СТАТЬИ АРБИР
 

  2018

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Формирование основных процессов умственной деятельности современного специалиста


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕССОВ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Рассматриваются вопросы формирования основных процессов умственной деятельности современного специалиста — будущих учителей трудового обучения в условиях социально-экономических преобразований в Узбекистане, о подготовке специалистов-профессионалов, способных развивать экономику, формированию ценностной сферы студентов высшего образовательного учреждения, которая является регулятором социального поведения личности, где важное место занимает активная учебно-познавательная деятельность.

В условиях наращивания социально-экономических преобразований в Республике Узбекистан большое значение придается повышению качества подготовки специалистов. Именно совершенствование производительных сил оказывает существенное влияние на темпы, качество и способы реализации социальной и экономической политики общества. Заказ на формирование современного специалиста во многом определяется возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам личности и деятельности [1].

«Вступив на путь строительства современного государства с развитой рыночной экономикой, обеспечивая постепенный переход от сильного государства к сильному гражданскому обществу, мы всегда отдавали себе отчет в том, что только люди, которые осознают необходимость гармонии национальных и общечеловеческих ценностей, располагающие современными знаниями, интеллектуальным потенциалом и передовыми технологиями, могут добиться поставленных стратегических целей развития.» - подчеркнул Президента Республики Узбекистан И.Каримов в своём выступлении на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны».

Высокое мастерство, необходимый уровень знаний, умений и навыков по профессии, позволяющее будущего учителя труда или инженера- педагога быть конкурентоспособным на рынке труда, в настоящее время понимается как профессиональная компетентность. Сегодня вместо понятия «профессионализм», все чаще используется понятие «компетентность», которая подразумевает помимо технологической подготовки целый ряд других компонентов. Это самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться, оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства и социума.

Мобильность, творческий характер труда зависят от широты кругозора, осмысления и решения тех проблем, с которыми человек сталкивается в своей практике, а также видение и понимание перспектив производства. Поэтому необходимо учитывать не только то, что знает студент сегодня, но и что он, будучи специалистом, сможет узнать завтра.

Обществу остро требуются специалисты, обладающие развитой учебно-познавательной деятельностью, имеющие высокий уровень фундаментальной и профессиональной подготовки, действующие рационально и способные принимать целесообразные решения в нестандартных ситуациях.

Сегодня речь идет о подготовке специалистов-профессионалов, способных развивать экономику, и главное в этом процессе - не объем получаемой информации, а обучение умению творчески находить, усваивать и пользоваться ею. Важная роль отводится также формированию ценностной сферы студентов высшего образовательного учреждения, которая является регулятором социального поведения личности, где важное место занимает активная учебно-познавательная деятельность. Это имеет особое значение для системы высшего образования, которая обучает и воспитывает специфический контингент студентов.

Велика роль трудового обучения в умственном воспитании учащихся. Это обусловливается тем, что в труде и в процессе овладения трудовыми знаниями, навыками и умениями у человека расширяется круг восприятий и преставлений, складываются и совершенствуются познавательные способности, формируются основные процессы умственной деятельности, как анализ, синтез, индукция, дедукция. И в конечном итоге вырабатывается умение самостоятельно приобретать знания и применять в практике.

Сущность и основные пути управления процессом формирования у учащихся приемов и способов умственной деятельности рассматриваются в основном литературе посвященной вопросам психологии. Исходя из точки зрения формирование профессиональной компетентности будущих учителей трудового обучения, здесь ограничимся краткой характеристикой логических приемов используемых в обучении.

Анализ - это логический прием, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяют на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из них рассматривают в отдельности, но как часть расчлененного целого. Например, сложную машину, как станок, автомобиль, швейную машину и т.п. расчленяют на части, и каждую из которых подробно изучают в отдельности. При этом характеризуют отдельные признаки и свойства каждой из частей: назначение, устройство, последовательность разборки, сборки и т.д. После этого выделенные для изучения элементы соединяют в целое, что делается с помощью логического приема - синтеза.

Синтез - мысленное или практическое соединение частей изучаемого предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого. Данный прием необходим, так как для полного и глубокого понимания значения и роли каждый части изучаемого предмета одного анализа недостаточно, а нужно знать, как эти части связаны и взаимодействуют в единстве. Только при этом условии можно усвоить принципы устройства и работы машин, оборудования и т.д., познать сущность изучаемого технологического процесса. Нужно отметить, синтез всегда связан с анализом, с другой стороны анализ предполагает осуществление синтеза.

Таким образом, анализ и синтез пронизывают собой весь учебный процесс, а умственная деятельность учащихся выступает как аналитикосинтетическая деятельность головного мозга.

Кроме того, в обучении часто используются такие формы мышления, как индукция и дедукция. И они применяются в единстве и взаимосвязи, но на определенных этапах изучения того или иного предмета, явления, процесса бывает целесообразным применить преимущественно индукцию или дедукцию.

Индукция представляет собой форму мышления, с помощью которой от единичных, частных суждений переходят к какому-либо общему правилу, положению. Например, учащихся сначала последовательно знакомят с принципами действия приборов различных систем, т.е., с электромагнитной (взаимодействие магнитного поля тока, проходящего по обмотке катушке, с магнитным полем намагничивающегося сердечника), магнитоэлектрической (взаимодействие магнитного поля тока, проходящего по обмотке рамки, с магнитным полем постоянного магнита), электродинамической (взаимодействие магнитных полей токов, протекающих по двум обмоткам, одна из которых неподвижна, а другая может выражаться) системой. На основе этих частных суждений делается общее заключение о принципе действия большой группе различных электроизмерительных приборов, о взаимодействие магнитных полей.

Дедукция представляет собой форму мышления, с помощью которой от общих правил и положений переходят к менее общим правилам и положениям и частным случаям. Например, познакомившись с сущностью процесса резания, учащиеся рассматривают пиление, строгание, сверление, фрезерование и другие подобные процессы как частные случаи резания. Получив общее понятие о машине как развитом устройстве, состоящем из трех различных частей: машины-двигателя, передаточного механизма и машины-орудия, учащиеся наблюдают проявление этого общего положения в устройстве конкретных изучаемых машин - токарного и фрезерного станка, швейной машины и др.

В ситуации изменений, происходящих в образовании, повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность инженера-педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества.

Список литературы:

1. Каримов И.А. Узбекистан свой путь обновления и прогресса. - Ташкент: Узбекистан, 1992,- 71с. Технологии продуктов питания.

УДК 664.8.047


#ЭШНАЗАРОВ УЛМАСБЕК ЖУРАКУЛОВИЧ, #АСТАНОВА МОХИРА МУХТОРОВНА #Узбекистан, Каршинский государственный университет #sabir_yakubov[AT]mail.ru





МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