ОБСЛЕДОВАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ПОКРЫТИЯ ЗДАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ТРУБ
При знакомстве с объектом обследования выявляется соответствие проектного и фактического объемно-планировочного и конструктивного решения, предварительно оцениваются эксплуатационные воздействия (выделение пыли, влаги, агрессивных реагентов, температурные, динамические и вибрационные воздействия и т.д.), выделяются участки с наиболее интенсивными воздействиями и определяется способ доступа к конструкциям
Характеристика объекта обследования:
Здание цеха по производству труб прямоугольное в плане, размерами в осях «1-18» и «А-К» 36x57 м, высотой в коньке кровли 7,251 м.
Металлический каркас здания конструктивно разбит на три структурные части: крайние - каркас из рам типа «ОРСК» и перекрестно-балочная вставка длиной 9 метров между ними. В целом, металлический каркас здания запроектирован по рамно-связевой схеме, состоящей из самих рам, сочлененных с фундаментами, крестовых связей по стойкам рам, прогонов из прокатных швеллеров, профилированного настила, фахверковых стоек из широкополочного двутавра и ригелей из прокатных швеллеров. Сопряжение рам и фундаментов - шарнирное. Шаг рам -6 м.
Данная конструкция применима для I-IV районов по весу снегового покрова и I-Ш району по скоростному напору ветра (г. Брянск относится соответственно к III и I районам).
Фундаменты - столбчатые, монолитные под стойки рам каркаса.
Стены - самонесущие, из панелей «Сэндвич» с утеплителем D=70 мм.
Элементы металлической рамы - рама типа «ОРСК», конструктивно состоит из 2-х стоек и 2-х половинок ригеля. И стойки и ригели имеют замкнутое сечение. Пояса выполнены из прокатных швеллеров. Сечение принято постоянным и одинаковым для стоек и для ригелей. Так как стенки сечения относительно тонкие, то для обеспечения местной устойчивости листы усилены двумя продольными ребрами-рифами, образованными штамповкой. Поперечные ребра изготовлены из полос, приваренных к стенке внутри сечения. Монтажные стыки в углах рамы решены на фланцах толщиной 12 мм с высокопрочными болтами.
Прогоны - из швеллеров № 20, установленных по верху ригелей. Шаг прогонов - переменный (рисунок 1).
Вертикальные связи - крестовые из прокатных профилей. Установлены в осях «Б-В» по осям «1», «8», «11», «18».
Кровля - профилированный настил, мягкие минераловатные плиты, сетка рабица, асфальтобетонная выравнивающая стяжка и три слоя рубероида. Уклон кровли - 3%.
Ворота - металлические распашные. Располагаются по оси «1» в осях «А-Б» и «Д-Е».
Окна - с двойным остеклением в металлических переплетах.
Полы - металлическая шестигранная плитка по бетонному основанию.
Рисунок 1 - Схема расположения дефектов настила
Оценка работы конструкции покрытия:
Оценка работы конструкции покрытия от эксплуатационных нагрузок проводилась на основании методов строительной механики и сопротивления материалов. Расчеты осуществлялись инженерными методами на ПЭВМ. Проведенные расчеты были выполнены на основании и с учетом проведенных обследований: геометрических параметров здания, его конструктивных элементов, размеров расчетных сечений несущих конструкций, фактических опираний и сопряжений несущих конструкций, расчетных сопротивлений материалов, из которых выполнены конструкции, фактических нагрузок (выявлено в результате вскрытия кровли), воздействий и условий эксплуатации здания. Деформированное состояние конструкций определялось инструментально - методом триангуляции с помощью лазерного дальномера, и аналитически, по результатам расчетов. Напряженное состояние конструкций определялось путем расчетов на ПЭВМ с использованием программы СКАД [1].
Выявленные дефекты:
Профнастил. На значительной части покрытия профнастил имеет множественные очаги сквозной коррозии, местные механические повреждения и видимые прогибы, существенно снижающие его несущую способность. Состояние - недопустимое.
