СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Этапы развития и становления сферы туризма в современной россии


ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

За период с 1992 г. по 2015 г. туристическая отрасль во многом претерпела значительные перемены: менялась инфраструктура, отношение государства к значению туризма для развития экономики страны, нормативно-правовая база. В данной статье определены четыре этапа формирования и развития туризма в стране, которые различаются по нормотворческой активности, концептуальной значимости, приоритетам основных участников туристического процесса (табл. 1).

2011-2018 гг.
Изменение вектора государственной политики в сторону усиления социальной функции туризма, развития внутреннего и въездного
туризма.

Первый этап в развитии туристической деятельности в России характеризовался внутренней нестабильной политической обстановкой и социально-экономической напряженностью в стране. Несмотря на неоднозначные тенденции в 1993 г. Указом Президента РФ туризм был признан одной из приоритетных отраслей экономики государства, поскольку именно данная сфера оказалась наиболее приспособленной к меняющимся рыночным отношениям и предпринимательской деятельности. Стоит отметить, что особое внимание было сосредоточено на упорядочение международных туристских обменов со странами дальнего зарубежья. Политический и экономический кризис заставил государство посмотреть на туризм, прежде всего, с точки зрения его экономического значения для государственного бюджета и в меньшей степени рассматриваться как средство отдыха и укрепления здоровья населения.

В 1992 г. в России впервые был создан государственный орган регулирования туристской сферы - сначала в рамках Министерства культуры и туризма РФ, а вскоре в качестве самостоятельного ведомства - Комитета по туризму РФ.

1994 г. в России для области туризма был примечателен введением обязательного лицензирование туристской деятельности и сертификации туристского продукта, а также утверждением первых государственных стандартов на туристские услуги и услуги средств размещения. Параллельно началось формирование системы органов управления туризмом в республиках, краях, областях, автономных образованиях и городах, воссоединены связи с регионами, продекларирована необходимость формирования специального законодательства и государственной программы развития туризма [3].

В середине 1990-х годов были выявлены реальные предпосылки для разработки исходных политико-правовых основ туристской деятельности в нашей стране, связанные преимущественно с кардинальным изменением социально-экономических и геополитических условий, замедленностью общего развития и преобразования туристской отрасли в России, нарастанием проблем в связи с неравным развитием внутреннего и выездного туризма. Разработка правого регулирования туристического бизнеса началась в рамках первого этапа с подготовкой и одобрением Указом Президента РФ «Концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации», целью которого явилось создание правовых, организационных и экономических основ современной, конкурентоспособной индустрии туризма (1995 г.). С учетом Концепции была разработана и утверждена Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» (1996 г.) [2], которая положила начало реальному государственному регулированию туристской деятельности, определила основные направления развития туристской отрасли в стране на период до 2005 г. Вслед за принятием этой программы активизировалась работа по созданию программ развития туризма и в регионах Российской Федерации. В рамках реализации Федеральной целевой программы был принят ряд важных нормативно-правовых актов. Среди них основополагающую роль играет ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996 г.). Туризм становится объектом государственного регулирования в целях обеспечения права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а туристская индустрия стала рассматриваться как отрасль, обеспечивающая потребности граждан в процессе путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

В 1990-е г. туризм в России претерпел качественные изменения: возрос спрос на кратковременные путешествия (не более 10 дней); появились частные туристские конторы; начала развиваться современная инфраструктура туризма. В середине 1990-х гг. в связи с развитием частного сектора в туризме значительно возрос поток иностранных туристов, выезжающих в Россию, и число россиян, выезжающих на отдых за границу. Отличительной чертой российского туризма стали высокие цены на любые туристские услуги; по этой причине очень незначительная часть иностранных туристов посещают Россию во второй раз. Тем не менее к новому столетию туризм подошел, претерпев значительные положительные изменения.

Таким образом, в период 1991-1996 гг. были внесены не только начала государственного регулирования в сферу туристской деятельности, но и фактически, в рамках создания новых государственных институтов, был сформирован ее нормативно-правовой фундамент, оказавший в дальнейшем большое влияние на упорядочение и становление российского рынка туризма.

Второй этап развития туризма в стране совпал с переходом в новое тысячелетие и происходил под глубоким влиянием науч- ного-технического прогресса, активного внедрения новейших информационных технологий, существенных преобразований финансово-хозяйственной деятельности. Сфера туризма в этой связи не стала исключением и претерпевала значительные изменения со времен появления индустрии массового туризма полтора века назад. Туристический бизнес характеризовался острой конкуренцией, снижением нормы прибыли и, соответственно, вознаграждений агентов. Одновременно происходила диверсификация бизнеса, концентрация и интернационализация капитала.

В России ситуация осложнялась тем, что общемировые тенденции стали проявляться в условиях, когда сама туриндустрия еще находилась в стадии становления. Несмотря на уже принятые нормативно-законодательные акты, призванные регулировать туристическую деятельность, бизнес во многом действовал больше по законам рынка.

