СТАТЬИ АРБИР
 

  2020

  Июнь
  Июль   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Механизмы интеграции вузовской науки в национальнуюинновационную систему россии. mechanisms of integration of university research


МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В НАЦИОНАЛЬНУЮИННОВАЦИОННУЮ СИСТЕМУ РОССИИ. MECHANISMS OF INTEGRATION OF UNIVERSITY RESEARCH THE NATIONAL INNOVATION SYSTEMS RUSSIA

Аннотация. В работе рассматриваются интеграционные процессы современного этапа инновационного развития общества. В работе описаны базовые понятия экономики знаний, выявлены основные участники интеграции. Дано понятие интегрированного инновационного пространства. Рассматриваются положения по управлению знаниями.

Abstract. This paper discusses the integration processes of the present stage of innovation development of society. We describe the basic concepts of the knowledge economy, the participants identified the main integration. Given the concept of integrated innovation space. We consider the situation of knowledge management.

Ключевые слова: вузы, знания, инновационные предприятия, интеграция, концепция «тройной спирали», национальная инновационная система, управление знаниями, экономика знаний.

Keywords: higher education, knowledge, innovation enterprises, the integration of the concept of the “triple helix” national innovation system, knowledge management, knowledge economy.

За последнее столетие мир кардинально изменился благодаря использованию новых знаний, научных достижений и технологий, а также их быстрой практической реализации. И сегодня именно богатый научный потенциал становится залогом процветания и успеха государств, которые им обладают.

В век нового технологического прорыва и глобализации происходит постепенное разделение по трем основным группам. Высшая лига — это государства, создающие новые знания, средняя — генерирующие на базе этих знаний современные технологии и инновационную продукцию, третья группа — государства-поставщики природных и трудовых ресурсов.

Бесспорно, главным условием попадания любой страны в лидеры является наличие мощной интеллектуальной элиты, которая способна не только генерировать и интегрировать новые знания, создавать сложные цифровые модели, но и регулировать финансовые потоки, а также активно влиять на международные политические процессы.

При этом очень многое зависит как от интеллектуального потенциала страны, так и от его эффективного использования, чем Россия, к сожалению, пока не может похвастаться [1].

В Прогнозе научно-технического развития РФ на долгосрочную перспективу (до 2030 г.) [2], как и в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года указываются субъекты инновационной деятельности, которые должны решать поставленные задачи на государственном уровне для развития инновационных процессов в России [3]. Однако ни в одном документе нет описания механизмов — как должны взаимодействовать эти субъекты инновационного процесса, с использованием каких организационных механизмов поставленные задачи по переходу на инновационную экономику должны решаться.

В Программе это подтверждается следующим выводом: «В научно-технической сфере, несмотря на принятые в последние годы меры, сохраняется сложное положение. Так, крайне низок уровень использования результатов отечественных научных исследований и разработок в организации выпуска наукоемкой продукции на российских предприятиях, в то время как многие из них находят свой спрос у зарубежного потребителя».

Если говорить другими словами, то в нашей стране достаточно высокий уровень развития академической науки, большое количество новационных разработок, которые признаны на мировом уровне, но отсутствует единая эффективная инновационная структура и механизм взаимодействия участников инновационного процесса не позволяет осуществлять взаимодействие этих инноваций на территории страны. В связи с этим работа по формированию модели инновационного процесса на базе вузов является научно значимой работой для построения целостной инновационной структуры в стране. Один из важных моментов — пересмотр роли вузов в механизмах формирования инновационных структур страны.

Экономика знаний — это экономика, которая основана на знаниях. Источником роста и благосостояния, а также фактором, который определяет конкурентоспособность предприятий, стран и регионов является создание, использование, а также эффективный обмен знаниями. Экономика знаний — это такой тип экономического развития, в котором преобладающим является развитие науки и образования, а также других наукоемких отраслей промышленности и сферы услуг, а человеческий капитал считается главным фактором ее формирования.

При такой модели экономики считается, что ключевыми сферами жизнедеятельности современного общества являются образование и здравоохранение. Именно они формируют научно-технологическую базу экономики и человеческий капитал. И это невозможно совершить без масштабных капиталовложений в науку. Этой модели должна сопутствовать соответствующая государственная политика, которая должна быть направлена на финансовое обеспечение развития приоритетных областей. Можно говорить о том, что экономика знаний сформировалась в некоторых ведущих странах современного мира. В России в последнее время также много говорят о стремлении к развитию экономики знаний наряду с необходимостью развития инновационной экономики.

