СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Влияние глобализации на развитие рынка туристических услуг


ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

На сегодняшний день туризм выступает как совокупность удовлетворения интересов граждан в путешествии или лечении. Также туризм несет в себе познавательную составляющую, так как позволяет людям расширять свой кругозор.

Сегодня туризм в широком смысле слова представляет собой совокупность отношений, явлений, связанных с путешествием и пребыванием в какой-либо местности, это общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время. С помощью туризма в стране можно решить множество проблем: экономические, социальные, географические, культурные, медицинские, международные.

Значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно. Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Сегодня туризм превратился в одно из наиболее значимых социальных явлений. Расходы населения на туристские услуги в ряде стран занимают третье место после затрат на питание и жильё.

Все более усиливающаяся роль международного туризма подразумевает под собой усиление безопасности всех сфер туристической деятельности, таких как: транспорт; места отдыха - гостиницы, пансионаты, отели, кемпинги; места для питания; места развлечений.

В то же время, огромное внимание при обеспечении безопасности международного туризма, уделяется жизни и здоровью туриста, путешественника.

Реализация туристического продукта должна включать в себя обеспечение безопасности здоровья, жизни туристов, сохранности их имущества.

Проблема безопасности путешествий в настоящее время уделяется огромное внимание в странах с повышенных туристическим потоком, такие как: страны Восточной и Западной Европы - Италия, Испания, Чехия, Франция, Греция, а также Турция, Египет, Тайланд, Арабские Эмираты, Россия.

Помимо безопасности туристов, должно быть уделено внимание сохранению памятников истории и архитектуры, а также сохранению экологического равновесия окружающей среды.

Также при совершении различных экстремальных туристических маршрутов, безопасность выступает одним из главных критериев при реализации туристических маршрутов.

Современный рынок индустрии туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Главные причины этого - постоянно растущий спрос на путешествия и относительно высокий уровень рентабельности отрасли. В большинстве стран мира туризм играет значительную роль в экономике, стимулировании социального развития регионов, поступлении средств в государственную казну. На долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

Развитию современного туризма способствуют и ряд внешних факторов, как нейтральных по отношению к сфере досуга и рекреации, так и прямо с ней связанных: рост информированности и образованности населения; рост благосостояния и свободного времени; технологические факторы мобильности населения (развитие сферы транспортных услуг и прежде всего - авиации и автомобильного транспорта, чье значение для мироощущения современного человека еще не до конца оценено).

Туризм в мировой экономике - один из ведущих создателей рабочих мест, так как создает свыше 75 млн. рабочих мест во всем мире. Каждый двенадцатый человек работает в сфере туризма. Международный туризм обеспечивает занятость прежде всего молодежи и женщин как в городах, так и в сельской местности.

Развитие международного туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом, международный туризм следует рассматривать, сообразуясь с экономическими отношениями отдельных стран.

Международный туризм входит в число трёх крупнейших отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. В 2013 г. суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг.

Значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов возрастает.

Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социальноэкономического развития отдельных стран и регионов.

Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятых.

Всемирная организация по туризму в своей классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов: США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия и страны являющееся, в основном, принимающими туристов: Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария.

Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы мировой торговли. В их число входят: специализированные учреждения системы Организации Объединенных Наций (ООН), организации, где вопросы развития международного туризма обсуждаются эпизодически и не являются главными в сфере деятельности; неправительственные специализированные, международные коммерческие, национальные и региональные организации по туризму.

Согласно Уставу ВОТ (Всемирная организация туризма), целями ее деятельности являются поощрение туризма как средства экономического развития и международного взаимопонимания для обеспечения мира, благосостояния, уважения и соблюдения прав человека вне зависимости от расы, пола, языка и религии, а также соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма.

ВОТ приняла ряд деклараций в области международного туризма, среди которых: Манильская декларация о туризме в мире (1980); Документ Акапулько (1982); Хартия по туризму и Кодекс поведения туриста (София, 1985); Гаагская декларация по туризму (1989).