В этой связи весомое значение приобретала деятельность общественных организаций, таких как: Национальная академия туризма, Российский союз туриндустрии, Российская ассоциация социального туризма, Российская гостиничная ассоциация (РГА), Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов, турменеджеров и др., которые выступали с многочисленными инициативными предложениями по совершенствованию законодательства в сфере туризма и гостеприимства, направленными на усиление комплексного подхода к регулированию туристской отрасли.

Таким образом, к началу XXI в. картина российского туризма существенным образом изменилась: с одной стороны, туризм стал более структурированным, прежде всего в результате появления лидеров на каждом выездном направлении, с другой стороны, поворот туристической деятельности к отечественному туризму стал отличительной чертой данного этапа. Все это происходило на фоне значительного ослабления российской экономики: обвала рубля, ослабления малого и среднего бизнеса, что и привело в конечном итоге к отказу россиян от выездных направлений. Однако, российская инфраструктура туризма: система перевозок, курорты, организаторы внутренних туров небыли готовы к резко возросшему спросу.

На втором этапе немаловажную роль для осмысления и поиска проблем внутреннего туризма сыграли подготовленные группами ученых и специалистов предложения к концепции развития туризма в России, которые содержали не только объективный анализ состояния сферы туризма, но и конструктивные предложения по усилению роли государственного регулирования для преодоления деструктивных явлений и более динамичному развитию туристской структуры Российской Федерации.

Туристический облик страны во многом менялся благодаря формированию нормативно-правовой основы регулирования туризма в субъектах РФ, разработке специальных региональных концепций, учитывающих природно-климатические и экономические условия в регионах, программ развития туризма.

Таким образом, этап развития туризма периода 90-х годов - начала XXI в. характеризовался высоким институциональным эффектом, так как за этот период сформировалось туристическое сообщество с присущими ему системой профессионального образования, специальной туристической прессой, общественными объединениями. Однако, созданная нормативно-правовая база перестала адекватно отвечать происходящим в сфере туризма процессам и носила чисто демонстративный характер.

Третий этап в развитии туризма характеризовался осознанием необходимости концептуального переосмысления и новых государственных инициатив в сфере развития туризма, определения приоритетных направлений его развития. Концепция государственного власти, рассматривающий туризм как способ дополнительного привлечения бюджетных доходов, сменилась как метод привлечения и доставки платежеспособного клиента в сферу туристской индустрии, сферу работ, способствующих потреблению услуг предприятий туристской индустрии (банковских, финансовых, страховых и иных), а также в сферу торговли, как «покупателя» с высокой платежеспособностью. В «Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г.», сформулированной и одобренной Правительством Российской Федерации, была четко обозначена главная цель, определившая вектор развития туризма на последующие годы - создание в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, который будет обеспечивать обширные возможности для полного удовлетворения потребностей в разнообразных туристических услугах как российских, так и иностранных граждан [5].

К сожалению, цель, обозначенная Правительством в данной концепции, не была реализована в полном объеме. Однако, уже после 2005 г. можно было наблюдать качественные преобразования и в законодательстве, и в самой туристической индустрии, где существенно возросла доля малых туристических предприятий, совершенствовался местный туристический продукт в регионах России при активной поддержке и помощи местных самоуправлений. С 2007 г. началось фактическое создание законодательно выделенных особых экономических зон туристско-рекреационного типа. В этом же году были внесены серьезные изменения в Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996 г.), а Правительство РФ утвердило «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта».

Таким образом, третий этап необходимо рассматривать как период качественного развития государственного регулирования в виде создания эффективной нормативно-правовой основы, закрепляющей и аккумулирующей предпосылки роста туристического потока как внутри страны, так и за ее пределами, которые призваны изменить в ближайшие годы структуру соотношения выездного, въездного и внутреннего туризма в пользу двух последних и способствовать формированию постоянно обновляемого, конкурентоспособного и качественного туристического продукта на всех уровнях власти с соответствующей государственной поддержкой.

Начиная с 2006 г., в процессе развития туризма намечаются определенные сдвиги, которые проявляются в акционировании и переоснащении гостиничного фонда; создании туристических информационных центров; внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности», в том числе в виде финансовых гарантий для туристов, покупающих различные туристические продукты; возникновении новых общественных организаций в туристическом бизнеса; формировании при мощной государственной поддержке особых экономических зон туристско-рекреационного типа в ряде регионов страны, появлении нормативных документов, регламентирующих деятельность отдельных компонентов туристской инфраструктуры.

В 2008 г. Федеральным агентством по туризму была разработана и утверждена Приказом Ростуризма от 06 мая 2008 г. № 51 «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года», в которой содержится анализ текущего состояния туристической отрасли в стране, а также практические предложения по совершенствованию и модернизации туристических и экскурсионных услуг.

В 2011 г. начался четвертый этап развития российского туризма. Стоит отметить, что данный этап продолжается и в настоящее время.