По нашему мнению, экономика знаний является высшим этапом развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, а значит, этого этапа достигли еще не многие страны, а только наиболее экономически развитые — США, большинство стран ЕС и Япония. В Китае также взят курс на экономику знаний, и это является официально-признанной экономической стратегией.

Мы считаем, что Россия встала на путь инновационного развития недавно, а значит еще рано говорить о его высшем этапе. Однако, специфика инновационного развития России заключается в том, что ее путь индивидуален и сжат во времени по сравнению с остальными странами. То, на что другим странам давались десятилетия, России необходимо пройти за несколько лет. Если Россия не будет развиваться высокими темпами в этом направлении, то она не только не перегонит, но и не догонит развитые страны, и навсегда останется страной третьего мира с преобладанием сырьевой экономики.

Следовательно, России необходимо опережающее развитие экономики знаний. Этот вопрос отражен в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Экономика знаний — экономика, в которой основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Необходимо не только производить высокотехнологичные знания и высококачественные услуги, управляя инновациями, но и повышать качество человеческого капитала через повышение качества жизни. То есть, говоря об экономике знаний, мы говорим о взаимосвязи управления знаниями и человеческим капиталом в контексте инновационного развития РФ и формирования ее национальной инновационной системы, основными компонентами которой являются бизнес, наука и производство.

Управление знаниями — основная задача экономики знаний. Это сложный процесс, который имеет как внутренние, внутриорганизационные, так и внешние связи, которые охватывают все компоненты инновационной экономики.

Управление знаниями является предметом исследования многих наук. Всесторонним, целостным исследованиям этой категории и ее отдельных аспектов посвящены труды зарубежных и отечественных ученых и практиков во многих областях экономики. Многие отечественные и зарубежные экономисты, такие, как Бонтис Н., Боргофф У., Букович У., Вииг К., Вилсон Т., Волкодавова Е., Гапоненко А., Гроссман Дж., Давенпорт Т., Дженнекс М., Динур А., Дракер П., Дресвянников В., Ищук Т. Л., Каплан Р., Клейнер Г., Коллисон К., Коулопоулос Т., Коуэн Д., Лев Б., Майер Р., Мариничева М., Макаров В., Манохина Н., Мильнер Б., Нонака И., Погорелова Е. В., Орлова Т., Рагулина Ю. В., Ромер П., Прусак Л., Саакова Л. В., Свейби К.-Е., Сенге П., Скирм Д., Степанова Т., Стюарт Т., Такеучи Х., Тельнов Ю., Уильямс Р., Фраппаоло К., Хамел Г., Чини Т., Шварц Д., Эдвинссон Л., Эрл М. внесли свой вклад в исследования этой области науки [4-5].

Мы считаем, что работы экономистов, которые связаны со знаниями и с управлением знаниями, в основном, посвящены изучению общих аспектов, категорий и понятий экономики знаний. Многие работы посвящены отдельным инновационным аспектам и проблемам в условиях экономики знаний. Большая часть работ посвящена выявлению закономерностей и управлению знаниями на уровне отдельно взятых предприятий, коллективов и областей. Небольшая группа работ связана с управлением знаниями в системе образования. Однако, вопрос обмена знаниями, передачи знаний, управления знаниями в контексте интеграции основных участников инновационных процессов практически не рассматривается.

Рассмотрим основные понятия исследуемого вопроса и определим роль и место модели «тройной спирали» в экономике знаний.

Мы считаем, что у экономики знаний существует несколько определений. Так, в современной экономической литературе чаще всего используется определение, предложенное специалистами Всемирного банка, согласно которому под экономикой знаний следует понимать экономику, которая создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности [6].

Автор статьи «Экономика знания как инновационная система» К. Н. Гоженко, считает, что в теоретическом аспекте «экономикой знания» является такой способ производства, в котором генерация, использование и распространение знаний играют доминирующую роль в создании материального, вещного и интеллектуального богатства, а также общепризнанных социальных ценностей [7].

