Цель конгрессного туризма заключается в проведении научно-практических семинаров, конференций, съездов.

Большой популярностью пользуется спортивный туризм. Главной задачей этих туров вялятся обеспечение возможности туристам заниматься выбранным видом спорта. Спортивный туризм требует наличия необходимой базы: разнообразный инвентарь, специальные трассы, подъемники, спортивные площадки, сооружения. Одним из основных требований, предъявляемых к спортивным турам, является обеспечение безопасности отдыхаю- щих.Спортивные туры в зависимости от цели путешествия подразделяются на два вида: активный и пассивный. В первом случае основой является занятие каким-либо видом спорта, во втором - интерес к спорту, например, посещение соревнований.

«Шоп-туры»характерны для России и стран СНГ. Целью поездок за границу является приобретение товаров народного потребления для их последующей реализации (обуви, трикотажа и других товаров - в Турции, Италии, Португалии, Сирии; текстиля-в Индонезии; меха - в Греции и Аргентине; мебели - в Польше и Италии; теле- и радиотоваров - в ОАЭ; автомашин - в Германии, Швеции, Голландии).

«Челночный» бизнес приносит ощутимое увеличение бюджета этих стран. Так, в Турции «челноки» ежегодно закупают товаров на сумму 8-10 млрд. дол. Правительство страны всячески поддерживает шоп-туризм.

Приключенческий туризм является своеобразным видом отдыха и обеспечивает не только пребывание туристов в привлекательном для них месте, но и занятия необычным видом деятельности («царскую охоту», «поиски пиратских сокровищ» и т.д.).

Приключенческий туризм делится на несколько видов:

производные экспедиции;

сафари-туры (охота, рыбалка, ловля бабочек и т. д.);

морские путешествия (яхтинг).

География и тематика приключенческих туров довольно большая и разнообразная. Обычно это групповые туры. Специфической чертой такого туризма является получение различных лицензий, позволяющих охоту, рыбалку, вывоз трофеев. Приключенческий туризм связан с определенным риском, поэтому для обеспечения безопасности таких туров необходимы высококвалифицированные инструкторы. Этот вид туризма имеет довольно высокую стоимость, и его можно отнести к разряду элитарного отдыха.

Религиозный (паломнический) туризм пользуется спросом и популярностью.

В туризме с религиозными целями можно выделить несколько видов:

паломничество (посещение святых мест для поклонения реликвиям);

познавательные поездки (знакомство с религиозными памятниками, историей религии, культуре религии);

научные поездки (поездки историков и других специалистов, занимающихся вопросами религии, и др.).

Серьезной проблемой в этом виде туризма является вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров. Важно, чтобы они могли не только показать исторические и архитектурные достопримечательности, но и были знакомы с духовными и религиозными ценностями.

Ностальгический туризм. Данный вид туризма основан на потребности людей в посещении родственников, мест рождения и проживания близких и занимает важное место в международном туристическом обмене.

Экотуризмпризван создавать экономические стимулы для сохранения окружающей среды. Понятие «экотуризм» охватывает широкий спектр путешествий - от небольших познавательных туров для школьников до регулярных туристических программ в национальных парках и заповедниках. Получаемую прибыль от этого вида туризма частично можно направлять на природоохранные мероприятия.

Несколько слов стоит сказать о экзотическом туризме. В последние годы появились туры, поражающие своей необычностью, такие как дайвинг - подводное плавание, рафтинг - сплавление горными реками на легких надувных плотах, банджи- джампинг - прыжки с высоты.

Характер экзотического туризма имеют также гастрономические туры. Часто приключенческий туризм связан с определенным риском и требует повышенного внимания к безопасности туристов. Вследствие этого из приключенческого выделился экстремальный туризм, целью которого является испытание сил человека в сложной обстановке. Он приобретает популярность особенно среди молодежи, потому что не только создает условия для испытания собственных сил человека, но и закаляет ее.

Много желающих познакомиться с подводным миром. Самый перспективный проект в этом направлении - путешествия на прозрачной субмарине. Один из ее маршрутов планируется проложить к месту катастрофы «Титаника». Согласно статистике, начиная с 1985 г. в эксплуатации находится 46 туристических субмарин. В 2004 г. количество туристов, побывавших в глубинах морей и океанов, составило более 2 млн., при этом прибыль организаторов путешествий равен 147 млн. долл.

Парижский «Одеон-отель» разработал для своих клиентов маршрут, точно повторяющий последний земной путь принцессы Дианы. Желающие прикоснуться к таинству трагедии проедут на черном «Мерседесе» от отеля «Ритц» в тоннель - место катастрофы.

