СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


К вопросу реализации социальных программ государства на региональном уровне


К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

На сегодняшний день важнейшей функцией современного государства является регулирование развития регионов. Осуществляя целенаправленную и последовательную региональную политику государство стремиться повысить уровень социальноэкономического развития региона, улучшить его инвестиционный климат и сгладить дифференциацию по основным социально-экономическим показателям.

Ключевым средством реализации государственной политики являются целевые программы, которые оказывают воздействие на производственные, экономические и социальные процессы. Целевые программы являются способом аккумулирования ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем региона. В пределах полномочий различных уровней органов власти федерального, регионального и местного значения, оказывают влияние на управления и регулирования стратегиями социального, научно-технического и экономического развития.

Разработка данных программ имеет целенаправленный и последовательный процесс с аккумулированием всех возможностей региона на различных уровнях. По сравнению с федеральными государственными программами региональные программы обладают целевой направленностью, относительно небольшими объемами работ и ресурсных затрат, адресностью, ограничением временных интервалов и связываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны.

Региональные целевые программы - это комплекс мероприятий ипроектов, направленных на достижение целей и конкретных задач экономического, социального или экологического характера, требующих согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и финансируемых полностью или частично из областного бюджета [1].

Видяпин В.И. и Степанов М.В.

выделяют следующие базовые методологические принципы разработки и реализации региональных программ в современных условиях:

комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения;

целевая направленность и системность мероприятий программы;

вариантная разработка мероприятий программы с учетом неопределенности (альтернативности) условий ее реализации;

ресурсная обеспеченность программы;

адресность заданий программы (исполнители, сроки, контрольные показатели и т.п.);

обеспечение управляемости программы (создание необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов).

В тоже время такие ученые как А.И. Жуковский, С.В. Васильев, Д.С.

Штрейс уделяют внимание классификации целевых программ и дают классификационную характеристику региональным целевым программам по следующим признакам:

уровень значимости или государственный статус;

территориальная принадлежность;

функциональная ориентация;

содержание решаемых проблем;

отраслевая локализация;

характер возникновения проблемы;

срок реализации программ.

Каждая региональная программа может одновременно характеризоваться как по одному, так и по нескольким классификационным признакам.

Не смотря на то, что прошедший год для экономики нашего региона был нелегким, по данным территориального органа статистики, все-таки наблюдается рост социально-экономических показателей.

Положительная динамика привлечения инвестиций в основной капитал в регионе наблюдается на протяжении последних лет, охватывая различные отрасли производства.

Инвестиционная привлекательность региона является серьезным активом в вопросах развития конкурентоспособности территории и повышения качества жизни населения. Инвестиционная политика региона остается одним из ключевых направлений. В частности можно отметить, «Областную адресную инвестиционную программу на 2015 г. и плановый период 2016 г.» утвержденной Постановлением Администрации Тамбовской области 15 мая 2015 г. № 473, в которой отражены все объекты инфраструктуры в Тамбовской области на 2015-2017 гг. [2]

Хотелось бы отметить, что лидирующую позицию по инвестициям в основной капитал, на сегодняшний день в г. Тамбове занимают: строительство и реконструкция объектов производственного назначения - 43%, жилищное строительство - 34%, строительство и реконструкция объектов торговли и общественного питания - 9 %, объекты социальной сферы - 6%. Такой размер инвестиций способствует не только расширению производства и техническому перевооружению, но и росту его эффективности, который в свою очередь влияет на качество рынка труда, структуру занятости, доход населенияв среднем и малом производственном бизнесе.

Развитие малого и среднего бизнеса в регионе уже в течение нескольких лет проводиться в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указами и поручениями Президента Российской Федерации, подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 гг., утвержденной постановлением администрации области от 24.09.2013 № 1057 [3].

