СБИВНОЙ ХЛЕБ «ШКОЛЬНЫЙ» ДЛЯ РАЦИОНА ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ
Хлеб играет важную роль в питании школьников и подростков, поэтому его необходимо обогащать макро- и микронутриентами. На экспериментальном участке ОАО «Хлебозавод №7» и ВГУИТ был получен сбивной хлеб «Школьный» и проведен его анализ. Изделие обладает повышенной пищевой и биологической ценностью и может быть отнесено к продуктам для школьного питания.
Вопрос обеспечения качественным питанием школьников и дошкольников приравнивается к вопросу национальной безопасности государства. Государством признана очевидность взаимосвязи состояния здоровья детей и их способности в будущем реализовать детородные функции, обеспечивая демографический рост, и пополнять ряды вооруженных сил для обороноспособности страны. В настоящее время проблеме школьного питания, как одного из приоритетных направлений государственной политики в области охраны здоровья школьников России, придается исключительно важное внимание.
Анализ литературных источников установил, что рациональное питание школьника, направленное на профилактику алиментарных (сердечнососудистых, желудочно-кишечных, аллергических) заболеваний, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие потребности организма, обеспечивает при этом необходимый уровень обмена веществ [1,2].
В структуре питания детей и подростков важнейшую роль играют хлеб, так как являются источниками энергии и пищевых веществ (углеводов, белков, витаминов, макро- и микроэлементов, органических кислот, в том числе, полиненасыщенных жирных кислот) [2].
Анализ среднесуточного набора продуктов, необходимый для питания школьников, показал важнейшую роль хлебобулочных изделий. Хлебобулочные изделия являются продуктами массового потребления. Поэтому их удобно и необходимо обогащать незаменимыми макро и микронутриентами [3,4].
В задачу исследований входило разработать сбивной хлеб из муки цельносмолотого зерна пшеницы, полученного измельчением дезинтегра- ционно-волновым способом, с применением механического способа разрыхления структуры теста, обогащенного яблочным, морковным и тыквенным порошками и йодированной солью, на экспериментальном участке, созданном совместно с ОАО «Хлебозавод № 7» г. Воронеж и Воронежским Государственном Университетом Инженерных Технологий (ВГУИТ).
Для исследования процесса получения сбивного хлеба школьного питания использовали экспериментальную установку, разработанную на кафедре ТХКМЗП, предназначенную для разрыхления теста механическим способом [4, 5]. Технологический процесс осуществляли следующим образом в соответствии с рецептурой (табл. 1).
Таблица 1 - Рецептура сбивного хлеба «Школьный» из муки цельносмолотого зерна пшеницы и порошков (тыквенного, морковного, яблочного) для школьного питания
Наименование сырья
Расход сырья, кг
Мука цельносмолотого зерна пшеницы
100,0
Концентрированное яблочное пюре
20,0
Концентрированный яблочный сок
5,0
Порошки:
- тыквенный
2,0
- морковный
2,0
- яблочный
2,0
Соль йодированная пищевая
1,6
Итого
-
Примечание. Массу воды рассчитывают из влажности готовых изделий и с учетом влажности сырья по рецептуре данного вида изделия
Предварительно смешивали с водой все рецептурные компоненты (яблочный, морковный и тыквенный порошки, йодированную соль) до растворения, а затем дозировали муку с последующим интенсивным перемешиванием при 300 об/мин в течение 3-5 мин до получения однородной пластичной структуры теста при t = 25-30 °С с влажностью Wt = 55 %. Затем полученное тесто дозировали в металлические формы с развесом 0,35 кг. Тестовые заготовки сбивали в установке под избыточным давлением воздуха Р = 4 атм до объемной массы 0,4 г/см3 при п = 1000 об/мин в течение тсб = 30 с. Затем выпекали при tBbm= 185-195°С в течение 45 мин.
Таблица 2 - Показатели качества сбивного хлеба для школьного питания
Показатели качества
Хлеб "Школьный" из цельносмолотого зерна пшеницы (тыква, морковь, яблоко)
1
2
Органолептические показатели
Внешний вид:
Форма
Без боковых выплывов, соответствует форме, в которой выпекался хлеб.