К числу организаций ООН, занимающихся вопросами развития международного туризма эпизодически, относятся Конференция ООН по туризму и путешествиям, экономический и социальный Совет (ЭКОСОС). Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Международная ассоциация транспортной авиации (ИАТА).

Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса.

С развитием массового организованного туризма и переходом его на новую основу, опирающуюся на развитую туристическую индустрию и современные средства транспорта, произошли некоторые изменения в формах организации международного туризма.

Во-первых, существенно возросло число розничных фирм, предлагающие туристические услуги турагентов и лишенных зачастую юридической и хозяйственной независимости.

Во-вторых, изменился характер деятельности туристических оптовых фирм, которые превратились в туроператоров, предлагающих полный комплекс услуг в виде инклюзив - туров.

В-третьих, появились крупные корпорации, основанные на капитале транспортных, торговых, страховых компаний и банков, осуществляющие операции по представлению туристических услуг клиентам.

Все вышеназванные категории фирм отличаются друг от друга по функциям и характеру деятельности.

Важная особенность, которую необходимо учитывать и в России, состоит в том, что туризм в мировой экономике занимает первое место по созданию первичных рабочих мест, которые обеспечивают работой студентов. Здесь легче и проще всего для молодого поколения войти на рынок труда. Конечно, не все те, кто начинают свой трудовой путь в туризме, продолжают всю свою жизнь, но наличие такой возможности очень необходимо. Поэтому в структуре туризма молодежь играет все более важную роль.

Другая особенность международного туризма заключается в том, что меняются возрастные характеристики путешествующих туристов. Раньше основной контингент потребителей услуг индустрии туризма представлял собой людей, в основном, в диапазоне между 30 и 50 годами. В настоящее время в развитых странах мира люди, которые могут себе позволить путешествовать, живут дольше, выходят на пенсию более здоровыми. Постепенно увеличивается количество путешественников, которым больше 60 и 70 лет. Вместе с тем отмечается и другая тенденция: впервые за последнее десятилетие огромный сегмент молодежи в возрасте 16-18 лет также становятся активными туристами. Мировая практика свидетельствует о том, что создаются туристические компании, которые специализируются на молодежном туризме. Появляются они и в России.

4965704572000Ц Мальта Ш Кипр Ш Греция Щ Испания Н Австрия

16 0 Весшеобригания Ш Франция В Италия □ Россия

15,3

Рис. 1. Доходы от туризма в ВВП страны, с учетом мультипликативного эффекта

По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), на долю туризма в мировом ВВП, с учетом мультипликативного эффекта, приходится 9,4 %. По данным Минспорттуризма России, доходы от туризма в ВВП разных стран составляли: в Греции - 15,5 %, Испании - 15,3%, Австрии - 12,5 %, а в России всего 6,5 % (рис. 1). По мнению экспертов, Россия использует свой туристскорекреационный потенциал пока только на 20%, что объясняет более низкий вклад туризма в экономику страны по сравнению с развитыми странами мира. На сегодня в связи с возросшим потоком беженцев-мигрантов из стран Северной Африки, Ближнего Востока, Азии ситуация может кардинально измениться. Поэтому необходимы серьезные усилия по стабилизации политической обстановки в этих регионах.

Доходы от международного туризма, по данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в 2013 г. в разных странах составили (в млрд. долл.): США - 93,9 (1 место в мире), Испания - 53,2 (2 место), Франция - 49,4 (3 место), Китай - 39,7 (4 место),

Индия - 11,4 (16 место), Россия - всего 9,3. Пока это лишь 28 место в мире (в 2007 г. было 30 место с доходом 7,0 млрд. руб.).

По показателю международных туристских расходов наша страна в 2013 г., по данным ЮНВТО, заняла 10 место в мире с показателем в 20,8 млрд. долл. На первом месте по расходам туристов за рубежом в 2013 г. находилась Германия (81,2 млрд. долл.), на втором - США (73,2 млрд. долл.), на третьем - Великобритания (50,1 млрд. долл.), на четвертом - Китай (43,7 млрд. долл.), на пятом - Франция (38,5 млрд. долл.). Поэтому при развитии въездного туризма в России необходимо ориентироваться в первую очередь на эту пятерку стран, население которых активно путешествует.