Предпосылки для выделения данного периода развития туристического бизнеса в отдельный этап следующие:

направленность развития туризма все больше приобретает социальный характер, как главный фактор совершенствования внутреннего туризма;

принятие в 2011 г. Правительством РФ целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)», которая обозначила выделение из бюджета значительных средств на развитие туристической инфраструктуры и продвижение российского национального туристического продукта на мировые рынки. Именно этот документ предопределил возможность увеличения туристического потока из-за границы и рост доходов от оказания услуг туристического характера; [7]

состоявшиеся крупные международные события, такие как Саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 г., Универсиада - 2013 (г. Казань), Олимпиада-2014 (г. Сочи), а также предстоящие - Чемпионат мира по хоккею с шайбой 2016 г. (Москва и Санкт- Петербург), Чемпионат мира по футболу в 2018 г. и некоторые другие события, которые, в дополнение к вышеназванной Федеральной целевой программе, стали и должны стать эффективным инструментом продвижения российского туристического бренда на мировых рынках, модернизации транспортной, спортивной, гостиничной инфраструктуры во многих субъектах страны, создания дополнительных рабочих мест [4].

В настоящее время, доля доходов от туризма в валовом внутреннем продукте наиболее развитых стран составляет около 10%, между тем в России только 1,5%. В 2014 г. данная величина составляла 2,6%. Правительство нацелено увеличить эту долю до 10% к 2020 г. как за счет проведения массовых спортивных мероприятий, как за счет модернизации уже созданного туристического комплекса, так и за счет создания новых объектов туризма.

Ранее было сказано, что на протяжении исследуемого периода, внутренний туризм значительно уступал выездному. Несмотря на все действия правительства в 2015 г. данная тенденция сохранилась.

На рисунке 1 в виде диаграммы представлена структура выездных и въездных поездок россиян и иностранных граждан.

Статистика въезда иностранных граждан в РФ и выезда российских граждан за границу по итогам 9 месяцев 2015 года

■ выезд российских граждан за границу ■ въезд иностранных граждан в РФ

Рис. 1. Статистика въезда иностранных граждан в РФ и выезда российских граждан за границу по итогам 9 месяцев 2015 г.

На представленной выше диаграмме видно, что число иностранных граждан, предпочитающих посещать Россию в туристических целях несколько уступает туристическим поездкам российских граждан за границу. Стоит заметить, что в связи с неблагоприятными экономическими условиями, падением уровня платежеспособности населения, данная тенденция в 2015 г. улучшилась, т.е. россияне стали в большей степени отдавать предпочтение отдыху в России, так как выезжать за границу стало дороже. Рост спроса на внутренние туристические туры может и должен способствовать модернизации и совершенствованию организации отдыха, предоставляемого туроператорами, в нашей стране.

В условиях значительного отказа российских туристов от поездок за границей, намечаются страны-лидеры, в которые предпочитают выезжать россияне в целях отдыха. Данные по количеству российского населения, выезжающих за рубеж приведены в таблице 2.

В России иностранные граждане активно посещают Сочи, Санкт-Петербург, Владивосток, Анапу и Казань. Спортивные массовые мероприятия, намеченные для реализации в ближайшие года должны обеспечить рост спроса иностранцев на отдых в других регионах России.

Таблица 2

Число Россиян, посетивших иностранные курорты

Страна
Число россиян, чел.
1
Турция
2 429 242
2
Египет
1 567 689
3
Греция
503 284
4
Испания
502 013
5
Германия
443 327
6
Италия
393 788
7
Кипр
358 688
8
Болгария
339 827
9
Таиланд
313 573
10
Китай
285 277

В заключении, необходимо отметить, что состояние туристической отрасли, политика государства по отношению к ней, а также инфраструктура с каждым выделенным этапом приобретали свое специфическое качество и содержание. В настоящее время принят закон о туризме, реализуются федеральные целевые программы развития туризма, внедрены стандарты туристической отрасли, способствующие комплексному развитию дорожнотранспортной и гостиничной сети.

Таким образом, современный подъем туристической отрасли произошел во многом благодаря усилению роли государства в данной сфере, которое направляет усиленные меры на ее поддержку и развитие как главный толчок реализации интересов культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса.

Список использованных источников:

Азар В.И., Акишин В.Н., Байназаров Ю.К., Биржаков М.Б., Кузнецов Ю.В., Маринин М.М., Путрик Ю.С., Терещенко А.А., Туманов О.Н. Предложения к концепции развития туризма в России // Туристские фирмы.

Концепция развития туризма в Российской федерации на период до 2005 г. Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г.

Овсянникова С.А., Черкашнев Р.Ю. Направления развития туристической индустрии в Тамбовской области // Сборник научных трудов студентов и магистрантов кафедры "Финансы и банковское дело". Тамбов, 2016. С. 102-111.

Официальный сайт федерального агентства по туризму. Код доступа: www.russiatourism.ru.

Официальный сайт Минспорт-туризма. Код доступа: www.//minstm.gov.ru/ministry/ statment

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 177 «О Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации».

Постановление от 2 августа 2011 г. № 644 О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

Приказ Минэкономразвития России от 21 июня 2003 г. № 197 «Об утверждении положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения».


Лисицина Н.И., студентка 4 курса профиля "Финансы и кредит ” ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина Черкашнев Р.Ю. к.э.н., доцент кафедры "Финансы и банковское дело" ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