К примеру, в 2013 г. при реализации мероприятий Программы развития малого и среднего предпринимательства (МПС) в Тамбовской области было освоено 123,3 млн. руб., в том числе средств областного бюджета более 26,5 млн. руб., средств федерального бюджета 96,8 млн. руб. В результате этого при реализации мероприятий программы была оказана поддержка 497 субъектам малого и среднего предпринимательства, а также молодым людям в возрасте до 30 лет, что позволило сохранить 3482 рабочих места и создать 826 новых. В данной программе активное участие принимает Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области, по результатам того же отчетного 2013 г. было представлено 60 поручительств на сумму 258,9 млн. руб., а по отчетным данным 1 полугодия 2015 г. Фонд выдал 54 поручительства 48 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 349,4 млн. руб., что позволило им привлечь кредитов на сумму 761,4 млн. руб., сохранить 1409 и создать возможность для организации 99 новых рабочих мест. На реализацию данного мероприятия в 2015 г.было предусмотрено выделение средств бюджета Тамбовской области в размере 500 тыс. руб. и получение субсидии из федерального бюджета в размере 9058,858 тыс. руб. [4]

Также в 2015 г.было предоставлено 120 грантов по 250 тыс. руб. начинающим субъектам малого предпринимательства, созданным безработными гражданами, работниками, находящиеся под угрозой массового увольнения, военнослужащими, уволенными в запас в связи сокращением Вооружённых Сил, на общую сумму 30 млн. руб.

Всего в 2015 г. на реализацию мероприятий Подпрограммы (с учетом итогов конкурса Минэкономразвития России) было направлено 143012858 руб. (в том числе за счёт бюджета Тамбовской области 8704 тыс. руб. и внебюджетных источников 600 тыс. руб.).

Не малое значение целевые программы оказывают и на развитие агропромышленного комплексаТамбовской области. В селе проживает более 42% населения области. Основное богатство региона - черноземные почвы. Земельный фонд области включает более 3,4 млн. га, в его структуре преобладают сельскохозяйственные угодья 78,9%, из которых на долю черноземов приходится 87%. Учитывая это, развитие агропромышленного комплекса признано приоритетным направлением развития региона.

В период действия комплексного проекта развития АПК Тамбовской области (с 2007 г. по 2015 г.) стоимость валовой продукции АПК возросла в 2,6 раза и составила в 2013 г. более 114 млрд. руб., в том же 2013 г. рост производства сельскохозяйственной продукции в сопоставимых ценах составил 125,8%, пищевой промышленности - 111,8%. Валовый сбор основных сельскохозяйственных культур вырос: зерновых - на 60,4%, подсолнечника - на32,0%, сахарной свеклы - на 1,8%. Национальный проект «Развитие АПК» и Государственная программа больший объем средств, направляет на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей Тамбовской области в период с 2006-2014 гг. составил более 23,2 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета - 19,24 млрд. руб., из областного - 11,51 млрд. руб. Если в 2006 г. поддержка составляла 638 млн. руб., то по итогам 2014 г. она увеличилась в 11 раз и составила 7,52 млрд. руб., в том числе из средств федерального бюджета - 4,92 млрд. руб., из областного бюджета - 2,6млрд. руб. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) составил 103,8%. в 1-м полугодии 2015 г. произведено валовой продукции сельского хозяйства на 18,6 млрд.руб. [5] Государственная поддержка придала импульс устойчивому развитию растениеводства, животноводства, малых форм хозяйствования и социальному развитию села.

Таким образом, хотелось бы отметить, что применение программно-целевого подхода для регионального развития России позволит сконцентрировать и мобилизовать всею необходимые средства и ресурсы. Ведь основной целью региональных программ является эффективное использование и развитие в рыночных условиях природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала региона, преимуществ его участия в национальном и международном разделении труда и повышение на этой основе уровня жизни населения региона. Используя только комплексный подход к решению проблем программно-целевого планирования можно достичь высокого уровня развития региона.

Список использованных источников:

Любовный В.Я., Зайцев И.Ф., Воякина А.Б. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации. // Московский общественный научный фонд. 2002. С.12

www.tambov.gov.ru/

http: //www.investtambovregion.ru/gosudarstvennaja_podderzhka_.html

www.investambovregion.ru/obschaja_harakteristika_selskogo_hozjajstva.html

www.investmbovregion.ru/proekty_i_predlozhenija.html


Малышкин А.П. аспирант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