По международным туристским прибытиям ЮНВТО в 2013 г. присвоило нашей стране 14 место с показателем в 19,4 млн. прибытий (в 2012 г. - 10 место (20,2 млн. прибытий)). Для сравнения, Франция в 2011 г. приняла 76,8 млн. туристов (1 место в мире), США - 54,9 млн. (2 место), Китай - 50,9 млн. (3 место). По прогнозам ЮНВТО, к 2020 г. Россия займет лишь девятое место в мире по количеству туристских посещений.

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 14%. Согласно данным всемирной туристической организации, в 1995 г. в мире было зарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма достигло 372 млрд. долл. (без учета поступлений от международного транспорта). В целом объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 г. по 2013 г. выросли в 144 раза.

По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее. По разным подсчётам, к 2020 г. эта отрасль станет ведущей экспортной отраслью в мире. Ожидается, что при сохранении сложившихся темпов роста число международных путешествий к 2015 г. достигнет 900 млн. человек, а к 2020 г. увеличится и составит порядка 937 млн. человек.

По мнению различных аналитиков, в основе развития международного туризма лежат следующие факторы:

Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями.

Совершенствования всех видов транспорта удешевило поездки.

Увеличение числа наемных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня.

Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков.

Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.

Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.

Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связанно с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.

В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.

Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.

Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферы туризма.

С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.

Всемирная Туристская Организация (ВТО) опубликовала прогноз развития туризма до 2020 г.

На первом месте по посещаемости будет Китай.

В 2015 г. мировые доходы от туризма должны составить 621 млрд. долл. В 2020 г. они возрастут до 2 трлн. долл. Таблица 1

Прогноз прибытия международных туристов в мире и по регионам в 1995-2020 гг. (млн. чел).

Регион
В % к 1995
1995
2000
2010
2020
Европа
335
390
527
717
214,0
Тихий океан
80
116
231
438
547,5
Америка
111
134
195
285
256,8
Африка
20
27
46
75
375,0
Средний Восток
14
19
37
69
492,9
Южная Азия
4
6
11
19
475,0
Всего
564
692
1047
284,0
1602

Развитие туризма по регионам будет неравномерным. Самые высокие темпы прироста ожидаются в странах Азии и Тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже общемировых. Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадет с 79,1% в 2015 г. до 62,6% в 2020 г. Одновременно ожидается и возрастание доходов от туризма - с 399 млн. долл. США в 2015 г до 2 трлн. долл. США в 2020 г , или в пять раз. Также увеличатся затраты туриста на одно путешествие - с 707 долл. США в 2015 г. до 1248 долл. США в 2020 г, или в 1,8 раза.

Таблица 2

10 стран-лидеров по приему туристов в 2020 г.

страна
Прибытие туристов в млн. чел.
Доля в мировом потоке, в %
Среднегодовой рост в 1995-2020 гг., в %
1
Китай
137,1
8,6
8,0
2
США
102,4
6,4
3,5
3
Франция
93,3
5.8
1.8
4
Испания
71,0
4,4
2.4
5
Гонконг
59,3
3.7
7.3
6
Италия
52,9
3.3
2.2
7
Великобритания
52,8
3,3
3,0
8
Мексика
48,9
3,6
3,6
9
Россия
47, 1
2,9
6,7
10
Чехия
44,1
2,7
4,0
Всего
708,8
44,2
100

Самой посещаемой страной станет Китай. Высокие темпы роста ожидаются также в Гонконге и России. Доля Китая и Гонконга составит 12,3% общемирового потока. Особенно серьез111 ные изменения произойдут в России: в 2020 г количество въезжающих туристов будет в 1,54 раза больше, чем выезжающих за ее пределы. Больших успехов среди европейских стран достигнет также Чехия.

Таблица 3

10 стран-лидеров по выезду туристов в 2020 г.