Одно из основных понятий, которое фигурирует в том числе, и в экономике знаний, является понятие «тройной спирали». Наше мнение совпадает с мнением автора статьи в той части, что многими экономистами модель «тройной спирали» (ТС), которая устанавливает связь между университетами, индустрией и государством, считается инновационной моделью сферы образовательных услуг, которая является основным производителем знания.

Автором концепции «тройной спирали» (Triple Helix) является ученый из Амстердамского университета Л. Лейдесдорф, который выдвинул эту идею в конце XX века. И эта концепция оказалась настолько креативна и инварианта, что рассматривается не только с экономической точки зрения, находит все новых и новых последователей, новые формы применения и методы воплощения [8]. Так, с 1996 года научной общественностью проводятся международные конференции, посвященные применению этой концепции. 8-10 июля 2013 года в Лондоне состоялась интернациональная конференция по Triple Helix.

Основным лейтмотивом мероприятия были следующие положения:

-целевое назначение ТС сегодня своевременно как никогда;

-в глобальном масштабе экономика сталкивается со многими проблемами; -необходимость совместной работы университетов и бизнеса наряду с правительствами является критической;

-на конференции будут интегрироваться вопросы по решению в каждой из трех сфер ТС: университетов, промышленности и правительства;

-основной вопрос: как ТС подходит к построению «предпринимательского государства», в котором университеты, предприятия и правительства ведут совместную инновационную деятельность для решения глобальных экономических проблем [9].

Модель инновационного развития по «тройной спирали» базируется на трех основных положениях. В этой модели институты, способные выполнять нетрадиционные функции считаются наиважнейшим источником инноваций [10].

С одной стороны, основной задачей концепции ТС является разработка такой схемы взаимодействия участников инновационного процесса, которая отвечала бы требованиям экономики знаний [11]. По мнению д-ра наук, А. Д. Шматко, концепция «тройной спирали» (ТС), с другой стороны, является современной концепцией, описывающей становление и эволюцию национальных инновационных систем (НИС). Одним их вариантов практической реализации модели ТС является модель инновационной среды, требующей наличия эффективных связей и взаимодействий между всеми участниками инновационного процесса — вузами, наукой, предпринимательством и государством [12].

По нашему мнению, одно из условий развития инновационной среды — образование интегрированного инновационного пространства, в котором основная роль отводится обмену знаниями, а одна из основных задач — задача управления знаниями.

Следовательно, если объединить посредством модели тройной спирали (ТС) экономику знаний с НИС, то получится пространственная структура Национальной Инновационной Системы, которая основана на модели тройной спирали в контексте экономики знаний.

Если посмотреть с другой стороны, то интегрированное инновационное пространство является системой основных взаимосвязанных компонентов инновационного развития: университетов, бизнеса и государства. С этой точки зрения, в каждой плоскости рассматриваемого компонента существуют свои основные задачи и направления в области инновационного развития: для вузов — инновационная деятельность, для предприятий — развитие инновационной активности, для государства — инновационное управление. Если эти элементы рассмотреть с другой стороны, как три базовых элемента экономики знаний: базовый индустриальный и нормативный, то от их взаимодействия будет зависеть инновационное развитие России.

Между этими элементами необходимо развивать связи, базой для которых являются знания и управления ими. Следовательно, экономика знаний рассматривается как высший этап инновационной экономики, которого достигли, как было уже сказано, лишь немногие страны и к которому России необходимо стремиться.

Для успешного развития национальной инновационной системы необходимо рассматривать взаимодействие трех основных компонентов инновационного развития в едином интегрированном пространстве экономики знаний с учетом специфики каждого из компонентов и ориентируясь на опережающее возрастание роли управления знаниями. Эти положения также могут лечь в основу проводимых исследований.

Далее рассмотрим систему управления знаниями в контексте интеграционного инновационного пространства. Если есть знания, то ими необходимо управлять. Понятие «управление знаниями» (англ. knowledge management) относится к понятиям организационного менеджмента [13]. Это понятие ввел в 1986 году Карл Вииг, а вскоре появилась и целая концепция с выходом на автоматизированные системы, которая непрерывно развивается и активно применяется в зарубежных странах. В России, к сожалению, несмотря на большой интерес и имеющиеся теоретические исследования, в силу многих объективных и субъективных причин практическое применение положений концепции управления знаниями и автоматизированных систем по управлению знаниями в организациях крайне ограничено.

