КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ КРОНШТЕЙНОВ ДЛЯ НАВЕСНЫХ ФАСАДНЫХ СИСТЕМ
Среди актуальных градостроительных проблем одними из важнейших являются задачи создания надежных и архитектурно-выразительных фасадных систем зданий. Наиболее широкое распространиение в настоящее время получили навесные фасадные системы.
При проектировании навесного фасада особую роль играет эксплуатационная надежность навесной фасадной системы. С этой целью были исследованы несколько новых типов конструктивных решений несущих кронштейнов для навесных фасадных систем.
Навесные фасадные системы с вентилируемым воздушным зазором, развитие которых началось сравнительно недавно, к сожалению, имеют слабые места, требующие детальной и качественной проработки. Копирование конструктивных решений, используемых в европейской зоне, без учета особенностей климата, не подкрепленное методиками исследования изменения их свойств в условиях частых изменений температуры, влажности, ветровых нагрузок и других воздействий, может привести к негативным проявлениям.
В рамках исследования несущей способности систем навесных вентилируемых фасадов, применяемых для зданий с высотой до 75 м, для получения реальной картины поведения основных несущих элементов в узлах конструкции нами была проведена серия натурных испытаний фрагментов фасадных систем с П-образными несущими кронштейнами.
Для определения фактической несущей способности навесной фасадной системы были проведены экспериментальные исследования каркаса системы, выполненного по различным расчетным схемам.
Вертикальную нагрузку на образец прикладывали к направляющей с помощью подвешенной к ней грузовой платформы и штучных грузов. Увеличивали нагрузку ступенями по 5 кг до расчетного максимального (минимального) значения 53,7 кг/м2 (30,3кг/м2). После приложения каждой ступени нагрузки измеряли вертикальное перемещение направляющей прогибомерами 6-ПАО.
После приложения нагрузки и снятия показаний приборов нагрузка снималась для определения остаточных деформаций. Нагружение образца продолжалось до достижения вертикальной направляющей предельного перемещения, равного 1/75 вылета консоли несущего кронштейна.
Рис. 1. Напряженно-деформированное состояние опорной части кронштейна при использовании стандартной усиливающей шайбы
Таким образом, как видно из графика на рис. 4 предельные деформации каркаса фасадной системы были достигнуты при нагрузке, составляющей 58% от расчетной величины, т.е. несущая способность системы по второму предельному состоянию не обеспечена.
Для повышения жесткости каркаса фасадной системы нами было предложено два варианта::
1) уменьшение опорного пролета задней стенки кронштейна вблизи анкера
Рис. 2. Расчетная модель с уменьшенным пролетом опорной стенки кронштейна вблизи анкера
2) увеличение опорной высоты кронштейна и уменьшение высоты кронштейна в месте крепления к вертикальному профилю
Деформации, мм
Рис. 4. Графики зависимости деформаций от нагрузки при испытании кар- каса фасадной системы в различных исполнениях
Сравнивая деформации каркаса фасадной системы первого и второго типа (см. рис. 4), наибольшая эффективность работы кронштейна достигается при увеличении опорной высоты кронштейна, в результате чего несущая способность кронштейна по второму предельному состоянию возрастает на 63 %.
Таким образом, в ходе экспериментально-теоретического исследования фасадной системы с П-образными направляющими выявлен ряд недостатков, негативно влияющих на несущую способность системы.
Для устранения данных недостатков предложены и исследованы (теоретически и экс периментально) способы увеличения несущей способности фасадной системы:
уменьшение опорного пролета задней стенки кронштейна вблизи анкера
увеличение опорной высоты кронштейна и уменьшение высоты кронштейна в месте крепления к вертикальному профилю
Применение первого способа обеспечивает восприятие фасадной системой расчетной нагрузки с коэффициентом запаса 1,3- Применение второго способа позволяет увеличить расчетную нагрузку в 3,5 раза, позволяя тем самым использовать в качестве облицовочных элементов более тяжелые материалы - натуральный камень, а также монтировать различные декоративные элементы фасадов.
Основным достоинстовом данных решений является сохранение расхода материала при изготовлении кронштейнов с большей несущей способностью.
Список литературы
СП 20.13330.2011 Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*.
. Справочник проектировщика. Металлические конструкции. М., 1998, с.575.
Альбом технических решений ВФ МП КВ.
Техническая документация системы вентилируемых фасадов Металл Профиль.
УДК 628.112.24
#СУСАРОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ #ШМЕЛЕВ ГЕННАДИЙ НИКОЛАЕВИЧ #Казанский государственный архитектурно-строительный университет #susarovav[AT]mail.ru
навесный фасадный система, стенка кронштейн вблизи, кронштейн вблизи анкер, опорный высота кронштейн, увеличение опорный высота, несущий способность система, каркас фасадный система, вблизи анкер увеличение, задний стенка кронштейн, опорный пролет задний, увеличение опорный высота кронштейн, стенка кронштейн вблизи анкер, уменьшение высота кронштейн крепление, деформация каркас фасадный система, кронштейн крепление вертикальный профиль, уменьшение опорный пролет задний, пролет задний стенка кронштейн, опорный пролет задний стенка, задний стенка кронштейн вблизи, высота кронштейн крепление вертикальный,