страна
Выезд туристов в млн. чел.
Доля в мировом потоке, в %
1
Германия
163.5
10,2
2
Япония
141.5
8,8
3
США
123,3
7,7
4
Китай
100,0
6,2
5
Великобритания
96,1
6,0
6
Франция
37,6
2,3
7
Нидерланды
35.4
2,2
8
Канада
31.3
2,0
9
Россия
30,5
1.9
10
Италия
29,7
1.9
Всего
788,9
49.2

Наибольшая туристская подвижность населения ожидается в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где на одного жителя страны будет приходиться по 1,5-2 поездки за границу в год. В большинстве других стран, входящих в десятку, туристская подвижность заметно ниже единицы.

За последние годы наиболее впечатляющих успехов в развитии туризма достигла Польша. Еще в 1995 и 2000 гг. эта страна по приему туристов занимала 17 и 19 места в Европе. В 2013 г. Польша заняла уже 6 место, приняв 19,4 млн. человек.

Положение в российском экспорте услуг не вызывает оптимизма. По данным прессы, число иностранных туристов, посещающих ежегодно Россию, находится примерно на уровне 1986 г., когда из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС произошла массовая аннуляция поездок из-за границы.

Для привлечения туристов на отечественный рынок основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и цены. Сопоставимость качества и цены продукта принципиально важна для основного сегмента отечественных туристских предприятий - наших сограждан. Лавина предложений отдыха за рубежом была востребована россиянами потому, что был предложен за умеренные цены сервис более высокого качества.

Приведение в соответствие цены и качества предоставляемых российскими туристическим организациями услуг требует, прежде всего, модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а, следовательно, капиталовложений.

3. Нынешнее состояние отечественных предприятий туристического бизнеса свидетельствует о том, что они пока не в состоянии полностью финансировать собственную модернизацию, реконструкцию и расширение. В этих условиях остро проявляется необходимость финансовой поддержки со стороны государства.

Всемирная конференция по прибрежным зонам (2003 г.) официально признала туризм как самую крупную самостоятельную отрасль промышленности, которая составляет примерно 5-6% ВНП (валового национального продукта) всех стран. Во многих прибрежных странах туризм генерирует намного больший процент ВНП.

Прогноз ВТО, приведенный в докладе "Туризм - панорама 2020" (Tourism: 2020 Vision), говорит о том, что к 2020 г. количество международных перевозок составит 1,56 миллиарда, из них 1,2 миллиарда составят внутри региональные перевозки и 0,4 миллиарда составят путешествия на дальние расстояния. Такие данные предоставляет Всемирная туристическая организация.

Общее количество региональных перевозок указывает на то, что к 2020 г. тремя наиболее популярными регионами будут Европа (717 млн. туристов), Восточная Азия и Тихоокеанский регион (397 млн.), и Америка (282 млн.).

Европейские страны по-прежнему принимают наибольшее число иностранных туристов. В 1999-2006 гг. число туристов, прибывавших в Европу, увеличилось с 274 до 347 млн. человек, а денежные поступления от международного туризма - более чем в 2 раза. Однако в течение этого периода доля Европы в мировом туризме устойчиво падала, несмотря на значительные колебания среднегодового роста прибытии в Европу и поступлений от туризма. Такая нестабильность отчасти объясняется экономической ситуацией в туристообразующих странах.

Международный туризм чувствителен к колебаниям обменного курса. В 2004 и 2005 гг. курс американского доллара резко упал по сравнению с курсами европейских валют, а в период 1995-2000 гг. стабилизировался. В 2011 г. валюты Италии и Испании были очень сильными, что негативно повлияло на конкурентоспособность их туристского продукта.

Исследования национальной принадлежности гостей, приезжающих в Европу, показывают, что 90% - это туристы из европейских стран. Так, немцы путешествуют в основном внутри региона и составляют 19% общего числа международных туристов. Британские путешественники составляют 10% общего числа европейских туристов, французы - 7%, датчане - 6%. США являются единственной неевропейской страной среди первых десяти туристообразующих стран для Европы [13, с. 114].