В контексте применения управления знаниями в интегрированной инновационной среде важно выявить содержательное наполнение этого понятия. Здесь также не существует единства подходов. К примеру, The American Productivity & Quality Center, неприбыльная образовательно-исследовательская организация, рассматривает управление знаниями как совокупность стратегий и процессов по выявлению, приобретению, распространению, использованию, контролю и обмену знаниями, необходимыми для обеспечения конкурентоспособности бизнеса [14].

По мнению авторов учебного пособия, посвященного управлению знаниями, управление знаниями включает в себя следующие компоненты: стимулирование прироста знаний; отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних по отношению к данной организации источников; сохранение, классификацию, трансформацию, обеспечение доступности знаний; распространение и обмен знаний, в том числе в рамках организации; использование знаний в деловых процессах, в том числе при принятии решений; воплощение знаний в продуктах, услугах, документах, базах данных и программном обеспечении; оценку знаний, измерение и использование нематериальных активов (НМА) организации; защиту знаний [6].

По нашему мнению, функциональное наполнение управления знаниями, наиболее подходящее к задачам управления знаниями в интегрированной среде, предложено Мясоедовой Т. Г, Шевченко Р. О. Они предложили функционально разделить систему управления знаниями на 5 уровней — 5 подсистем.

Соответственно, по их предложению, управление знаниями включает 5 основных функций:

-планирование;

-сбор;

-систематизация;

-распределение;

-капитализация [15].

В рамках очерченного исследования не все функции управления знаний одинаково востребованы. Введем для каждой из подсистем индекс значимости (ИЗ), которым будем обозначать важность данной подсистемы внутри отдельных элементов ТС и в их интегрированной инновационной среде, который может принимать одно из двух значений «В» — высокая важность и «С» — средняя важность. В зависимости от этого показателя и будем в процессе исследования рассматривать предлагаемый функционал управления знаниями.

Исходя из того, что трактовка понятия «управление знаниями» различается, прежде всего, ввиду различий в видах знаний, а также в целях и задачах управления ими и ожидаемого результата в различных субъектах управления, представим понятие «управление знаниями» в виде уровневой модели, отвечающей следующим принципам:

Модель является инвариантной, то есть может (но не обязана) различаться для каждого из случаев построения - свойство инвариантности.

Модель не является const, то есть, не ограничено не только количество элементов в каждом из уровней, но и количество уровней — свойство переменности.

Модель является динамичной; ее содержимое может меняться и в предметном и во временном пространстве — свойство динамичности.

Каждый следующий уровень основывается на предыдущем и является его углублением, уточнением и расширением — свойство иерархичности.

Модель является открытой, то есть, количество наращиваемых уровней не ограничено — свойство открытости архитектуры.

С практической точки зрения это означает, что в каждой конкретной организации или в группе организаций или в другом субъекте управления знаниями такая модель может строиться при создании структур (систем) управления знаниями и совершенствоваться по мере его функционирования.

Список литературы:

Каблов Е. Н. Россия на рынке интеллектуальных ресурсов. Режим доступа: www.agnc.ru/index.php?id=14&t=6 (дата обращения 13.08.2015).

Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. №219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Режим доступа: economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120210_04 (дата обращения 26.02.2016).

Миролюбова Т. В., Суханова П. А. Зарубежный опыт развития инновационной инфраструктуры университетов в региональных инновационных системах // Фундаментальные исследования. 2013. №1. С. 215-220.

Погорелова Е. В. Теоретические и методологические основы управления знаниями в организации: автореф. дис. ... д-ра. экон. наук. Самара, 2011. 48 с.

Трофимова Л. А., Трофимов В. В. Управление знаниями: уч. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 77 с.

Гоженко К. Н. Экономика знания как инновационная система // Управление экономическими системами. Электрон. журн. 2011. №12. Опубликовано 22.12.11. Режим доступа: www.uecs.ru/uecs-36-122011/item/880-2011-12-21-12-13-29 (дата обращения: 13.08.2015).

