В статье рассматривается о том как садово-парковое искусство развивалось в Древнем Востоке, в том числе садово-парковое искусство Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая и Японии. Анализируется и сопоставляется стили садов Древнего Востока и Европы.
Садово-парковое искусство всегда отличалось творческим много- обра- зием в решении своих специфических задач. Характер этого вида творчества зависит от исторических условий, ландшафта, уровня культуры, самобытных особенностей народов. Садово-парковое искусство Древнего Востока развивалось по двум основным направ- лениям: геометрическому и живописному. Зарождению и расцвету того или иного направления парковой композиции в странах востока способствовали различные условия: особенности климата и рельефа, общественного устройства, степень могущества того или иного государства. Поэтому в литературе регулярные, расположенные на крутом рельефе сады часто называют итальянскими, регулярные сады на ровной местности - французскими, цветочные партерные сады - голландскими, пейзажные парки - английскими. В Вавилоне, Ассирии, Древнем Египте жизнь сосредоточивалась вдоль крупнейших рек - Тигра, Евфрата и Нила, почва долин которых состоит из очень плодородных и благоприятных для земледелия иловых отложений. Небольшими рощами там росли платан, финиковая пальма, тамарикс, орех грецкий, тополь, инжир, смолистое дерево. Особенно необходимы были сады, они давали тень и прохладу. Устройство садов в таких условиях требовало искусственного орошения. Правильная, прямоугольная сеть каналов диктовала создание прямоугольных, симметрично распланированных садов. Вдоль каналов выращивали финиковые пальмы, инжир, миндаль, шелковицу, виноград. Сады в Египте создавались в основном двух типов: сады при храмах и сады при жилых домах (1-рис.) [1].
Самую знаменитую из построек - висячие сады Семирамиды - древние греки назвали одним из чудес света. Наименование - "висячие сады Семирамиды", очевидно, связано с именем индийской царицы Саамурамат, жены Адобени-рари IV (810-782 гг. до и. э.). Рассматривая садово-парковое искусство Ближнего Востока и Передней Азии, нельзя не описать сады древнего Иерусалима во дворце царя Соломона (X в. до и. э.). В описаниях упоминается, что этот дворец имел четыре богато украшенных внутренних двора и сады, в которых росли пальмы, кипарис, орех, гранат, виноград и другие плодовые растения, а также цветы. Там разводили павлинов, голубей и других птиц, для которых устраивали красивые птичники. В садах Соломона были также бассейны с рыбами (2-рис.). Планировка садов была строго регулярной, однако их разбивали на четырехугольные участки и кварталы разной величины и формы, не связанные единым композиционным замыслом. Сады украшали фонтанами и полноводными каналами. Павильоны были украшены золотом, живописью и богатыми тканями.
Выдающимся сооружением такого типа является мавзолей Тадж-Махал (1630- 1(552), названный "жемчужиной Индии". Это усыпальница жены Шах-Джахана (недалеко от города Агры). Мавзолей расположен не в центре, а в конце сада, на высокой террасе, на берегу реки. Перед фасадом здания расположен узкий канал, облицованный мрамором. Вдоль канала были цветники и ряды иссиня - черных кипарисов. Верхнюю террасу украшал цветочный партер. Зеленую оправу для "жемчужины" создавал садовник из Кашмира (3-рис.) [2].
Своеобразный рекорд в 197 г. до и. э. установил богдыхан У Ти - китайский Людовик XIV, построивший парк 200 км по окружности. В сравнении с ним Версаль всего лишь маленький партер. 30 тысяч рабов были заняты устройством этого парка, каждая провинция обширного государства доставляла лучшие растения. Строительство живописных по цвету и изящных по архитектуре павильонов - излюбленный архитектурный прием в оформлении садов и парков Китая. Особенно часто павильоны размещали у воды. В парках Китая широкое распространение связывали отдельные павильоны в единый комплекс (4-рис.).
На садовое искусство Японии особое влияние оказала чайная церемония (тя-но-ю). Основное назначение сада - способствовать сосредоточенности и самоуглублению (5-рис.).
Поэтому в чайном саду не было ничего, что нарушало бы спокойное расположение духа. Устройство садов на небольшой территории отточило искусство выращивания карликовых деревьев - бонсай. С помощью специального режима поливки, того или иного состава почвы японцы выращивали деревья и кустарники нужного размера и формы, с определенным оттенком листвы [3].
1-рис. Сад знатного египтянина. План. 2-рис. Висячие сады Семирамиды
5-рис. Холмистый сад в стиле син
Список литературы
С.С. Ожегов. История ландшафтной архитектуры. - Москва, 1998.
А. Д. Жирнов. Искусство паркостроения,- Львов, 1977.
УДК 71:635
#КАРИМОВ УЛУГБЕК НУРМАМАТОВИЧ, #ассистент каф. “Ландшафтный дизайн и интерьер.” #КАДИРОВА НАВРУЗА БАРАКАЕВНА #ассистент каф. “Городское строительство и хозяйство” #АКРАМОВА ХОЛИДА АЛИШЕР КИЗИ, #Студентка, гр. 201-ЛД,. каф. “Ландшафтный дизайн и интерьер.” #Узбекистан, Самарканд, Самаркандский государственный #архитектурно-строительный институт #otabek.babakandov[AT]mail.ru
садовый парковый искусство, висячий сад семирамида, парковый искусство древний, искусство древний восток, быль цветник ряд, цветник ряд иссинить, канал быль цветник, мрамор канал быль, облицевать мрамор канал, ряд иссинить черный, садовый парковый искусство древний, парковый искусство древний восток, мрамор канал быль цветник, канал быль цветник ряд, облицевать мрамор канал быль, канал облицевать мрамор канал, узкий канал облицевать мрамор, быль цветник ряд иссинить, ряд иссинить черный кипарис, кипарис верхний терраса украшать,