Внутрирегиональный туризм в Европе является следствием высокой концентрации международного туризма в регионе. Здесь существуют множество государственных границ на относительно малой площади и превосходная наземная пространная сеть коммуникаций.

За относительной потерей доминирующего положения Европы стоят следующие факторы:

некоторые западноевропейские страны, в частности на юге Европы, такие, как Италия и Греция, в меньшей степени Испания и Португалия, терпят падение конкурентоспособности вследствие старения их туристского продукта;

некоторые восточноевропейские страны испытывают трудности в приспособлении своих туристских секторов к рыночной экономике, и, кроме того, конфликт в бывшей Югославии повлиял на туризм в Европе;

некоторые североевропейские страны, например Великобритания, Дания, Норвегия и Швеция, очень дорогие для туристов. Это неизбежно влияет на их конкурентоспособность;

растет популярность стран Юго-Восточной Азии, которые с недавнего времени успешно развивают свою туристскую индустрию.

Прогнозируется, что к 2020 г. число туристов на планете превысит 1 миллиард человек. Европейский туризм составляет 2/3 мирового туризма, и ожидается к 2025 г., что эта цифра удвоится. Средиземноморье занимает первое место в мире по посещаемости, и приносит 1/3 дохода от мирового туризма.

Прибрежный туризм основан на уникальном сочетании таких ресурсов на границе суши и моря как солнце, море, пляжи, необыкновенно-живописные виды, богатое биоразнообразие (птицы, киты, кораллы и т.д.), морские продукты питания и хорошая транспортная инфраструктура. Благодаря этим ресурсам, во многих прибрежных зонах были развиты разнообразные услуги, такие как ухоженные пляжи, дайвинг, прогулки на лодках, туры по осмотру птиц, рестораны и медицинские услуги.

Всего лишь с середины 20 столетия прибрежный туризм в Европе стал массовым, доступным практически каждому. На сегодняшний день более 63% европейских туристов предпочитают отдых на море. Прибрежный туризм в Европе становится все более конкурентоспособным. Туристы хотят получить как можно более высокое качество за наиболее приемлемую цену. Сегодняшний турист желает получить больше чем просто солнце, море и песок, как это было два десятилетия назад. Ему необходимо большое разнообразия развлечений, спортивных, культурных и природопознавательных мероприятий, а также качественное питание. В тоже время местное население популярных мест назначения все больше обеспокоено тем, что бы сохранить собственную уникальность, окружающую среду и природное, историческое и культурное наследие от негативного влияния.

В 2012 г. туристические услуги EEA стран (страны ЕС, Норвегия и Исландия) составили 1,04 миллиардов долларов США ВНП (прямо и косвенно), из которых доля Голландии составила 9,04%, а Исландии - 24,39%. Туризм так же предоставляет огромное количество рабочих мест. Общее количество рабочих мест составляет 18,5 млн., из которых 6,92% - в Германии, и 20,78% в Исландии.

Второй показатель значимости туризма для национальной экономики - это доля денежной массы, которая обеспечивается поступлениями из сферы туризма. В 2012 г. этот индикатор для Средиземноморских стран был равен 71% для Испании, 28% для Греции, 102% для Мальты и 74% для Кипра.

Тем не менее, в отношении развития туристической деятельности между странами Европы существуют различия, которые указывают на неодинаковое распределение экономической выгоды. Мальорка - один из известных туристических курортов, где процветание местных жителей зависит от развития туристической деятельности, которая составляет здесь 70% ВНП.

Средиземноморский регион - ведущий в мире туристический центр. Ожидается, что менее чем через двадцать лет, число туристов возрастет с 220 (как сегодня) до 350 млн. человек к 2020 г. 84% туристов прибывают из Европы, в основном из северных и западных стран. Первое место занимает Германия, за ней следуют Объединенное Королевство, Франция и Нидерланды. Почти 80% туристов, отдыхающих в Средиземноморье, предпочитают Испанию, Францию и Грецию.

Средиземноморье обеспечивает одну треть мирового дохода от туризма. За последние три года две третьих этого дохода вернулись в руки менее чем 10 тур операторам из Северной Европы.