18.Элитарный туризм рассчитан на состоятельную клиентуру. Для этой категории потребителей уровень цен на рынке не имеет особого значения, но они предъявляют повышенные требования к качеству предлагаемых товаров и услуг. В связи с этим нельзя не отметить ту роль, которую элитарный туризм играет в развитии туристического бизнеса в целом. Здесь задается импульс развитию всей туристической индустрии. Он способствует утверждению и распространению новых высоких стандартов обслуживания и, наконец, способствует улучшению качества жизни населения. Поэтому элитарный туризм нередко называют «туристическим локомотивом».

19. Ориентир на потребителей заставляет производителей туристических услуг изыскивать новые сегменты рынка. Доходным бизнесом становится организация свадебных туров. Так, британская компания «Томпсон Холидейз» продает около 5 тыс. свадебных туров в год.

Туристическим фирмам выгодно заниматься этим видом туризма, поскольку расходы на проживание существенно сокращаются из-за предоставления высоких скидок отелями молодым (до 60-80%).

Таким образом, можно сделать вывод, что в данный момент популярными видами туризма являются не только традиционные (оздоровительный, познавательный, профессионально-деловой), но также свое развитие получают приключенческий, экзотический, свадебный и экотуризм.

В международной практике принято условное деление предприятий туристского бизнеса по характеру удовлетворения туристских потребностей на четыре группы:

предприятия посредничества и организации туризма (туроператоры и турагенты);

транспортные предприятия;

предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность туристов во время путешествия (размещения и общественного питания);

предприятия зрелищных услуг (проводящие досуговоразвлекательные мероприятия).

Предприятия первой группы - продавцы туристских услуг, а предприятия второй, третьей и четвертой групп - исполнители.

Непосредственно организацией туристской деятельности в международной практике обычно занимаются специализированные оптовые и розничные торгово-посреднические структуры: туристские агентства, туроператорские фирмы и туристские корпорации, которые представлены в виде межотраслевых производственно-хозяйственных комплексов. Эти структуры занимаются деятельностью по формированию, продвижению и реализации конкретных туристских продуктов. Туристские фирмы, как правило, не осуществляют международные поездки, экскурсии и путешествия, а только организуют исполнение этих услуг, в реализации которых занята целая цепочка разнообразных партнеров по бизнесу.

Туристские агентства представляют собой розничные фирмы, которые вступают в непосредственный контакт с конечным потребителем. Они выступают промежуточным звеном между туристами-клиентами и рядом предприятий, обслуживающих их в период туристской поездки. Туроператорские фирмы - оптовые. Они в основном взаимодействуют с многочисленными туристскими агентствами и предприятиями туристской индустрии. В отдельных случаях обслуживают и конечных пользователей (обычно путем организации эксклюзивных туров по индивидуальным заявкам). Место туроператоров и турагентов на туристском рынке наглядно показано на рисунке 2.

Туристские корпорации объединяют в своем составе самые разнообразные фирмы и организации, которые в своей деятельности полностью или частично связаны с туристским бизнесом (от страховых контор и экскурсионных бюро до транспортных агентств, отелей и кемпингов). Корпорации, обслуживая потребности конечных пользователей туров, включают в свой состав туроператоров и турагентов. Они опираются, как правило,

на широкую сеть самостоятельных рыночных субъектов - национальных туроператоров и турагентств.

Рис. 2. Место турагента и туроператора на туристском рынке

Субъекты рынка определенным образом связаны между собой. Вся система рыночных отношений в туризме является открытой.

Таким образом, туристская индустрия является совокупностью объектов общественного питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Она располагает солидной материально-технической базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует почти со всеми отраслями народнохозяйственного комплекса.

Список использованных источников:

Виды туризма [Электронный ресурс] - Режим доступа: tourlib.net/vidy.htm

Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. - М., 2013. - 89с.

Карпова Г.А.Экономика современного туризма - М.: СПб: Изд. "Герда", 2012. 405с.

Овсянникова С.А., Черкашнев Р.Ю. Направления развития туристической индустрии в Тамбовской области // Сборник научных трудов студентов и магистрантов кафедры "Финансы и банковское дело". Тамбов, 2016. С. 102-111.

Папирян Г.А. "Международные экономические отношения. Экономика туризма". - М., 1998. - 324с.

Туристический бизнес [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.uspeh4u.com/view_ideasbiz2.php?id=51

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 29.06.2015).


Овсянникова С.А., студентка 4 курса профиля "Финансы и кредит ” ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Черкашнев Р.Ю. к.э.н., доцент кафедры "Финансы и банковское дело" ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