СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Июль
  Август   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Садово-Парковое искусство древнего востока


САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

В статье рассматривается о том как садово-парковое искусство развивалось в Древнем Востоке, в том числе садово-парковое искусство Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая и Японии. Анализируется и сопоставляется стили садов Древнего Востока и Европы.

Садово-парковое искусство всегда отличалось творческим много- обра- зием в решении своих специфических задач. Характер этого вида творчества зависит от исторических условий, ландшафта, уровня культуры, самобытных особенностей народов. Садово-парковое искусство Древнего Востока развивалось по двум основным направ- лениям: геометрическому и живописному. Зарождению и расцвету того или иного направления парковой композиции в странах востока способствовали различные условия: особенности климата и рельефа, общественного устройства, степень могущества того или иного государства. Поэтому в литературе регулярные, расположенные на крутом рельефе сады часто называют итальянскими, регулярные сады на ровной местности - французскими, цветочные партерные сады - голландскими, пейзажные парки - английскими. В Вавилоне, Ассирии, Древнем Египте жизнь сосредоточивалась вдоль крупнейших рек - Тигра, Евфрата и Нила, почва долин которых состоит из очень плодородных и благоприятных для земледелия иловых отложений. Небольшими рощами там росли платан, финиковая пальма, тамарикс, орех грецкий, тополь, инжир, смолистое дерево. Особенно необходимы были сады, они давали тень и прохладу. Устройство садов в таких условиях требовало искусственного орошения. Правильная, прямоугольная сеть каналов диктовала создание прямоугольных, симметрично распланированных садов. Вдоль каналов выращивали финиковые пальмы, инжир, миндаль, шелковицу, виноград. Сады в Египте создавались в основном двух типов: сады при храмах и сады при жилых домах (1-рис.) [1].

Самую знаменитую из построек - висячие сады Семирамиды - древние греки назвали одним из чудес света. Наименование - "висячие сады Семирамиды", очевидно, связано с именем индийской царицы Саамурамат, жены Адобени-рари IV (810-782 гг. до и. э.). Рассматривая садово-парковое искусство Ближнего Востока и Передней Азии, нельзя не описать сады древнего Иерусалима во дворце царя Соломона (X в. до и. э.). В описаниях упоминается, что этот дворец имел четыре богато украшенных внутренних двора и сады, в которых росли пальмы, кипарис, орех, гранат, виноград и другие плодовые растения, а также цветы. Там разводили павлинов, голубей и других птиц, для которых устраивали красивые птичники. В садах Соломона были также бассейны с рыбами (2-рис.). Планировка садов была строго регулярной, однако их разбивали на четырехугольные участки и кварталы разной величины и формы, не связанные единым композиционным замыслом. Сады украшали фонтанами и полноводными каналами. Павильоны были украшены золотом, живописью и богатыми тканями.

Выдающимся сооружением такого типа является мавзолей Тадж-Махал (1630- 1(552), названный "жемчужиной Индии". Это усыпальница жены Шах-Джахана (недалеко от города Агры). Мавзолей расположен не в центре, а в конце сада, на высокой террасе, на берегу реки. Перед фасадом здания расположен узкий канал, облицованный мрамором. Вдоль канала были цветники и ряды иссиня - черных кипарисов. Верхнюю террасу украшал цветочный партер. Зеленую оправу для "жемчужины" создавал садовник из Кашмира (3-рис.) [2].

Своеобразный рекорд в 197 г. до и. э. установил богдыхан У Ти - китайский Людовик XIV, построивший парк 200 км по окружности. В сравнении с ним Версаль всего лишь маленький партер. 30 тысяч рабов были заняты устройством этого парка, каждая провинция обширного государства доставляла лучшие растения. Строительство живописных по цвету и изящных по архитектуре павильонов - излюбленный архитектурный прием в оформлении садов и парков Китая. Особенно часто павильоны размещали у воды. В парках Китая широкое распространение связывали отдельные павильоны в единый комплекс (4-рис.).

На садовое искусство Японии особое влияние оказала чайная церемония (тя-но-ю). Основное назначение сада - способствовать сосредоточенности и самоуглублению (5-рис.).

Поэтому в чайном саду не было ничего, что нарушало бы спокойное расположение духа. Устройство садов на небольшой территории отточило искусство выращивания карликовых деревьев - бонсай. С помощью специального режима поливки, того или иного состава почвы японцы выращивали деревья и кустарники нужного размера и формы, с определенным оттенком листвы [3].

1-рис. Сад знатного египтянина. План. 2-рис. Висячие сады Семирамиды

5-рис. Холмистый сад в стиле син

Список литературы

С.С. Ожегов. История ландшафтной архитектуры. - Москва, 1998.

А.С.Уралов, К.Д. Рахимов. Шарк мамалакатларининг бог-парк санъати. Самарканд, 2011.

А. Д. Жирнов. Искусство паркостроения,- Львов, 1977.

УДК 71:635


#КАРИМОВ УЛУГБЕК НУРМАМАТОВИЧ, #ассистент каф. “Ландшафтный дизайн и интерьер.” #КАДИРОВА НАВРУЗА БАРАКАЕВНА #ассистент каф. “Городское строительство и хозяйство” #АКРАМОВА ХОЛИДА АЛИШЕР КИЗИ, #Студентка, гр. 201-ЛД,. каф. “Ландшафтный дизайн и интерьер.” #Узбекистан, Самарканд, Самаркандский государственный #архитектурно-строительный институт #otabek.babakandov[AT]mail.ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