На сегодняшний день массовый туризм - это одна из главных причин, которая приводит к экологическим нарушениям в регионе. Некоторые места назначения уже сейчас не поддаются восстановлению.

Вторым регионом по числу иностранных туристов является Америка, куда, по определению ВТО, входят Северная Америка, Центральная Америка, Южная Америка и острова Карибского бассейна. В 2006 г. этот регион посетили 115,5 млн. человек, что составило 19,5% общемировых прибытий. Доля поступлений от международного туризма достигла 25% общемировых поступлений, что свидетельствует о больших расходах гостей США.

Однако доля американского региона в мировом туризме по числу прибытий имела неустойчивую динамику. Так, с 2007 по 2011 г. она постоянно снижалась и достигла 20,17%, т.е. самого низкого значения за прошедший период, затем в течение длительного времени колебалась и в 2012 г. упала до 19,5%.

Как и число международных туристских прибытий, поступления от международного туризма постоянно увеличивались в 19992006 гг., несмотря на незначительное замедление темпов роста в последние годы.

В отличие от Европы туристский спрос на американские страны более или менее диверсифицирован по странам мира, но, несмотря на это, половину международных прибытий в регион обеспечивают США и Канада. Поэтому изменения обменного курса американского доллара играют здесь важную роль.

Из стран Северной Америки наиболее посещаемы США, Канада и Мексика, которые являются главными туристскими центрами региона и где, помимо международного туризма, развит внутренний туризм. В 2012 г. доли прибытии туристов в этот регион и поступлений от них составляли соответственно 76 и 78% общеамериканских.

Первой страной в регионе по туристским прибытиям и поступлениям являются США. Это следствие огромного внутреннего рынка и высокоразвитой инфраструктуры страны. США располагают самой обширной в мире гостиничной и транспортной индустрией.

Второе место по развитию туризма в регионе занимают Карибские острова, принимающие 12 млн. туристов в год. Туристские потоки в страны Южной Америки относительно слабы. Так, доля прибытий составляет 10%, а поступлений - 9%. Это результат политической нестабильности и слабого экономического положения в регионе.

В 2013 г. доходы от международного туризма составили 11,5% общих доходов от экспорта - это самый высокий уровень в мире. Сравнительно активное участие туристского сектора в экспорте является следствием конкурентоспособности каждого элемента американского туристского продукта на мировом рынке и прочной специализации некоторых районов региона, например Карибских островов.

После Европейского и Американского регионов по развитию туризма следуют Восточная Азия и Тихоокеанский регион. Некоторые страны этого региона совсем недавно начали развивать индустрию туризма. В основном это новые индустриальные страны региона - экспортеры товаров: Гонконг, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия и Тайвань. В этих странах экспорт товаров и экспорт услуг взаимно дополняют друг друга. Развитие этих секторов базируется на стремительном подъеме телекоммуникаций, международного транспорта, в частности воздушного транспорта, и банковской сферы. Так, экспорт товаров приводит к увеличению деловых путешествий в эти страны, которые, в свою очередь, стимулируют развитие гостиничного бизнеса и индустрии развлечений, одним словом - въездного туризма. Последний увеличивает резервы иностранной валюты и стимулирует рост экономики.

В 2013 г. ВАТ посетило более 90 млн. туристов и доля прибытий составила 15,2% общемирового уровня.

Туризм, генерируемый резидентами стран региона, является очень мощным и обеспечивает 78% общих туристских потоков. Япония представляет самый большой туристообразующий рынок в регионе и составляет 14,8% общего спроса благодаря программе японского правительства, по которой стимулируется проведение каникул японцами за рубежом.

Восточная Азия и Тихоокеанский регион привлекают иностранных туристов, прежде всего своей уникальной природой, но и не только этим. Например, новые индустриальные страны притягательны для деловых путешествий. Развлекательный туризм хорошо развит в Японии, Южной Корее и Тайване, причем японская индустрия развлечений занимает второе место в мире после США. Гонконг и Сингапур предлагают отличный шоппинг-туризм. Одной из важных туристских стран в регионе стал Таиланд, особенно после того, как начал осваивать новые пляжи на южном побережье страны и организовывать культурнопознавательные поездки на север страны.