Поверхность
Без крупных подрывов и трещин
Цвет
Коричневый
Состояние мякиша:
Пропечённость
Пропеченный, не липкий, не влажный на ощупь
Промес
Без комочков и следов непро- меса
Пористость
Равномерная, без пустот и уплотнений
Вкус
Свойственный данному виду изделия, с привкусом тыквы, моркови, яблока
Запах
Свойственный данному виду изделия с тыквенно-морковно- яблочным ароматом
Физико-химические показатели
Влажность мякиша хлеба, %
49,5
Кислотность мякиша, град
3,5
Удельный объём хлеба, см3/100 г
225,0
Пористость мякиша, %
65,0
Определены пищевая, биологическая и энергетическая ценность обогащенного сбивного хлеба из муки цельносмолотого зерна пшеницы «Школьный» и установлено, что он обладает повышенной пищевой, биологической и пониженной энергетической ценностью.
Энергетическая ценность сбивного хлеба «Школьный» составила 235,45 ккал, по содержанию органических кислот, минеральных веществ, витаминов и пищевых волокон, полученный сбивной хлеб покрывает не менее 15 % суточной потребности организма школьника и может быть отнесен к продуктам для рациона школьного питания.
Список литературы
Богданова, О. Здоровое питание в школе / О. Богданова, Ю. Колыванова // Питание и общество. -2006. -№9. - С. 2-3.
Маюрникова, Л. А. Здоровое питание детей - залог будущего здоровья нации / Л. А. Маюрникова // Деловой Кузбасс - Новый век. - 2006. - №4. - С. 76-77.
Чертов, Е. Д. Сбивные хлебобулочные изделия для питания школьников / Е. Д. Чертов, Е. О. Магомедов, Н. П. Зацепилина, Т. А. Репрынцева, Е. О. Добросоцкая, В. В. Лыгин, В. Л. Чешинский // Хлебопродукты, 2014. - № 11 - С. 58-60.
Магомедов, Е. О. Актуальные аспекты организации школьного питания, соответствующего возрастным физиологическим потребностям. / Е. О. Магомедов, Н. П. Зацепилина, В. В. Лыгин // Вестник ВЕУИЕ, 2014. -№ 3 - С. 93-98.
Магомедов, Е. О. Установка для приготовления сбивного теста (особенности работы и основные технические характеристики) [Еекст] / Е. О. Магомедов, В. В. Богданов, А. В. Евсеев, М. Е. Магомедов // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий, 2013. -№1 (55)-С. 17-23.
УДК 633.12:631.12
#МАГОМЕДОВ ГАЗИБЕГ ОМАРОВИЧ, #ЗАЦЕПИЛИНА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА, #ГУЛЬБАГАНДОВА САБИНА ГУЛЬБАГАНДОВНА, #ГУСЕВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, #ДЕМЯНИК НАДЕЖДА ПЕТРОВНА, #ЛЫГИН ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ1, #АЛИЕВА МАРЗИЯТ МАГОМЕДРАСУЛОВНА2 #воронежский государственный университет инженерных технологий #211 Б класс, МБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением #отдельных предметов № 32 им. прп. Серафима Саровского, г. Курск #E-mail: nataha.zatsepilina[AT]yandex.ru
сбивной хлеб школьный, цельносмолоть зерно пшеница, мука цельносмолоть зерно, данный вид изделие, тыквенный морковный яблочный, университет инженерный технология, обладать повышенный пищевой, повышенный пищевой биологический, сбивной хлеб мука, яблочный морковный тыквенный, мука цельносмолоть зерно пшеница, хлеб мука цельносмолоть зерно, обладать повышенный пищевой биологический, сбивной хлеб мука цельносмолоть, тыквенный порошок йодированный соль, морковный тыквенный порошок йодированный, свойственный данный вид изделие, яблочный морковный тыквенный порошок, воронежский государственный университет инженерный, сбивной хлеб школьный питание,