Прогоны покрытия. Часть прогонов находятся в предаварийном состоянии в следствие их значительной коррозии и перегруза (тип прогонов №3). Выявленные прогибы существенно больше нормативных, наблюдается потеря устойчивости стенки. Состояние - недопустимое. Также имеются прогоны, имеющие очаги местной коррозии и прогибы близкие к предельным или достигающие предельных значений (1/200 от пролета) (тип прогонов №2). Состояние этих прогонов можно оценить, как ограниченно работоспособное. Состояние остальных прогонов, не имеющих выраженных очагов коррозии, с прогибами, не превышающими, предельных значений, можно оценить, как работоспособное.
Состояние несущих конструкций каркаса. В целом состояние рам каркаса можно оценить, как исправное. однако на части рам имеются очаги поверхностной коррозии [2].
Выводы и рекомендации:
Все прогоны покрытия перегружены. так как коэффициент использования сечения составил 1.78 (согласно расчетам);
Часть прогонов имеет необратимые деформации (выгибы и прогибы), превышающие предельные, что не допускает их использование в качестве несущей конструкции покрытия при сохранении существующей кровли.
Прогоны типа №3 требуют немедленной замены.
Значительная часть профнастила непригодна к дальнейшей эксплуатации вследствие поражения коррозией и перегруза, и требует замены.
Рамы каркаса, поврежденные поверхностной коррозией, необходимо очистить от ржавчины, обработать модификаторами ржавчины и окрасить за два раза влагостойкой краской[3].
Рекомендуется:
изменить конструкцию покрытия на стропильную систему на основании дополнительных поверочных расчетов, обеспечивающую больший уклон кровли и исключающую передачу нагрузки на листы профнастила и прогоны покрытия. В этом случае возможен отказ от демонтажа существующих прогонов и профнастила, и использование существующего профнастила в качестве ограждающей конструкции чердачного перекрытия. Однако необходимо разгрузить конструкции покрытия - снять существующий гидроизоляционный ковер, выравнивающую стяжку и сетку рабицу. Утеплитель кровли заменить по мере необходимости в случае его износа.
в случае сохранения существующей схемы покрытия, произвести демонтаж всех элементов конструкции покрытия и замена их на новые по результатам дополнительных проектно-конструкторских работ[4].
Список литературы
Бедов А.И., Знаменский В.В., Габитов А.И. Оценка технического состояния, - восстановление и усиление оснований и строительных конструкций эксплуатируемых зданий и сооружений. В 2-х частях. 4.1. Оценка технического состояния оснований и строительных конструкций эсклуатирумых зданий и сооружений: Учеб.пособие.-М: Изд-во АСВ, 2014.-704 с.
Марганов А.И., Плевков В.С., Полищук А.И. Восстановление и усиление строительных конструкций аварийных и реконструируемых зданий (атлас схем и чертежей), г.Томск, 1990г.
Добромыслов А. Н. Дефекты в конструкциях при строительстве. Научное издание. Обл.-М: Изд-во, 2009.-192.
СП 13-103-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений. М. 2004.
УДК 624.1:620.172
#НИКИН ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ #КОЖАНОВА АННА СЕРГЕЕВНА #Брянский государственный инженерно-технологический университет #parfeno vaas[AT]mail. ш
рам тип орск, металлический каркас здание, прогиб превышать предельный, оценка технический состояние, основание строительный конструкция, оценка конструкция покрытие, состояние конструкция определяться, предельный значение работоспособный, превышать предельный значение, работоспособный состояние несущий, несущий конструкция каркас целый, конструкция каркас целый состояние, каркас целый состояние рам, состояние несущий конструкция каркас, работоспособный состояние несущий конструкция, превышать предельный значение работоспособный, предельный значение работоспособный состояние, значение работоспособный состояние несущий, целый состояние рам каркас, состояние рам каркас исправный,