В Тихоокеанском регионе туризм особенно развивается в Австралии и Новой Зеландии, которые принимают 6% гостей региона, и в странах Меланезии (Фиджи, Новая Каледония, Вануату, Соломоновы острова и др.), Микронезии (Гуам, Маршалловы острова, Марианские острова и др.) и Полинезии (острова Кука, Французская Полинезия и др.), на долю которых приходятся 4% гостей. Острова в Тихом океане выигрывают от относительной близости австралийского и новозеландского рынков и, что более важно, имеют отличный имидж в мире, в частности в Европе.

В последние годы поступления от международного туризма в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе возрастали быстрее, чем число туристов, прибывающих в регион. Это происходило потому, что многие страны в регионе переориентировались на богатых туристов.

В этом регионе средние расходы одного туриста составляют 764 долл. и превышают среднемировой уровень - 659 долл. Здесь также лидирует Япония, где средние расходы одного туриста очень большие - 1706 долл., за ней следуют Сингапур - 955 долл. и Гонконг - 864 долл. Однако есть и такие страны, где расходы на одного туриста очень малы по сравнению со среднемировым уровнем, например, в Китае они составляют 239 долл.

Вопреки успехам развития туристской индустрии и большим поступлениям в странах ВАТ вклад туризма в экономику региона меньше, чем в других регионах мира. Он насчитывает только 5% поступлений от экспорта в отличие от среднемирового - 8,3%, так как страны этого региона, особенно новые индустриальные страны, делают акцент на экспорт товаров, а не услуг.

Большой уровень спроса на туристические услуги за последние годы привел к тому, что в туристическом бизнесе и гостиничной индустрии образовалась острая конкуренция и получили большое распространение различные наднациональные корпорации.

Изменение в системах заказа и бронирования, оплаты услуги, использование скоростных и комфортных транспортных средств, а также применение современных технологий в системе обслуживания туристов привело к возникновению феномена, под названием «технологический туризм», который характеризует массовый туризм.

Все развитие мировой экономики нацелено на максимально полное удовлетворение потребностей людей в тех или иных товарах и услугах, которые нашли свое отражение при культивировании туризма, а именно: потребность во сне и отдыхе; получение нового опыта, знаний; шопинг; расширение познания.

Именно процесс глобализации позволяет массовому туризму донести свои предложения до различных потребителей в разных уголках планеты, и обеспечить спрос на туристические товары и услуги.

Основными движущими силами процесса глобализации выступают:

переворот в системы информационных и коммуникационных технологиях;

доступность многих стран, открытие туристических зон;

обострение конкуренции на международном уровне.

Так, широкое развитие Интернета позволило сделать доступными многие туристические услуги.

Так, по данных поисковых систем Yahoo, Google поисковые запросы по туризму запрашивает каждый третий пользователь сети Интернет.

Так с помощью Интернета туристы: изучают информацию о странах; просматривают отзывы других туристов; бронируют отели, гостиницы, билеты на самолеты, поезда; заполняют различные электронные документы на получение виз; выбирают туроператора; делают покупки туристических предметов.

Помимо этого, одной из главных мотиваций является то, что потребитель имеет возможность в любое удобное для него время получить любую интересующую его информацию, и в то же время, не будет ощущать давления при выборе направления туризма.

В большинстве свое все системы бронирования работают 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, так что дают возможность туристу забронировать себе интересующий его тур в любое время и из любого места.

В глобальной экономике большая роль отводится электронной коммерции. Особенность электронной торговли в туристическом бизнесе связана с тем, что она позволяет напрямую от производителя до потребителя донести нужную услугу или продукт, минуя посредников, таких как: туроператоры-оптовики, турагенты.

Также в связи с глобализацией, высокие темпы развития набирает такое направление, как транспортное обслуживание клиентов.

Основными критериями являются: стоимость проезда; безопасность; комфорт; скорость; количество посадочных мест.