Креативная экономика или что нас ждет в ближайшем будущем // Сайт Института мировой экономики и международных отношений (дата публикации 16.01.2012). Режим доступа: www.i-g-t.org/2012/01/16 (дата обращения 13.08.2015).

Triple Helix International Conference 2013 (London, UK, July 8, 2013 - July 10, 2013). Режим доступа: www.triplehelixconference.org/th/11/ (дата обращения 13.08.2015).

Triple Helix IX International Conference (Stanford University, 11-14 July 2011). Режим доступа: www.triplehelixconference.org/th/9/ (дата обращения: 13.08.2015).

Модель тройной спирали (опубликовано 29.04.2013). Режим доступа: corfu9muses.com/model-trojnoj-spirali/ (дата обращения 13.08.2015).

Шматко А. Д. Применение концепции тройной спирали для развития научноинновационного предпринимательства // Сб. науч. трудов аспирантов и молодых ученых Института проблем региональной экономики Российской академии наук. СПб.: ГУАП, 2013. С. 132-138.

Духнич Ю. Управление знаниями. Режим доступа: www.smartedu.com/upravlenie-znaniyami/upravlenie-znaniyami.html (дата обращения 13.08.2015).

Мартич А. Через знания — к звездам. Режим

доступа: www.management.com.ua/hrm/hrm010.html (дата обращения 13.08.2015).

Мясоедова Т. Г, Шевченко Р. О. Управление знаниями как функция деятельности организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. №5. С. 110-117.

References:

Kablov E. N. Russia on the market of intellectual resources. Available at: www.agnc.ru/index.php?id=14&t=6, accessed 08.13.2015.

Russian Federation Government Resolution dated April 9, 2010, no. 219 "On state support of innovation infrastructure in the federal educational institutions of higher education".

The Russian Federation Innovative Development Strategy for the period up to 2020.

Available at: economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120210_04,

accessed26.02.2016.

Mirolyubova T. V., Sukhanov P. A. Foreign experience of innovative infrastructure of universities in regional innovation systems. Fundamental Research, 2013, no. 1. pp. 215-220.

Pogorelova E. V. Theoretical and methodological bases of knowledge management in organizations: abstract. dis. ... Dr. econ. sciences. Samara, 2011. 48 p.

Trofimova L. A., Trofimov V. V. Knowledge Management: tutorial. St. Petersburg, publ. house SPSUEF, 2012. 77 p.

Gozhenko K. N. The economy of knowledge as innovation system. Electronic journal Economic systems management, 2011, no. 12. Publ. 22.12.11. Available at: www.uecs.ru/uecs-36-122011/item/880-2011-12-21-12-13-29, accessed 08.13.2015.

Creative economy or what awaits us in the near future. Internet resource. The site of the Institute of World Economy and International Relations (16.01.2012). Available at: www.i-g- t.org/2012/01/16, accessed 08.13.2015.

Triple Helix International Conference 2013 (London, UK, July 8, 2013 - July 10, 2013). Available at: www.triplehelixconference.org/th/11/, accessed 13.08.2015.

Triple Helix IX International Conference (Stanford University, 11-14 July 2011). Available at: www.triplehelixconference.org/th/9/, accessed 13.08.2015.

The model of the triple helix (29.04.2013). Available at: corfu9muses.com/model- trojnoj-spirali/, accessed 08.13.2015.

Shmatko A. D. The use of the triple helix concept for the development of scientific and innovative entrepreneurship. Collection of scientific works of graduate students and young scientists of the Institute of Regional Economy of the Russian Academy of Sciences. St. Petersburg, SUAE, 2013, pp. 132-138.

Dukhnich Yu. Knowledge Management. Available at: www.smartedu.com/upravlenie-znaniyami/upravlenie-znaniyami.html, accessed 08.13.2015.

Martic A. Through knowledge — to the stars. Available at: www.management.com.ua/hrm/hrm010.html, accessed 08.13.2015.

Myasoedova T. G. Shevchenko R. O. Knowledge management as a function of the organization. Management in Russia and abroad, 2007, no. 5, pp. 110-117. УДК 327:316.46(574)


Конюшева О. Н. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Россия 23omen 75[AT]mail. ru Konyusheva O . Financial University under the Government of the Russian Federation Moscow, Russia 23omen 75[AT]mail. ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