Одна из самых крупных отраслей - это автотранспортные перевозки. Из них 70% - это перевозки пассажиров.

По прогнозу ВТО, до 2015 г. предполагается увеличение числа пассажиров, пользующихся воздушным транспортом, на 3% ежегодно.

Также специалисты считают, что бурными темпами будет развитие морских и речных круизов - около 5% ежегодного роста.

Развитие перевозок посредством железнодорожного транспорта произойдет за счет трансконтинентальных и внутриконтинентальных скоростных железных дорог.

Кроме этого, как считают специалисты, автомобильные перевозки будут снижаться.

Помимо этого, глобализации представляет собой стирание границ между странами при проявлении деловой активности.

Это связано со своеобразием туристического продукта.

Так, для увеличения своей прибыли, может произойти объединение авиакомпаний с сетью отелей, а также создание собственного туроператора.

Транснациональные корпорации играют значительную роль непосредственно в процессах глобализации.

Для того, чтобы компания могла стать транснациональной, ей необходимо выполнять ряд требований:

иметь широкую сеть филиалов различных странах мира;

иметь дочерние структуры;

вести активную деятельность в различных странах мира;

высокая доля прибыли от зарубежных компаний.

Так, во многих странах происходит слияние, поглощение туроператоров, туристических организаций в одну большую единую компанию.

В качестве примера могут выступать гостиничные сети.

Так, во всех отелях сети по всему миру, как правило, действуют общие системы стандартов и правил обслуживания, стилевое оформление, номерной фонд, звездность.

Туристические корпорации могут объединять в себе: страховые компании; банки; транспортные компании; гостиничные сети; места общественного питания; магазины; медицинские учреждения.

Самые большие туристические компании международного уровня представлены в: США; Великобритания; Германия; Япония.

Крупнейшим рынком туристских потоков является Германия, где действуют компании Touristik Union International (TUI) u Neckermann und Reisen (NUR), производящие более половины всех турпакетов - соответственно 33% и 18% в Европе. Третье, четвертое и пятое места на германском рынке занимают соответственно Hertzel, ITS, DER.

Крупнейший туроператор в Великобритании и один из крупнейших в мире Thomson Holidays.

Кроме гостиничных сетей, создаются международные альянсы - авиаперевозчиков, которые объединяют в себе различных перевозчиков из разных стран мира.

Так, наиболее крупным выступает альянс «Стар Альянс», который включает в себя авиакомпании: Германии; Канады; Швеции; Бразилии.

В сфере общественного питания выступают сети: Макдональдс, Старбагс.

Так, глобализация в сфере туризма привела к созданию Глобального этического кодекса туризма. Необходимость в данном кодексе была озвучена в 1997 г. на Генеральной ассамблее ВТО в Стамбуле. В 1999 г. данный кодекс был принят.

Кодекс насчитывает 10 пунктов, который обязательны к соблюдению в любой стране мира.

Основная задача данного кодекса - это установка ориентиров, которые приведут к устойчивому развитию мирового туризма.

Исходя из всего вышесказанного, глобализация международного туризма имеет следующие черты:

изменение и унификация туристских технологий, которые направлены на улучшение обслуживания;

модернизация транспортной инфраструктуры;

интернационализация деловой активности;

создание механизма управления и регулирования международного туризма через создание региональных и международных организаций в сфере туризма.

Список использованных источников:

История международного и отечественного туризма. - М.: Дрофа, 2012.

Толстых Т.Н., Шелест А.П. Организация интегрированного маркетинга в гостиничном бизнесе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. Вып. 3 (95).

Толстых Т.Н., Шелест А.П. Формирование и развитие интегрированной системы обеспечения конкурентоспособности гостиничного бизнеса: монография // Тамбов: Издат. Дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010.

Толстых Т.Н., Шелест А.П. Особенности внутриорганизационного маркетинга гостиничного бизнеса // Материалы международной научно-практической конференции «Инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики». - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2013.


Нагамова М.С., к.э.н., ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Толстых Т.Н. д.э.н., профессор кафедры финансов и банковского дела ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